Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа
Отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут возникать на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать перечень прямых и косвенных налогов, республиканских и местных, общих и целевых, а каждый налог будет включать свой субъект и объект, ставки и льготы, другие элементы, изменяющиеся с развитием налогового законодательства.
Финансы, опосредованные экономическими отношениями по поводу формирования и использования фондов денежных средств, выступают одновременно инструментом воздействия на воспроизводственный процесс. Это воздействие осуществляется через финансовый механизм, являющийся частью хозяйственного механизма. Оба понятия появились в нашей экономике в 60-е гг. прошлого века.
Финансовый механизм представляет собой систему управления финансами, выражающуюся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов с целью эффективного их воздействия на конечные результаты производства[24,с.19].
Если финансы
– это объективная
Функционирование финансового механизма государства происходит в процессе распределения (формирования, использования) централизованных денежных средств, государственного регулирования децентрализованных финансов и осуществления контроля за этим процессом. В его основе лежит главная цель – стабилизация финансов за счёт достижения высокой марки (цены, имиджа) товаропроизводителей, максимизации их прибыли и обеспечения высокой эффективности производства[22,с.31].
Задача финансового
механизма – обеспечение
Финансовый механизм – наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, а потому он чутко реагирует на особенности текущей обстановки в экономике страны и социальной сфере. Одни и те же финансовые отношения могут быть организованы государством по-разному. В частности, организация финансовых отношений в страховом деле зависит от организационно-правовой формы страхования, объекта страхования, характера правоотношений между страховщиком и страхователем. Куда обширнее и сложнее характер и организация финансовых отношений в бюджетной системе[25,с.84].
Отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут возникать на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать перечень прямых и косвенных налогов, республиканских и местных, общих и целевых, а каждый налог будет включать свой субъект и объект, ставки и льготы, другие элементы, изменяющиеся с развитием налогового законодательства.
Финансовому механизму присущи следующие функции:
В каждой сфере, группе, звене финансовой системы эффективное функционирование финансового механизма возможно при научном подходе к принципам его построения.
Финансовый механизм в целом по стране, как и составные части, может быть эффективным в том случае, когда соблюдены определенные принципы его построения.
Во-первых, каждая форма финансового отношения не должна противоречить другим формам финансовых отношений, входящих в данный финансовый механизм. Формы финансовых отношений, входящие в финансовый механизм, должны быть согласованы между собой.
Во-вторых, финансовые механизмы, составляющие общий финансовый механизм страны, не могут противоречить друг другу и финансовой политике государства, построенной на соблюдении объективных экономических законов развития общества.
В-третьих, каждая форма финансовых отношений, входящая в финансовый механизм, должна быть финансовым рычагом. Финансовые рычаги — это формы финансовых отношений, являющиеся содержанием любого финансового механизма и предназначенные для экономического (материального) воздействия на интересы субъекта деятельности (государства, его регионов, предприятий, организаций, учреждений, отдельного работника).
Таким образом, те формы финансовых отношений, которые не отвечают данному требованию, не могут быть финансовыми рычагами и включение их в состав финансового механизма бессмысленно.
Основными звеньями
финансового механизма
Разнообразие состава финансового механизма и финансовых отношений позволяет классифицировать его на основе критериев, которые представим на рис.1.1.
Рисунок
1.1 – Структура финансового
Примечание
– Источник: [23,с.21]
В зависимости от степени участия
государства финансовый механизм подразделяется
на директивный и регулирующий.
Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых участвует государство. В его сферу включаются налоги, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства, бюджетный процесс, финансовое планирование. В этом случае государством разрабатывается детально вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех участников[25,с.85]
Регулирующий финансовый механизм определяет процедуру финансовых отношений в тех сферах и звеньях децентрализованной финансовой системы, где интересы государства напрямую не затрагиваются.
Исходя из территориального деления финансовый механизм подразделяется на:
- финансовый механизм государства;
- финансовый
механизм местных органов
Финансовый механизм государства направлен на стабилизацию его финансов, совершенствование управления ими и укрепление финансового законодательства, внешнеэкономических связей и т.д., финансовый механизм местных органов власти – на финансовое обеспечение потребностей территорий.
В зависимости от сфер и звеньев финансовой системы выделяют:
- бюджетный механизм;
- механизм функционирования внебюджетных фондов;
- механизм функционирования субъектов хозяйствования и учреждений непроизводственного звена;
- механизм функционирования финансового рынка
Бюджетный механизм характеризуется наличием системы налогов, формирующих доход бюджета, а также всевозможных направлений использования бюджетных средств и методов финансирования.
Механизм внебюджетных фондов предназначен для финансового обеспечения конкретных программ. На предприятиях и в организациях реального сектора экономики финансовый механизм опосредован в первую очередь отношениями по поводу формирования и использования денежных фондов (уставного, добавочного, резервного, накопления и потребления).
Механизм субъектов хозяйствования и учреждений непроизводственного звена связан с бюджетным финансированием и получением дополнительных доходов, связанных с коммерческой деятельностью.
На финансовом рынке финансовый механизм обслуживает «работу» временно свободных денежных средств физических и юридических лиц.
Характер функционирования
финансового механизма
Инструменты, рычаги представляют определенные элементы распределения дохода. Они способствуют управлению движением денежных средств и связаны с финансированием капитальных вложений, использованием оборотных средств и фондов различного назначения. К ним относят налоги, прибыль, цену, амортизационные отчисления, дивиденды, проценты, заработную плату, систему расчётов, дебиторскую и кредиторскую задолженность и т.д. По своим функциям инструменты (рычаги) подразделяются на стимулы, санкции, лимиты, нормы, нормативы. В виде стимулов выступают всевозможные льготы, особые условия кредитования, в виде санкций – штрафы, пени, неустойки[23,с.32].
Финансовое обеспечение реализуется посредством установленной системы, которая может осуществляться в нескольких формах: самофинансирования, кредитования и безвозвратного финансирования. Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью акций и других ценных бумаг. Различные формы финансового обеспечения, как правило, применяются одновременно, путем установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее активной частью финансового механизма.
Финансовое регулирование как метод финансового воздействия связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, в отраслях народного хозяйства, на предприятиях различных форм собственности на основе конкретных методов: сальдового, нормативного и налогового. Сальдовый метод заключается в распределении дохода по элементам с выделением итогового (сальдового) остатка. Нормативный метод основан на распределении дохода по нормативам (применялся в доперестроечный период в процессе функционирования двух моделей хозрасчёта). При налоговом методе часть выручки распределяется по децентрализованным и централизованным фондам с помощью налогов и обязательных отчислений.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы органов управления. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы тарифных ставок, методические указания и разъяснения и т.п. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из различных видов экономической, коммерческой, финансовой и другой информации.
2 Воздействие финансового механизма на общественное производство
С ростом населения планеты и его урбанизацией, с обострением противоречий как внутри, так и между государствами, с развитием научно-технического прогресса и многими другими факторами воспроизводство среды обитания становится непременным условием выживания человечества. Мировое разделение труда приводит к неравномерному распределению высокотехнологичных производств, к концентрации финансового капитала в наиболее богатых странах. Более бедные страны занимаются добычей сырья и производством сельскохозяйственной продукции. Но в любом случае содержание воспроизводственного процесса не изменяется. Меняется место концентрации прибавочного продукта. Через финансовый, банковский и ценовой механизмы основная доля прибыли оседает в наиболее развитых странах, позволяя им и дальше осуществлять распределение в свою пользу.
Процесс воспроизводства включает четыре стадии:
Эти стадии обязательны для воспроизводства, и хотя бы без одной из них процесс воспроизводства будет прерван[21,с.20].
Финансовая система любой страны, основу которой составляет обслуживание прежде всего собственного производства и обмена, при современном развитии хозяйственного механизма играет в экономике самостоятельную роль и сама уже влияет на производство, стимулируя или дезорганизуя хозяйственные процессы.
Если исходить из общественного назначения государственных финансов (формирование и использование денежных фондов, обеспечивающих выполнение государством своих функций), то наиболее значительна их роль на стадии распределения. На этой стадии воспроизводственного процесса активнее проявляются все общественные интересы, соответственно и все противоречия общества.
Так, чтобы организовать производство, надо воспользоваться либо государственными субсидиями, либо банковским кредитом, которые формируются за пределами материального производства. Безусловными в финансовом механизме являются налоги. Получив прибыль, надо перечислить в бюджет различные виды налогов и сборов. Государство, сформировав свои доходы, выплачивает, в частности, зарплату работникам бюджетной сферы. Последние тоже платят налоги, идущие на формирование доходов государства. Из личных доходов граждане оплачивают различные услуги, производят взносы в страховые фонды, погашают проценты за пользование кредитами. Получившие доход за оказанные услуги предприятия также выплачивают налоги, которые идут на формирование доходов государства.