Понятие и состав финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут возникать на основе взимания налогов и неналоговых платежей. При этом система налогов может включать перечень прямых и косвенных налогов, республиканских и местных, общих и целевых, а каждый налог будет включать свой субъект и объект, ставки и льготы, другие элементы, изменяющиеся с развитием налогового законодательства.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая по ТЕОРИИ ФИНАНСОВ 2003.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Следует, однако, отметить, что действующий в республике налоговый механизм не полностью отвечает этим требованиям. Высокий уровень налогообложения хозяйственных субъектов ограничивает их финансовые возможности по росту производственных мощностей. Частый пересмотр видов, условий и норм налогообложения оказывает негативное воздействие на экономику, ибо это ослабляет действенность налоговых льгот, препятствует притоку иностранных инвестиций, порождает неуверенность в завтрашнем дне и т.д.

Перестройка финансового  механизма затронула не только механизм платежей в бюджет хозяйствующих субъектов всех форм собственности, но и механизм налогообложения доходов населения.

Организации и  учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы. Среди экономических нормативов, используемых при этом, главенствующим является норматив бюджетного финансирования действующего учреждения. Он служит основой для расчета общей суммы финансовых средств, необходимых для обеспечения той деятельности учреждений и организаций, которая связана с оказанием населению и юридическим лицам бесплатных услуг.

Совершенствование системы финансовых рычагов направлено на вовлечение в хозяйственный оборот свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения, повышение эффективности их использования. В связи с этим в современных условиях происходит формирование финансового рынка как одного из важнейших элементов финансового механизма государства, который использует различные экономические инструменты в виде акций, облигаций, чеков и других ценных бумаг, обращающихся в государстве.

Финансовый  рынок является неотъемлемым структурным  элементом развитого товарно-денежного хозяйства и предполагает всемерное расширение и использование товарно-денежных отношений на основе создания рыночной экономики с наличием рынков потребительских товаров, ценных бумаг, функционированием фондовых биржевых структур, разгосударствления и преобразования форм собственности, образования свободных экономических зон и т. п.

Естественно, что  все это требует создания и  использования соответствующего финансового механизма, обеспечивающего наиболее полную увязку его элементов с интересами государства и отдельных его членов.

 

3.2 Тенденции  развития финансового механизма  в Республике 

Беларусь

 

Финансы становятся системообразующим  фактором, ресурсом и средством управления экономикой. В новых условиях хозяйствования финансовый механизм должен обеспечить:

- стимулирование предпринимательства  и деловой активности на уровне  субъектов производства;

- регулирование и оптимизацию  величины и направления движения  всех составных частей валового  национального продукта;

- переход от системы  вертикального распределения денежных средств к системе, соответствующей преимущественно уровню взаимодействия хозяйственных структур;

- повышение степени  эффективности использования материальных, трудовых и денежных средств;

- соответствие доходов  эффективности хозяйственной деятельности;

- усиление ответственности  субъектов хозяйствования за  прибыли и убытки;

- формирование системы  страхования и компенсации деятельности, связанной с хозяйственным риском и при непредвиденных обстоятельствах;

- решение проблем социальной защищенности наемных работников.

Таким образом, финансовый механизм должен стать активным фактором в преодолении экономических  кризисов, стимулировании производства, решении социальных проблем.

В Республике Беларусь можно  отметить тенденцию активного совершенствования финансового механизма. Проявляется это, прежде всего, в реформировании использования финансовых рычагов и методов, развитии правового, нормативного и информационного обеспечения.

Так, например, возрастает значение банковского кредита как рычага финансового механизма. В Республике Беларусь за последние годы произошло существенное замедление темпов инфляции, рост ресурсов банков, укрепился белорусский рубль, наметились иные положительные тенденции макроэкономической динамики. Это стало основой для снижения уровня номинальных процентных ставок и обеспечило высокие темпы прироста валовых кредитов банков к экономике.

За январь-август 2010 года требования банков к экономике возросли на 20,7%, или на 13,73 трлн. рублей, и на 1 сентября 2010 года составили 80,11 трлн. рублей (за январь-август 2009 года – на 26,6%, 12,54 трлн. рублей и 59,65 трлн. рублей соответственно). При этом требования к субъектам хозяйствования увеличились на 20,2%, или на 10,18 трлн. рублей и достигли 60,49 трлн. рублей, к физическим лицам – на 22,1 %, или на 3,55 трлн. рублей и на 1 сентября 2010 года составили 19,62 трлн. рублей.

При этом прирост требований банков к экономике в белорусских  рублях и иностранной валюте в  реальном выражении в среднем за январь-август 2010 года по отношению к январю-августу 2009 года составил 21,6% (в белорусских рублях – 31,4%) при увеличении реального ВВП на 6,1%.

На долгосрочной основе (включая кредиты физическим лицам  в жилищное строительство)  выдано 31,5 процента  всех  кредитов (22 трлн. рублей),  или на 59,1 процента  больше,  чем годом ранее (в сопоставимых  ценах объем  выданных долгосрочных  кредитов  на 50,5 процента  превысил  уровень  января-августа 2009 г.).

В  форме  финансового  лизинга  банки  предоставили 240 млрд.  рублей,  или 1,1 процента от объема долгосрочных кредитных ресурсов (с учетом финансового лизинга).

Без учета кредитов физическим лицам в экономику выдано около 18,8 трлн. рублей долгосрочных кредитов, из которых 4,6 трлн. рублей, или 24,5 процента,  приходилось  на  долю  промышленности; 3,8 трлн.  рублей,  или 20,4 процента, - на  долю строительства.

На строительство и  приобретение жилья за счет всех источников выдано 4,7 трлн. рублей  кредитных  ресурсов.  В  сопоставимых  ценах  их  объем  увеличился на 32,3 процента16 (в январе-августе 2009 г. - на 17,1 процента).  На льготных условиях  ОАО АСБ “Беларусбанк”  и  ОАО “Белагропромбанк”  предоставлено  около 4,3 трлн.  рублей (91,1 процента  всех  кредитов  на  строительство  жилья),  что на 42 процента в сопоставимых ценах больше, чем годом ранее.

Таким  образом,  в  январе-августе 2010 г.  обеспечен  опережающий  рост  объемов выданных долгосрочных кредитов и кредитов в  жилищное строительство не только по сравнению с ростом общего объема инвестиций в основной капитал и инвестиций в жилищное строительство, но и по сравнению с ростом объемов кредитования годом ранее. 

Доля долгосрочных кредитов в ВВП возросла до 22,3 процента (в  январе-августе 2009 г. - 16,2 процента),  кредитов  в  жилищное  строительство - до 4,7 процента (3,9 процента). 

На фоне сохранения стабильной ситуации в экономике и финансовой сфере процентная политика в январе-августе 2010г. была ориентирована на снижение общего уровня процентных ставок в экономике для повышения доступности кредитных ресурсов при сохранении возможности обеспечения привлекательности депозитов в банках.

В январе-августе 2010г. Национальный банк пять раз осуществил снижение ставки рефинансирования на 0,5%, установив ее с 18 августа 2010г. на уровне 11% годовых. Одновременно со ставкой рефинансирования были снижены процентные ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности на 4,5% - с 21,5% годовых до 17% годовых, процентные ставки по постоянно доступным операциям изъятия ликвидности были уменьшены на 2,5% - с 9,5% годовых до 7% годовых. С 15 сентября 2010г. ставка рефинансирования снижена еще на 0,5% до 10,5% годовых, ставки по постоянно доступным и двусторонним операциям поддержки ликвидности банков – до 16% годовых.

На 1 января 2010г. страховой сектор Республики Беларусь включал в себя 24 страховые компании, в том числе 4 компании, осуществляющие виды страхования, относящиеся к страхованию жизни, и РУП «Белорусская национальная перестраховочная организация».

На страховом  рынке республики в 2009 году страховую деятельность осуществляли 8 страховых компаний, контрольные пакеты акций которых принадлежат государству, количество компаний, контролируемых иностранным капиталом, возросло с 7 до 9 за счёт прихода в 2009 году на страховой рынок республики двух иностранных страховых компаний – ЗАО «СК»Росгосстрах» и ИСП «Цептер Иншуранс», количество частных страховщиков уменьшилось с 9 до 7.

К началу 2010 года собственный капитал страхового сектора достиг 1,87 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с 2008 годом более чем в 3,4 раза, что было обусловлено значительным ростом в 2009 году уровня капитализации государственных страховщиков. Как следствие, значительно возросла по сравнению с 2008 годом доля уставного фонда в собственном капитале страхового сектора – с 70,2 до 88,4%. Также существенно увеличилось соотношение собственного капитала и активов страхового сектора – с 40,4 до 63,9%, что может свидетельствовать об излишней капитализации страхового сектора республики.

Степень концентрации страхового сектора республики в 2009 году сохранялась на достаточно высоком уровне. Основной объём страхового бизнеса в 2009 году был сосредоточен в 10 страховых компаниях, занимающих лидирующие позиции по объемам полученных страховых взносов и обеспечивших 94,9% их поступлений в целом по сектору.

Общий объем  страховых взносов в 2009 году с  учётом операций по перестрахованию достиг 1,1 трлн. рублей, доля взносов по добровольным видам страхования составила 46,5% (в 2008 году – 44%).

Доля собранных  страховых взносов по отношению к ВВП составила в 2009 году 0,81% (в 2008 году – 0,72%). По данному показателю Беларусь отстает не только от развитых стран, но и от Украины и России.

В то же время  уровень выплат страхового сектора  в 2009 году существенно вырос, что повлекло значительное снижение показателей эффективности страховой деятельности. Общая сумма произведенных страховых выплат выросла в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 43,7%, что более чем вдвое превысило темпы роста объемов собираемых взносов.

Совокупная прибыль, полученная страховым сектором в 2009 году, составила 118,5 млрд. рублей, что на 44,8 млрд. рублей, или на 60,8%, больше аналогичного результата 2008 года.

Сумма сформированных на 1 января 2010г. страховых резервов в 1,81 раза превышала среднегодовой объём произведенных за последние три года страховых выплат (на 1 января 2009г. – в 1,83 раза).

Совершенствуется налоговая система. В январе-апреле 2010 года проведение налоговой политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации изменений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год.

С 1 января 2010 года отменены сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах[8,с.1].

В целях компенсации  выпадающих доходов бюджета в  связи с реализацией указанных мероприятий по упрощению налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС с 18 до 20%.

С 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части  Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов[17,с.1].

Субъекты малого предпринимательства имеют ряд  льгот по налогам. Так, например, они  используют упрощенную систему налогообложения.

В Республике Беларусь для отдельных категорий плательщиков (малые предприятия, индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю (выполняющие работы, оказывающие услуги населению), сельскохозяйственные организации и некоторые другие) предусмотрены особые режимы налогообложения, применение которых заменяет собой уплату ряда основных налоговых платежей. К особым режимам налогообложения относятся единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр, сбор за осуществление ремесленной деятельности и др.

В целях обеспечения  введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части Налогового кодекса  Республики Беларусь и приведения в соответствие с данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения».

Для приведения иных актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством финансов в марте-апреле 2010 года разработаны:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2010 г. № 702 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения»;
  • проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений в отдельные законы Республики Беларусь по вопросам налогообложения».

Информация о работе Понятие и состав финансового механизма