Понятие и сущность финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ места и роли финансового механизма. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 раскрыть сущность финансового механизма;
2 охарактеризовать ресурсные составляющие финансового механизма РБ, РФ, РК;
3 охарактеризовать организационную составляющую финансового механизма.

Файлы: 1 файл

курсовая03.doc

— 672.00 Кб (Скачать файл)

финансовый механизм некоммерческих организаций;

финансовый механизм индивидуальных предпринимателей;

страховой механизм;

механизм функционирования государственных и муниципальных  финансов:

бюджетный механизм;

механизм функционирования внебюджетных фондов.

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового механизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена:

механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты;

механизм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам;

механизм межбюджетного  распределения и перераспределения  денежных средств.

Возможна классификация по другим признакам. В соответствии с государственным устройством Республики Беларусь в финансовом механизме выделяют три звена:

финансовый механизм республики;

финансовый механизм местных органов власти.

Такое деление обусловлено компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентируемой Конституцией РБ, Бюджетным кодексом РБ и Налоговым кодексом РБ.

По воздействию на общественное производство в составе финансового механизма выделяют следующие функциональные звенья:

механизм мобилизации и использования  финансовых ресурсов;

механизм финансового регулирования  общественного производства;

механизм финансового стимулирования общественного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов используются различные источники формирования и методы мобилизации финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы организации финансово-хозяйственной деятельности и построения финансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регулировать воздействие отдельных элементов финансового механизма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге реализации целей и задач финансовой политики.

 

1.3 Эффективность финансового механизма

 

Эффективность используемого  финансового механизма определяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным  функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма являются:

объективная обоснованность финансового  механизма, который должен быть сформирован  с учетом объективных закономерностей  развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма может обеспечить экономическую стабильность, сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, социальную защиту и благосостояние населения;

соответствие условиям развития экономики  и методам хозяйствования. В условиях централизованной плановой экономики  использовался только директивный  финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распределение и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время используется иной механизм организации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регулирования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдельных видов деятельности и отраслей экономики; механизм социального страхования способствует смягчению негативного воздействия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально новых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирования, методов осуществления финансового контроля;

связь финансового механизма  с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений. Использование элементов финансового механизма должно способствовать удовлетворению потребностей всех участников общественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достижению их устойчивого развития и реального экономического эффекта от проводимых финансовых операций;

взаимосвязь составных  элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое  в конечном итоге определяет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организации на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организации и функционированию финансового механизма является залогом его успешного использования в ходе управления финансами на централизованном и децентрализованном уровнях/9/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

2 Ресурсная  составляющая финансового механизма  РБ, РФ и других стран СНГ

 

2.1 Ресурсная  составляющая финансового механизма  РБ

 

Ресурсы для реализации финансового механизма государства  кроются в его финансовой политике, направлениями которой являются налоговая, таможенная, бюджетная и денежно-кредитная политика государства.

Финансовая политика – это особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию  финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование  для осуществления государством его функций.

Финансовая политика является составной частью экономической  политики государства. Через финансовую политику осуществляется воздействие  финансов на экономическое и социальное развитие общества.

Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию и тактику финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия  – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией

Финансовая тактика  направлена на решение задач конкретного  этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Задачи финансовой политики:

1)    обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2)    установление  рационального с точки зрения  государства распределения и  использования финансовых ресурсов  с учетом основных пропорций и приоритетов в развитии отраслей и сфер народного хозяйства;

3)    организацию  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов  финансовыми методами;

4)    выработку  инструментов финансового механизма  и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5)    создание  эффективной и максимально деловой  системы оперативного управления  финансами.

Налоговая политика вместе с бюджетно-финансовой и денежно  кредитной является неотъемлемой частью финансовой политики. Ее главное назначение вытекает из сущности налогов.

Налоги   – обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и граждан по ставке, установленной в законодательном порядке и представляют собой объективную реальность, связанною с существованием государства.

Налоги   –  это обязательные платежи физических и юридических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Проанализировав все  вышеизложенные определения  налогов, можно выделить их характерные  черты:

• принудительность – налог взимается не в силу договора, а в силу осуществления властных прерогатив государства;

• обязательность – уплата налога является обязанностью, а не желанием плательщика;

• безвозмездность –  в обмен на уплату налога его плательщик непосредственно не получают товары или услуги;

• обезличенность – налог не закреплен за конкретным видов расходов;

• законодательная определенность -  налог уплачивается в порядке и на условиях, заранее определенных законодательными актами, причем такая выплата не является штрафом, наложенным судом за незаконные действия.

Налоговая политика - система  мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Налоговая политика государства  является одним из основных инструментов бюджетной политики государства и привлечения финансовых ресурсов на его нужды.

Главным субъектом налоговой  политики является государство. Методологическим условием и предпосылкой выявления  сущности налоговой политики являются налоговые отношения, а их основой - отношения между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования финансовых ресурсов государства.

Анализ развития налоговой  политики в республике с 1992 по 2011 год  показывает, что она практически  направлена на решение задачи о движении денежных средств для финансирования государственных расходов. Тактика налогового регулирования должна опираться на общепринятые принципы налогообложения и равенство налоговых изъятий. В этих целях необходимо освободить фонд заработной платы от многократного налогообложения, исключить из себестоимости продукции все связанные с производством налоговые элементы, снизить ставки НДС в отраслях с малым удельным весом материальных затрат в выручке от реализации, в результате снизить цены на белорусские товары и услуги. Обеспечить им конкурентоспособность на мировом рынке, создать условия для направлений вложения капитала в трудоемкие и наукоемкие отрасли. Желание добавить в налоговую систему все известные в мировой экономике налоги и добавить сборы собственного изобретения не принесло РБ никаких успехов.

Одной из главных задач  налоговой политики является создание условий для научно – технического прогресса (однажды была принята  попытка стимулирования путем ускоренной амортизации, что равнозначно получению налоговых льгот от государства и является стимулом увеличения капитальных вложений). В РБ это особенно актуально. В налоговой системе республики заложены определенные стимулы для инвестиций в виде налоговых льгот на развитие производства и внедрение новых технологий. Таким образом, создается климат для инвесторов.

          Налоговая политика РБ складывается  под воздействием развития интеграционных  связей. В рамках взаимоотношений  республики с Россией межправительственным  соглашением с Российской Федерацией о создании унифицированного налогового законодательства и проведении единой налоговой политики, подписанным 30.08.2000 года в г. Москве, была начата работа по унификации налогового законодательства наших государств, что будет закреплено в Налоговом кодексе РБ. А также проводится работа и по разработке проекта Налогового кодекса Союзного государства, который должен быть принят в 2003 году. В этой сфере обязательно необходимо учитывать международный опыт государств, входящих в экономические государства.

                             Рисунок 2 – Структура налоговых доходов РБ

 

Таможенная политика – это система мер, определяющая приоритеты, способы и средства достижения государственных целей в сфере  регулирования внешнеэкономической  деятельности. Таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.

В Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Целями таможенной политики Республики Беларусь являются обеспечение  наиболее эффективного использования  инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Республики Беларусь, участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики Республики Беларусь, иные цели, определяемые Президентом, Парламентом и Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Республика Беларусь стремится к активному участию  в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.

Основными средствами реализации таможенной политики Республики Беларусь являются:

• установление тарифных и нетарифных мер государственного таможенного регулирования;

• осуществление государственного таможенного контроля таможенными органами Республики Беларусь;

• участие Республики Беларусь в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами.

Осуществляя международное  сотрудничество в области таможенного  дела и решая внешнеэкономические  задачи, таможенные органы, как проводники таможенной политики, стоят на страже национальных интересов страны, заботятся  о повышении ее престижа на международной арене. 16 декабря 1993 г. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о создании Совета таможенного сотрудничества и стала полноправным членом Всемирной таможенной организации (ВТО). Участие в работе ВТО помогает усваивать опыт мирового сообщества в осуществлении таможенного дела.

Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма