По
условиям лицензирования страховой деятельности
на территории Российской Федерации к
блоку страхования ответственности относятся
следующие виды:
-
страхование гражданской ответственности
владельцев автотранспортных средств;
-
страхование гражданской ответственности
перевозчика;
-
страхование гражданской ответственности
предприятий – источников повышенной
опасности;
-
страхование профессиональной ответственности;
-
страхование ответственности за
неисполнение обязательств;
-
страхование иных видов ответственности
(при котором объектом страхования являются
имущественные интересы лица, о страховании
которого заключен договор (застрахованное
лицо), связанное с обязанностью последнего
в порядке, установленном гражданским
законодательством, возместить ущерб,
нанесенным им третьим лицам).
Под страхованием предпринимательских
рисков понимается страхование предпринимателем
рисков своих убытков и неполучения ожидаемых
доходов от застрахованной предпринимательской
деятельности из-за нарушения обязательств
контрагентами предпринимателя или изменения
условий этой деятельности по не зависящим
от предпринимателя обстоятельствам.
Объектом данного страхования являются
имущественные интересы страхователя,
связанные с осуществлением коммерческой
деятельности. Страхование предпринимательских
рисков предусматривает обязанности страховщика
по страховым выплатам в размере полной
или частичной компенсации потерь доходов
или дополнительных расходов страхователя,
вызванных такими событиями, как остановка
или сокращение объема производственной
деятельности в результате оговоренных
причин; банкротство; неисполнение или
ненадлежащее исполнение договорных обязательств
контрагентом страхователя, являющегося
кредитором по сделке; понесенные страхователем
судебные или какие-либо непредвиденные
расходы Страховая сумма по договору чаще
всего устанавливается в пределах вложений
страхователя в застрахованную деятельность
с увеличением ее в ряде случаев на согласованную
между сторонами договора ожидаемую прибыль
от данной деятельности. При этом нередко
условия договора страхования предусматривают
установление франшизы. Специфика страхования
обусловливает ряд требований к порядку
заключения договоров. В частности, страхователь
должен предъявить свидетельства о своей
регистрации, лицензии или патенты на
подлежащую страхованию деятельность,
другие необходимые документы. В своем
заявлении о желании заключить договор
он должен дать подробную информацию о
предпринимательской деятельности, условиях
ее осуществления, ожидаемых доходах и
расходах, заключенных контрактах, своих
контрагентах и других обстоятельствах,
имеющих отношение к степени риска. Возникновение
видов страхования предпринимательских
рисков стало, с одной стороны, следствием
расширения страхования обычных имущественных
рисков, а с другой - результатом развития
новой сферы деятельности страховщиков
- поручительства и гарантий. Объем ответственности
страховщика в зависимости от различных
условий может разниться в больших пределах:
от стихийных бедствий до набора общественно-политических
факторов.
Таким образом, финансовая система представляет
собой единое целое, все составные части
этой системы тесно связаны между собой
многочисленными видами экономических
связей и отношений. В этой взаимосвязи
и взаимозависимости составных звеньев
финансовой системы проявляется единство
финансов, а также единство финансовой
системы.
2. Задачи и перспективы
развития финансовой системы
Российской Федерации.
2.1 Задачи в области
стабилизации финансовой системы.
Нестабильная ситуация в российской
экономике, сложившаяся в силу многих
обстоятельств, таких как внешнеэкономическая
конъюнктура, политическая обстановка,
проблемы с промышленным развитием страны
и многие другие, а также в последнее время
влияние мирового финансового кризиса,
оказывает негативное влияние на экономику
нашей страны, и, конечно, на состояние
финансовой системы.
В настоящее время ключевым
направлением деятельности государства
является решение социальных вопросов,
обеспечивающих благополучие граждан
и стабильное экономическое развитие.
Так, в Бюджетном послании Президента
Российской Федерации о бюджетной политике
в 2011–2013 годах первым вопросом поставлено
повышение эффективности системы социальной
защиты населения, которая должна быть
переориентирована на поддержку семей
с доходами ниже прожиточного минимума,
в том числе с учетом региональных особенностей
[5].
В связи с этим в Федеральном
законе от 30.11.2011 № 371-ФЗ «О федеральном
бюджете на 2012 год и на плановый период
2013 и 2014 годов» существенно пересмотрены
основные задачи государственной бюджетной
политики по сравнению с прогнозом на
2011–2013 гг. В частности были сохранены
задачи улучшения условий жизни человека
и адресного решения социальных проблем.
Задача государственной налоговой
политики состоит в том, чтобы максимально
использовать возможности позитивного
влияния налогов на социально-экономическое
развитие страны, благосостояние населения,
максимально нейтрализовать негативные
последствия налогообложения, снизить
степень расслоения на богатых и бедных,
которая признается на официальном уровне
и является одной из наиболее актуальных
социальных проблем [22]. Сама идеология
государственного регулирования в современных
условиях разворачивается в сторону решения
социальных задач.
В этой связи для реализации
поставленных Президентом РФ задач требуется
реформирование налоговой политики по
следующим направлениям:
1) поиск дополнительных источников
налоговых доходов;
2) реструктуризация налоговой
нагрузки для смягчения негативных
социальных последствий [5].
Обязательным условием увеличения
налоговых поступлений является стимулирование
хозяйственной деятельности населения
как с помощью методов налогового регулирования,
так и ужесточением контроля за полным
и своевременным поступлением налогов
в бюджеты всех уровней. Однако рост объемов
налоговых поступлений в бюджетную систему
сдерживается снижением экономической
активности налогоплательщиков, что, в
свою очередь, ограничивает уровень доходов
государства.
Развитая налоговая система,
основанная на принципах налогообложения,
является основным инструментом доходов
бюджета, действенным инструментом регулирования
социально-экономических отношений, признаком
сильного демократического государства.
Принципы налогообложения в свою очередь
выступают гарантом эффективности самой
налоговой системы.
Следующим звеном успешного
развития финансовой системы современной
России является бюджетная система, которая
путем соответствующего направления средств
должна обеспечить структурную перестройку
экономики, ускорение научно-технического
прогресса, повышение эффективности производства
и на этой основе рост жизненного уровня
народа. Современная бюджетная система
России определенным образом приблизилась
к структуре бюджетных систем западных
стран, имеющих федеральное устройство.
Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система
России все еще достаточно противоречива
и требует серьезной доработки. В частности,
необходимо решение следующих ключевых
проблем в области бюджетных отношений:
- противоречия и неясности
в статьях бюджетного кодекса, касающихся,
например, учета всех платежей по погашению
государственного долга;
- снижение дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности федеральных
и региональных бюджетов.
- высокая степень концентрации
финансовых ресурсов в федеральном бюджете
страны, что снижает значение региональных
и местных бюджетов;
- тенденция переведения расходов
вниз без соответствующего подкрепления
доходами, что приводит к дотации ранее
сбалансированных местных бюджетов;
- принятие федеральными органами
власти таких решений, которые адресуются
нижестоящим управленческим структурам,
но не сопровождаются достаточными финансовыми
ресурсами;
- доминирующая роль регулирующих
доходов в структуре поступлений средств
в региональные и местные бюджеты и низкой
долей закрепленных за территориями налоговых
платежей;
- недопоступления налоговых
платежей, главными причинами которых
стали: ухудшение макроэкономических
и финансовых показателей по сравнению
с принятыми в бюджете; рост неплатежей
в народном хозяйстве; прямое уклонение
от уплаты налогов, укрывательство многими
налогоплательщиками своих доходов (невозможность
контролирования всех малых и средних
предприятий, уход от налоговой полиции
по средством расчетов за наличные деньги).
Для преодоления указанных
проблем необходимо осуществить следующие
задачи:
- устранить неясности в Бюджетном
кодексе;
- создать группу для соответствующей
доработки Бюджетного кодекса;
- увеличить дотации на выравнивание
бюджетной обеспеченности.
Именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству финансовых ресурсов
и реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики государства.
Через бюджет происходит перераспределение
национального дохода и внутреннего валового
продукта. Бюджет выступает инструментом
регулирования и стимулирования экономики,
инвестиционной активности, повышения
эффективности производства, именно через
бюджет осуществляется социальная политика
финансовой системы РФ.
Так же на успешное развитие
финансовой системы РФ большое влияние
оказывает устойчивость Российской Банковской
Системы, в которой можно выделить следующие
проблемы, требующие решения.
- Устранение системной недоразвитости РБС в части:
- консолидации;
- законодательного регулирования;
- технологического развития.
2. Обеспечение пропорционального развития
РБС в интересах кредитования реальной
экономики и населения, в том числе модернизации.
Решение ресурсной проблемы, в том числе
за счет отечественных возможностей для
смягчения зависимости от зарубежных
заимствований. Стимулирование роста
нормы сбережения.
3. Укрепление
капитальной базы РБС. Формирование эффективных
схем привлечения ресурсов в капитал банков,
в том числе через механизмы публичных
размещений. Регулирование доли иностранного
капитала в РБС.
4. Решение проблемы эффективного
регулирования финансовых институтов
(включая банки и банковские холдинги)
на национальном и наднациональном уровнях.
Повышение информационной прозрачности
для обеспечения устойчивого долговременного
развития.
5. Развитие категории независимой
оценки бизнеса в интересах принятия бизнес-решений
и управления рисками, в том числе упорядочивание
деятельности рейтинговых агентств.
6. Трансформация структуры
продуктов и услуг, определяемых вызовами
времени, прежде всего развитие дистанционных
услуг в связи с направленностью современного
бизнеса на ускорение расчетов и переход
на менее затратные технологии обслуживания
клиентов.
Следует также отметить, что
назрела модернизация самой банковской
системы в части структурной модернизации,
регуляторных новаций, модернизации банковских
технологий.
Отдельным вопросом, от которого
во многом зависит не только устойчивость
Банковской системы, но и устойчивость
всей финансовой системы, является проблема
координации регулирования фондовых и
валютных операций как фактора системного
риска. В то же время накопились вопросы,
требующие оперативного решения в условиях
кризиса. Если проблемы ликвидности РБС
в настоящее время достаточно успешно
решаются, то проблема «плохих» долгов
остается актуальной и требует своего
решения. Эта проблема тесно связана с
вопросом докапитализации, который может
стоять крайне остро, прежде всего, для
крупнейших банков.
Таким образом, бюджет, налоги
и Банковская система, объединяя в себе
основные финансовые категории, является
ведущими звеньями финансовой системы
любого государства и играют как важную
экономическую, так и политическую, и социальную
роль в любом современном обществе.
2.2 Пути решения проблем
и тенденции развития финансовой
системы России на современном
этапе.
Для функционирования и гармоничного
развития финансовой системы необходимо
правильное регулирование экономическими
процессами, то есть должна существовать
определенная финансовая политика.
Финансовая политика представляет
собой совокупность целенаправленных
мер государства в области управления
финансами с целью определения эффективных,
отвечающих современным условиям мероприятий
для создания финансовой основы реализации
экономической политики государства.
Современная финансовая политика
разрабатывается и реализуется исполнительными
органами власти во главе с Президентом
РФ и утверждается законодательными органами
власти в ходе рассмотрения бюджета на
очередной финансовый год. Финансовая
политика нацелена на формирование модели
российской экономики, обладающей долгосрочным
потенциалом экономического роста и благосостояния
населения. Основное место в ее составе
отводится бюджетной политике.
Выделяют следующие основные
направления бюджетной реформы:
1. Реформирование межбюджетных
отношений, главным итогом которых на
сегодняшний день стало разделение уровней
бюджетной системы с определением на постоянной
основе для каждого ее уровня полномочий,
доходов и расходных обязательств.
2. Реформирование бюджетного
процесса, который предусматривает осуществление
мероприятий по внедрению среднесрочного
планирования и исполнения бюджета ориентированного
на результат введения новой бюджетной
классификации и бюджетного учета, измерения
процедур составления рассмотрения проектов
бюджета.