Понятие и состав финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут возникать на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать перечень прямых и косвенных налогов, республиканских и местных, общих и целевых, а каждый налог будет включать свой субъект и объект, ставки и льготы, другие элементы, изменяющиеся с развитием налогового законодательства.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по ТЕОРИИ ФИНАНСОВ 2003.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Как видим, даже на примере налоговой системы сохраняется тенденция увеличения количества нормативно-правовых актов. Вместе с тем возрастает информированность субъектов хозяйствования в области правового регулирования. Создаются электронные базы правовых документов, выпускаются новые периодические издания.

Происходит  развитие финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма.

В современной  рыночной экономике большое значение имеет фондовый рынок. Его становление в Республике Беларусь обусловлено трансформацией государственной собственности, переходом к рыночным методам регулирования экономических процессов.

За 6 месяцев 2010 года количество акционерных обществ увеличилось на 103 и на 1 июля 2010 года составило 4394, из них 2002 – ОАО, 2391 – ЗАО. В первом полугодии акционерные общества произвели эмиссию акций на общую сумму 6 трлн. 93,7 млрд. рублей. Основной объем приходится на Минскую область – 2,2 трлн. рублей и Минск – 1,5 трлн. Меньше всего этот объем в Могилевской области – 215 млрд. рублей. В целом объем выпущенных в обращение акций действующих эмитентов в первом полугодии увеличился на 14,8% и составил 46 трлн. 589,7 млрд. рублей. В том числе эмиссия акций открытых акционерных обществ  составила 35 трлн. 571 млрд. рублей, закрытых акционерных обществ – 11 трлн. 18,7 млрд. рублей.

В первом полугодии 2010 г. зарегистрировано 138 выпусков корпоративных облигаций 58 эмитентов (из них 46 небанковских организаций) на общую сумму 4 трлн. 691,97 млрд. рублей. Виды и суммы валют следующие: 2,9 трлн. рублей, 261,4 млн. долларов США, 107 млн. евро. Основная часть из общего объема зарегистрированных в январе-июне выпусков приходится на облигации банков – 84,8% (3,9 трлн. рублей). На облигации небанковских организаций – 15,2% (715,12 млрд. рублей).

Суммарный объем вторичных торгов на бирже в первом полугодии 2010г. с акциями составил 81,82 млрд. рублей, c корпоративными облигациями – 1,7 трлн. рублей, с облигациями местных исполнительных и распорядительных органов – 1,4 трлн. рублей. На внебиржевом рынке ценных бумаг за указанный период было совершено 6,989 сделок на общую сумму 3,5 трлн. рублей, что составляет более 36,2 млн. ценных бумаг. Объем сделок купли-продажи акций, зарегистрированных на внебиржевом рынке, составил 40,2 млрд. рублей или 7,1 млн. акций. Это в 1,7 раза превышает показатель аналогичного периода предыдущего года (23,5 млрд. рублей или 1,01 млн. акций в I полугодии 2009 года). Объем сделок купли-продажи облигаций, зарегистрированных на внебиржевом рынке, составил 3,3 трлн. рублей или 4,5 млн. облигаций, что в 5,1 раза выше показателя аналогичного периода предыдущего года (649,3 млрд. рублей или 2,3 млн. облигаций в I полугодии 2009 года).

Общее количество действующих профессиональных участников рынка ценных бумаг с начала года не изменилось и составило 74. Из них банки – 28, небанковские организации – 46.[Приложение А]

В соответствии со статьями 25, 32 Банковского кодекса  Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441–3 одной из основных целей деятельности Национального банка Республики Беларусь является организация эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы[2].

В рамках достижения этой цели Национальный банк осуществляет управление функционированием платежной системы Республики Беларусь и надзор за ней посредством установления правил осуществления платежей, тарифной политики, управления ликвидностью, а также посредством сбора, накопления и анализа показателей, характеризующих состояние платежной системы Республики Беларусь.

Национальный  банк ведет ведомственный архив данных и документов по межбанковским расчетам.

Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка. BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек).

Обязательным  условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.

Функции оператора  АС МБР выполняет Расчетный центр  Национального банка Республики Беларусь. Расчетный центр имеет право электронной цифровой подписи электронных сообщений, создаваемых в результате проведения межбанковских расчетов, а также право дополнительного удостоверения электронной цифровой подписью исполненных электронных платежных документов.

В январе-сентябре 2010 года в системе BISS проведено 44 610,5 тыс. платежей на общую сумму 716 456,6 млрд. рублей (за аналогичный период 2009 г. проведено 41 078,2 тыс. платежей на общую сумму 830 070,4 млрд. рублей). [Приложение Б]

В 2009 и 2010 годах  случаев несанкционированного доступа  в платёжную систему не допущено. Среднегодовой параметр доступности АС МБР для банков на 1 января 2010 г. составил 99,97% дневного фонда рабочего времени при 99,5%, предусмотренного в Основных направлениях.

Национальным  банком совместно с банками осуществлен комплекс мер по расширению использования в безналичном платежном обороте банковских пластиковых карточек, а также по развитию программно-технической инфраструктуры их обслуживания.

На 1 января 2010 г. эмиссия банковских пластиковых  карточек международных и внутренних платежных систем достигла более 7,7 млн. единиц, что на 27,4% больше, чем на начало 2009 года. Установлены 2701 банкомат и 2952 инфокиоска, организации торговли оснащены 20049 платежными терминалами, что соответственно на 10,2%, 41,7% и 47,3% больше, чем в 2008 году.

На начало 2010 года доля безналичных операций в  общем объеме операций с использованием банковских пластиковых карточек (в белорусских рублях) составила 45,3% по количеству операций и 11,4% по сумме операций (на 1 января 2009 года – 41% и 9% соответственно). Продолжаются работы по совершенствованию нормативной правовой базы платежной системы Республики Беларусь.

Указанные тенденции  совершенствования финансового  механизма проявились в динамичном развитии экономики страны и финансового сектора в частности.

Так, в первом полугодии 2010 года отмечается оживление  экономической активности в Республике. ВВП за январь-июнь 2010 года возрос в сопоставимых ценах на 6,6% по сравнению с январем-июнем 2009 года вместо 0,3% в январе-июне прошлого года к аналогичному периоду предыдущего года, производство промышленной продукции – на 8,8%.

В январе-июле 2010 года, по данным Белстата, динамика финансовых показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года имела преимущественно положительный характер.

Улучшившаяся  конъюнктура на внутреннем и внешнем  рынках способствовала снижению запасов готовой продукции на складах предприятий, росту выручки от реализации товаров и услуг. Имевшая место в течение 2009 года тенденция падения прибыли сменилась на её рост, снизились доля убыточных предприятий и сумма допущенных убытков. Уменьшились доли просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, снизились внешняя просроченная кредиторская и дебиторская задолженность.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг организаций за январь-июль 2010 года в текущих ценах составила 180,6 трлн. рублей, или на 27,6% больше, чем за январь-июль 2009 года. Рост данного показателя характерен для всех остальных отраслей экономики.

На 1 августа 2010 года запасы готовой продукции на складах промышленных предприятий в текущих ценах составили 5,7 трлн. рублей, увеличившись за январь-июль 2010 года на 4,4% (в 2008 году прирост составил 39%). Доля запасов в среднемесячном объёме производства снизилась с 88,3% на 1 августа 2009 года до 59,1% на 1 августа 2010 года.

В январе-июле 2010 года по экономике в целом имело место увеличение как номинальных, так и реальных объёмов всех показателей прибыли. Объем реальной (скорректированной на дефлятор ВВП) прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг в целом по экономике вырос на 13,8%, прибыли до налогообложения – на 19,6%, чистой прибыли – на 22,3%.

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг за январь-июль 2010 года составила 11,4 трлн. рублей, что в номинальном выражении на 23,6% больше, чем за январь-июль 2009 года, а чистая прибыль – 8 трлн. рублей, или на 32,5%  больше, чем за январь-июль 2009 года.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год» и в 2010 году не входит в состав республиканского и консолидированного бюджетов[11, с.1].

В январе-июле 2010 года, по предварительной информации Министерства финансов, в бюджет государства  без учёта средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения поступило 26,8 трлн. рублей доходов (или 31,9% к ВВП против 34,4% в январе-июле 2009 года).

Доходная часть  консолидированного бюджета сформирована, главным образом, за счёт налоговых  поступлений, в составе которых обладают 5 основных налогов. Это НДС, таможенные пошлины, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В январе-июле 2010 года их поступило на сумму 20 трлн. рублей (январе-июле 2009 года – 17,1 трлн. рублей).

Налоговые доходы составили 91,8% всех поступлений в консолидированный бюджет (в январе-июле 2009 года –89,8%), неналоговые доходы - 8% (в январе-июле 2009 года –10,2%). В общей сумме налоговых поступлений налоги на прибыль и доходы составили 25%, подоходный налог – 10,5%, налоги на собственность – 4,3%, налоговые доходы о внешнеэкономической деятельности – 11,7%.

Расходы консолидированного бюджета в январе-июле 2010 года составили 29 трлн. рублей, что на 5,2% больше, чем за январь-июль 2009 года (или 34,6% к ВВП, в январе-июле 2009 года данный показатель составил 38,2% к ВВП).

Основная доля в общих расходах консолидированного бюджета приходилась на финансирование социальной сферы и отраслей национальной экономики. Объём средств, направленных на финансирование социально-культурных мероприятий, составил 11,6 трлн. рублей, или 39,8% от всех расходов консолидированного бюджета. На финансирование национальной экономики направлено 7,3 трлн. рублей, что составило 25,1% от общей доли расходов (8,9 трлн. рублей в январе-июле 2009 года, или 32,3%  общей доли расходов).

Консолидированный  бюджет  в  январе-июле 2010 г.  был  исполнен  с  дефицитом на сумму 2,3 трлн. рублей (или 2,7% к ВВП), в том числе республиканский бюджет - с дефицитом на сумму 1,9 трлн. рублей (или 2,3% к ВВП). В январе-июле 2009 г. дефицит консолидированного бюджета составил 3,8% к ВВП, дефицит республиканского бюджета - 2,5% к ВВП. [Приложение В]

Доходы республиканского бюджета в январе-июле 2010 г. составили 16,3 трлн. рублей (или 19,5% к ВВП), а расходы - 18,3 трлн. рублей (или 21,8% к ВВП). [Приложение Г]

Государственный  внутренний  долг  на 1 августа 2010 г., по  предварительным данным, составил 8 418,3 млрд. рублей (5,7% от ВВП) и увеличился по сравнению с началом года на 531 млрд. рублей (или на 6,7%).

Государственный основной  внешний долг  Республики  Беларусь  на

1 августа 2010 г. составил 8 479,4 млн. долларов  США (16,5 % от ВВП), увеличившись  по  сравнению  с  началом  года  на 479,4 млн.  долларов  США (или  на 7,5%).

Доходы Фонда  социальной защиты населения в январе-июле 2010 г. составили 10,5 трлн. рублей, или 12,6 % к ВВП (в январе-июле 2009 г. - 12,5 %),  расходы Фонда социальной  защиты  населения - 9,7 трлн.  рублей,  или 11,5% к ВВП (в январе-июле 2009 г. - 11,3%). Профицит Фонда социальной  защиты  населения  в  январе-июле 2010 г.  составил 857,9 млрд.  рублей, или 1% к ВВП (в январе-июле 2009 г. - 1,2%).

Анализ выполнения доходной части бюджета в 2010 году свидетельствует о том, что высокий уровень ее исполнения обеспечен, в основном, за счет двух факторов. С одной стороны - это опережающие темпы роста макроэкономических показателей по большинству учитываемых при планировании бюджета позиций, которые вызваны улучшением общей экономической ситуации в республике, активным увеличением объемов производства в реальном секторе экономики, ростом финансовых показателей работы организаций и повышением их платежеспособности. С другой стороны - это внесение радикальных изменений в налоговое законодательство.

Подводя итог, необходимо отметить, что современный финансовый механизм Республики Беларусь проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образования внебюджетных финансовых фондов и т.д. К основным тенденциям следует отнести:

- постепенное  совершенствование налоговой системы;

- развитие системы  негосударственного финансирования  и страхования;

- развитие рынка  ценных бумаг;

- обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы;

- снижение уровня  процентных ставок для повышения  доступности кредитных ресурсов;

- интенсивный  рост банковских кредитов субъектам  хозяйствования и населению;

- повышение  информатизации.

 




Информация о работе Понятие и состав финансового механизма