Понятие и состав финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут возникать на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать перечень прямых и косвенных налогов, республиканских и местных, общих и целевых, а каждый налог будет включать свой субъект и объект, ставки и льготы, другие элементы, изменяющиеся с развитием налогового законодательства.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по ТЕОРИИ ФИНАНСОВ 2003.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

На стадии распределения  финансовый механизм оказывает воздействие  на полученный национальный доход путем деления его на фонд накопления и фонд потребления[29,с.15].

Фонд накопления состоит из двух частей, предназначенных для расширения воспроизводства и образования резервных фондов. На этой стадии участие финансов проявляется через государственные вложения в экономику и создание государственных резервов и страховых фондов.

На уровень потребления оказывают влияние такие факторы, как уровень технологии, коммуникации, государственное устройство, авторитет партий, движений и многие другие.

В свою очередь, фонд потребления также состоит из двух частей: фонда общественного потребления и фонда личного потребления. Влияние финансового механизма на них по отдельным государствам зависит от государственного устройства, традиций и т.д. Там, где у власти стоят коммунистические или социалистические партии, фонд общественного потребления превалирует в общей величине фондов потребления. Ведь через фонды общественного потребления государство организует финансирование просвещения, здравоохранения и социальную помощь. Доля общественных фондов потребления достаточно велика и в других государствах, поскольку через эти фонды осуществляется финансирование расходов на управление, оборону, поддержку промышленности, сельского хозяйства и т.п.

Основная часть  фондов общественного потребления  реализуется через бюджет государства. Часть этих фондов идет на формирование фондов социального страхования и социального обеспечения. В большинстве стран с рыночной экономикой в формировании фондов социального страхования и социального обеспечения принимают участие своими платежами как работодатели, так и работники наемного труда. В последнем случае на формирование фонда общественного потребления направляется часть фонда личного потребления. Оставшаяся часть фонда личного потребления делится на две части: фонды личных накоплений и фонды потребления[29,с.16].

Финансовый механизм устанавливает соотношение между фондами потребления и накопления. Таким образом, что их физические величины во многом определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики. Если государство изымает в виде налогов значительную часть первичных доходов, то тем самым оно сдерживает развитие экономики. Все дело в специфике государства как органа управления - его расходы либо избыточны (там, где речь идет о финансировании расходов государственного аппарата), либо неэффективны (в части расходов на экономику), либо нерациональны (расходы на социальную сферу обходятся слишком дорого и не стимулируют воспроизводство рабочей силы). Если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но в этом случае затраты на воспроизводство рабочей силы государство частично должно брать на себя. При высоком налоговом пороге расходы на сбор налогов относительно возрастают, поскольку усиливаются тенденции уклонения от налогов.

Закономерным является вопрос о направленности финансовой политики и сбалансированности финансового механизма со всей экономической системой, поскольку в случае кризисных явлений возникает проблема - в перевесе интересов какого из направлений, обслуживаемых финансовым механизмом, происходит дисбаланс в экономике страны и к каким последствиям он может привести. В этой связи отметим, что уровень индустриального развития любой страны зависит от совокупности факторов, влияющих на состояние ее экономики через воздействие финансового механизма, поскольку финансовая система стала не только отображением реалий, происходящих в экономике, но и важнейшим механизмом в управлении производственными процессами.

Таким образом, финансовый механизм является составной частью экономической и, прежде всего, производственной деятельности, в том числе их информационной системообразующей, когда в результате органической связи со всеми этими процессами он становится активно влияющим на них фактором.

Финансовый механизм может стимулировать или дезорганизовывать  производственную деятельность, но он не может компенсировать всех других форм и методов управления производством.

В концепции нового хозяйственного механизма финансовому принадлежит важная роль в экономических процессах, он является и несущим информационным звеном в управлении, что подтверждается всеобъемлющим внедрением в эту сферу программно-технических средств, увеличивающих стимулирующее влияние финансовой системы на всю совокупность экономических процессов.

Инструментами формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги. В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п.

При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных используются финансовые рычаги. Они связаны с финансированием капитальных вложений, расходованием оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и т.д.

Каждый финансовый рычаг выполняет определенную функцию  и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны  между собой и представляют целостную  систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.

Участвуя в  формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую  деятельность хозяйствующих органов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике. Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном - непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом. В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод - все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения как при их разработке, так и при применении[20,с.19].

Важное значение играет как в производственной, так  и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов - поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения. Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов. Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты.

Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием  производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.

Льготы и  санкции применяются и при  организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий  и организаций всех форм собственности. Например, они могут быть применены  за нецелевое использование средств, несвоевременное погашение банковских ссуд.

Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.

С созданием  современной экономической модели изменились методы финансового воздействия. Вместо централизованного управления всей финансовой деятельностью хозяйствующих органов, строго регламентировавшего состав фондов, пропорций, условий их образования и использования посредством установления плановых заданий, норм, нормативов и т. п., используются разнообразные косвенные финансовые инструменты. С их помощью, а следовательно, при активном участии финансового механизма, в народном хозяйстве регулируется общий уровень финансовых ресурсов, монопольная и внешнеэкономическая деятельность, обеспечивающая необходимость соблюдения правовой и договорной дисциплины, стимулирование развития производства, совершенствование хозяйственной деятельности в республике.

Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных  и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эффективности экономического развития государства.

Подводя итог главе, отметим, что финансовый механизм является составной частью экономической и, прежде всего, производственной деятельности, в том числе их информационной системообразующей, когда в результате органической связи со всеми этими процессами он становится активно влияющим на них фактором. Финансовый механизм может стимулировать или дезорганизовывать общественное воспроизводство. Наибольшее воздействие финансовый механизм оказывает на стадии распределения, прежде всего, посредством налогов. Основными финансовыми рычагами выступают прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п. Стимулы - это поощрения за хорошие показатели деятельности или применение санкций за нарушения.

 

 

 

3 Совершенствование финансового механизма на

современном этапе развития экономики Республики

Беларусь

3.1 Характеристика  современного состояния финансового 

механизма в Республике Беларусь

Переход к рынку  потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.

Современный финансовый механизм призван не только создать  реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности Республики Беларусь, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

  • использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);
  • стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;
  • развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.

Правительство Республики Беларусь при разработке проектов бюджетов руководствуется  следующими принципами:

    • обеспечение низких темпов инфляции,
    • сокращение налоговой нагрузки на юридические лица в целях стимулирования производства,
    • укрепление доходной части бюджета,
    • усиление социальной направленности доходов бюджета и сокращение дотаций.

С созданием  новой экономической модели в  нашем государстве изменились методы финансового воздействия на развитие народного хозяйства и социальную сферу. Современный финансовый механизм проявляется в ограниченном вмешательстве государства в деятельность субъектов хозяйствования и социально-культурной сферы посредством разнообразных косвенных финансовых инструментов, образовании внебюджетных финансовых фондов и т.д.

Среди рычагов  государственного финансового регулирования  основными являются налоги. С их помощью регулируется уровень рентабельности и размер денежных накоплений, остающихся в распоряжении предприятий и организаций, т. е. создаются по отношению к ним равнонапряженные требования со стороны государства. Налоговый метод финансового регулирования полностью соответствует требованиям коммерческого расчета, создавая необходимый простор для функционирования всех других финансовых рычагов и стимулов.

Информация о работе Понятие и состав финансового механизма