Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ места и роли финансового механизма. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 раскрыть сущность финансового механизма;
2 охарактеризовать ресурсные составляющие финансового механизма РБ, РФ, РК;
3 охарактеризовать организационную составляющую финансового механизма.
Бюджетная политика государства
– это комплекс мер, направленных
на выработку и реализацию подходов
по формированию основных доходных источников,
определению приоритетов в
Наиболее важными
Рисунок 3 – Доходы бюджета РБ
Центральным показателем
государственного бюджета является
величина его доходов. Сумма доходов
определяет расходы государства
на развитие экономики, темпы экономического
роста и уровня благосостояния народа.
Сопоставление доходов государс
В Республике Беларусь ежегодно
принимается Закон о бюджете
на текущий год. В данном законе установлены
размеры государственных
Одной из главных экономических задач современного этапа является поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Большое значение имеет повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП.
Существенным источником экономии бюджетных средств называется сокращение расходов на государственное управление. Оптимизация структуры государственных расходов также призвана повысить эффективность использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной формы поддержки инвестиционных программ и проектов.
Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. В бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная форма дефицита. Это означает, что большая часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва между доходами и расходами. Дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами.
Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.
Под денежно-кредитной
политикой понимают совокупность мероприятий,
предпринимаемых правительством в
денежно-кредитной сфере с
Наряду с конечными выделяют промежуточные цели. Ими являются объем денежной массы и уровень процентных ставок.
Осуществляет денежно-
Согласно статьи 4 Банковского Кодекса Республики Беларусь денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики/1/.
Основные направления денежно-
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год включают в себя:
• краткую характеристику состояния экономики Республики Беларусь;
• важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, в том числе прогноз основных показателей платежного баланса Республики Беларусь на очередной год;
• основные параметры и инструменты денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год;
• оценку и анализ выполнения основных параметров и инструментов денежно-кредитной политики Республики Беларусь в текущем году;
• мероприятия Национального
Основной целью
ДКП РБ в течение ряда
2.2 Ресурсная
составляющая финансового
Финансовая политика РФ включает бюджетную, налоговую и денежно-кредитную политику.
Бюджетная политика государства - это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
В соответствии с Конституцией РФ и ст. 170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет наиболее значимые направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу
Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения проводятся согласительные процедуры.
Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2000-2007 гг. создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических целей современной финансовой политики России начала XXI в. Общей стратегической задачей развития была объявлена модернизация экономики, направленная на обеспечение устойчивых и более высоких темпов экономического роста. К сожалению, особых успехов в переходе на инновационный путь развития достигнуто не было, и к моменту начала финансового кризиса сырьевая направленность российского экспорта крайне отрицательно повлияла на уровень бюджетных доходов.
Рисунок 5 – Весомые показатели ВВП России
Бюджетная политика включает:
• политику в области бюджетных доходов и расходов;
• управления государственным долгом и государственными активами;
• реализации принципов бюджетного федерализма;
• управления государственными финансами в целом.
В соответствии с этими положениями определены стратегические и тактические цели бюджетно-финансовой политики России конца первого двадцатилетия XXI в.:
• формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны, особенно в социальной сфере, обеспечивающих развитие человеческого капитала, повышения эффективности образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения;
• сокращение дифференциации населения по уровню доходов;
• обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти в соответствии с реестром расходных обязательств;
• устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной и налоговой политики;
• оптимизация бюджетной сети, внедрение новых методов бюджетирования в зависимости от результатов, выполняемых функций и эффективности работы;
• создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий, прозрачности и объективности процедур распределения финансовой поддержки регионам;
• увеличение результативности бюджетных расходов, причем рост последних не должен опережать темп роста ВВП;
• повышение роли среднесрочного финансового планирования, переход на трехлетний период составления бюджета;
• приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления не финансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;
• оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;
• обеспечение макроэкономической сбалансированности, сокращение бюджетного дефицита, повышение устойчивости рубля, его международной привлекательности; завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;
• продолжение политики аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде РФ (до 2008г). С 2008 г. Стабилизационный фонд разделен на два фонда - Резервный и Национального благосостояния;
• обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.
Налоговая политика – это важнейшая часть финансовой политики курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика находит свое выражение в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.
Рисунок 6 – Налоги в структуре доходов РФ
Взаимозависимые цели налоговой политики:
• обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;
• содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;
• обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.
Налоговая политика формируется
и реализуется на федеральном, региональном
и местном уровнях в пределах
соответствующей компетенции. На региональном
уровне система регулирующего воздейст
«Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов РФ.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики» позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории РФ. Несмотря на то, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере –ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В трехлетней перспективе 2012-2014 годов приоритеты Правительства РФ в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Денежно-кредитная политика.
Для осуществления денежно-
Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма