Понятие и сущность финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ места и роли финансового механизма. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 раскрыть сущность финансового механизма;
2 охарактеризовать ресурсные составляющие финансового механизма РБ, РФ, РК;
3 охарактеризовать организационную составляющую финансового механизма.

Файлы: 1 файл

курсовая03.doc

— 672.00 Кб (Скачать файл)

Главные задачи денежно-кредитной  политики России определены  в   ежегодно  разрабатываемых  Центральным   банком   РФ   "Основных    направлениях денежно-кредитной политики" и совместных заявлениях   Правительства  РФ  и  Центрального  банка  РФ  об  экономической политике/11/.

 

2.3  Ресурсная  составляющая финансового механизма  Республики Казахстан.

Рассмотрим ресурсную  составляющую финансового механизма  Республики Казахстан.

Выделяют два главных  элемента, составляющих финансовую политику: 1)фискальная политика и 2) политика государственных  расходов. Что касается первого элемента, то можно сказать, что фискальная политика - это комплексное понятие государственной налогово-бюджетной политики и механизма ее реализации в экономических процессах. Фискальная политика охватывает распределительные и перераспределительные действия по изъятию налоговых платежей, размещению ресурсов при производстве "общественных товаров", их распределению, движению трансфертных потоков денежных средств, других действий правительства и местных органов по использованию финансов в экономической и социальной сферах. Совокупность видов налогов, взимаемых в государстве, форм и методов их построения, органов налоговой службы образует налоговую систему государства.

                      Рисунок 7 – Налоговые поступления в структуре доходов РК

Налоговая система Республики Казахстан включает виды налогов сборов и пошлин, правовые нормы, регулирующие налоговые отношения органы налоговой службы (Министерство государственных доходов Республики Казахстан и его местные органы).

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Министерством государственных доходов, налоговыми комитетами в областях, районах, городах. Налоговая служба осуществляет контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.

Одним из важных составляющих компонентов финансовой политики является бюджетное устройство. Вообще бюджетная  система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетное устройство —  это принципы построения бюджетной  системы, организационные формы  взаимосвязи ее звеньев.

Состав бюджетной системы  определяется национально-государственным  устройством страны. В состав бюджетной  системы Республики Казахстан входят:

1 республиканский бюджет;

2 местные бюджеты: областей, городов, районов, районные в городах.

Бюджетный процесс (бюджетная  процедура) - это регламентированная законодательством деятельность органов  власти и управления по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, контролю за исполнением и утверждением отчетов об исполнении бюджетов.

Бюджетный процесс в  Республике Казахстан определяется Законом "О бюджетной системе", ежегодным Законом "О республиканском  бюджете", иными законами Республики Казахстан, а также решениями органов исполнительной власти. Составление, исполнение бюджетов, составление отчетов об исполнении бюджетов являются функциями органов исполнительной власти, рассмотрение и утверждение - функциями Парламента и местных представительных органов - маслихатов; контроль за исполнением бюджетов выполняют обе ветви власти.Важная роль в бюджетном процессе отводится Министерству финансов, оно разрабатывает прогнозные показатели государственного бюджета на предстоящий трёхлетний период.

Министерство финансов обобщает заявки администраторов республиканских  бюджетных программ, с учётом предложений  бюджетной комиссии разрабатывает  и представляет в Правительство  Республики Казахстан проект закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

             Рисунок 8 – Исполнение бюджета РК 2001-2012 гг.

Для разработки проектов местных бюджетов образуют бюджетные  комиссии соответствующих административно-территориальных  подразделений, определяют задачи и  порядок их работы.

Следующим элементом  финансовой политики является политика в области государственных расходов государственные расходы можно  охарактеризовать как денежные издержки, связанные с функционированием  государства.

В состав государственных  расходов входят расходы государственного бюджета, государственных, внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер/4/.

                    Рисунок 9 – Доходы и расходы РК 2008-2012 гг., трлн. руб.

 

 

 

 

 

3 Организационная составляющая финансового механизма 

 

Финансовый механизм представляет собой систему действия финансовых рычагов.

Организация финансового  механизма — это система мер, направленных на рациональное сочетание  труда, средств производства и технологии в процессе управления финансами. Если организация плохая, то финансовый механизм всегда будет функционировать неэффективно и даже во вред экономическим отношениям в обществе.

Рисунок 10 –Организация финансвого механизма

 

Организация финансового  механизма сводится прежде всего к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на основе каких-то правил и процедур.

К организационным процедурам относятся: создание органов управления финансами, построение структуры аппарата управления, разработка методик, инструкций, норм нормативов и т. п.

Организация финансового  механизма отражает также тесную взаимосвязь между системой финансовых рычагов и финансовыми ресурсами. Эта взаимосвязь выражается через  координацию и регулирование.

Координация в финансовом механизме означает согласованность работ всех звеньев системы механизма, аппарата управление и специалистов. Координация, обеспечивает единство отношений финансового механизма и финансовых ресурсов.

Регулирование в финансовом механизме означает воздействие механизма на финансовые ресурсы, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы при возникновении отклонений от заданных параметров. Регулирование охватывает текущие мероприятия по устранению возникших отклонений от установленных норм и нормативов, от графиков, от плановых заданий.

Планирование в финансовом механизме представляет собой процесс  выработки плановых заданий составления  графика их выполнения, разработку финансовых планов и финансовых программ (финансовое прогнозирование), обеспечение их необходимыми ресурсами и рабочей силой, контроль за их исполнением. Планирование — это, прежде всего, процесс администрирования, т. е. он носит директивный характер.

Стимулирование в финансовом механизме выражается в использовании финансовых стимулов для повышения эффективности производственного и торгового процессов.

Стимул— это побуждение к действию, побудительная причина. К финансовым стимулам относятся  цены, кредит, использование прибыли  и амортизации для самофинансирования, налоги, процентные ставки, дивиденды, премии, финансовые санкции и т. п.

Финансовые стимулы  воздействуют как на трудовую деятельность отдельного работника (его инициативу творческую активность и производственную дисциплину и т. п.), так и на эффективность производственного и торгового процессов (получение чистой прибыли, т. е, прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, доходов от вложения капитала, снижение стоимости заемного капитала и др.).

Таким образом, в финансовом механизме соединяются в единое целое процессы администрирования и стимулирования/5/.

Функционирование финансового  механизма обеспечивается через  организационные структуры, которые  характеризуют надстройку общества. Это правовое регламентирование, планирование, организация и контроль.

Правовое регламентирование  заключается в разработке и принятии законодательных актов о финансах и кредиту. Эту функцию выполняют  органы государственной власти. Финансовое планирование заключается в разработке финансовых планов, на основании которых ведётся оперативное управление. Основной государственный план - бюджет государства - утверждается законодательно. Основными задачами финансового планирования являются: определение источников и объёмов денежных ресурсов, необходимых для расширенного воспроизводства, сосредоточение в государстве централизованного фонда денежных средств для выполнения государственных функций, обеспечение необходимых пропорций в распределении финансовых ресурсов, стимулирование наиболее эффективного использования трудовых и материальных ресурсов.

Функции организации  финансовой деятельности в стране возлагаются  на органы государственного управления и непосредственно на Министерство финансов и Национальный банк. Эффективность  управления финансовым механизмом зависит  в первую очередь от чётких и согласованных действий этих органов.

Функционирование финансового  механизма и его назначение реализуются  посредством двух основных функций:

организация финансовых отношений;

управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений.

Содержание первой функции  финансового механизма является создание им стройной системы денежных отношений, учитывающей специфику  осуществления хозяйственного процесса в той или иной сфере предпринимательства или некоммерческой деятельности.

 Действие второй  функции финансового механизма  выражается через функционирование  финансового менеджмента. 

 Финансовый менеджмент - это система рационального управления  процессами финансирования хозяйственной  деятельности предпринимательской организации. В процессе функционирования финансовый менеджмент опирается на финансовый механизм.

Количественная и качественная характеристики финансового механизма  определяются тем, какой объём финансовых ресурсов сосредотачивается и расходуется на соответствующих уровнях хозяйственного управления и какой является технология их сосредоточения и использования.

Количественное воздействие  финансового механизма выражается через объем и пропорции мобилизации  субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансовых ресурсов на централизованном и децентрализованном уровнях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня, размера государственных закупок, объемов финансирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культурное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие  финансового механизма связано  с использованием таких методов  формирования и направлений использования  финансовых ресурсов, форм организации  финансовых отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития, как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового механизма можно отнести снижение налоговых ставок, условия предоставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РБ, субъектов РБ и муниципального долга, условия предоставления бюджетных кредитов организациям различных организационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера/6/.

Финансовое регулирование - это метод осуществления государством функций управления экономическими и социальными процессами при  использовании финансов. Используя финансы, государство путем установления форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и их использования стимулирует те или иные явления и процессы в государстве. Так, предоставляя капитал на развитие экономики, государство стимулирует развитие таких производств, которые в условиях рынка не могут обеспечить своё развитие за счёт собственных средств. Аналогично при разработке методов мобилизации ресурсов путём дифференциации ставок и льгот достигается ускорение или сдерживание развития отдельных производств, работ, услуг. Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Так как финансы являются распределительными и перераспределительными отношениями, то финансовые методы регулирования, по сути - это методы распределения. Существует два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный.

Сальдовый метод предусматривает  выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода.

Нормативный метод распределения  заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются по отношению к объекту распределения.

Выбор метода распределительных  отношений является очень важным этапом построения подсистемы финансового  регулирования и финансового механизма в целом. Но нельзя противопоставлять один метод другому. При сальдовом методе - главное выделение итогового элемента. В нём должны быть заложены стимулирующие функции, и они должны реализоваться на практике, если этого нет, то такая модификация сальдового метода не отвечает заданиям финансового регулирования.

При нормативном методе важно установление оптимального соотношения  между нормативным регламентированием и самостоятельностью юридических  и физических лиц по поводу использования  средств.

Метод финансового регулирования определяет характер действия финансового механизма. Каждый метод может иметь множество модификаций в зависимости от того, какие элементы распределительных отношений он включает. Каждому элементу предоставляется полное целевое назначение в виде закреплённых за ним функций. Таким образом, в составе финансового механизма создается набор финансовых инструментов, при помощи которых осуществляется влияние на различные стороны общественного развития/12/.

Видами таких инструментов являются налоги, сборы, субсидии и дотации. Конкретный состав финансовых инструментов постоянно меняется, в зависимости от задач финансовой политики. Чем шире вмешательство государства в финансовую деятельность, тем больше ему необходимо инструментов.

Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма