Понятие и сущность финансового механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 16:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ места и роли финансового механизма. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 раскрыть сущность финансового механизма;
2 охарактеризовать ресурсные составляющие финансового механизма РБ, РФ, РК;
3 охарактеризовать организационную составляющую финансового механизма.

Файлы: 1 файл

курсовая03.doc

— 672.00 Кб (Скачать файл)

Характер и степень влияния посредством финансовых инструментов на социально - экономическое развитие зависит как от метода распределительных отношений, так и от того, какие функциями наделены эти инструменты и насколько полно они реализуются на практике. Действенность финансового механизма определяется действенностью отдельных инструментов. Механизм не будет работать эффективно, если отдельные инструменты или совсем не имеют стимулирующих функций, или они недостаточно чётко выражены, или в силу некоторых причин не реализуются.

В любом механизме  управление базируется на использовании  соответствующих рычагов. Финансовые рычаги представляют собой инструменты. Под финансовым инструментом в самом  общем виде понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого.

Финансовые активы включают в себя: денежные средства; контрактное  право получить от другого предприятия  денежные средства или любой другой вид финансового актива; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другой фирмой на выгодных условиях; акции других предприятий.

   К финансовым  обязательствам относятся: контрактное  обязательство выплатить денежные  средства или предоставить какой-то  иной вид финансовых активов другому предприятию; контрактное обязательство обменяться финансовыми инструментами с другой фирмой на потенциально невыгодных условиях (например, вынужденная продажа дебиторской задолженности).

   Таким образом,  финансовые инструменты — документы,  имеющие денежную стоимость (или подтверждающие движение денежных средств), с помощью которых осуществляются операции на финансовом рынке. Финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные, или производные. К первичным относятся: денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям, и др..

   Становление активной  рыночной среды приводит к  формированию и использованию  в предпринимательской деятельности  производных финансовых инструментов, т.е. производных от базовых инструментов, применяемых в банковской сфере, в финансовых отделах промышленных и торговых фирм. В первую очередь это фьючерсные контракты, финансовые опционы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы..

В процессе финансового  планирования и прогнозирования определяются объёмы финансовых ресурсов, которые будут создаваться в государстве в целом, объёмы ресурсов, которые будут сосредотачиваться и распределяться через бюджетную систему и другие финансовые институты, а также тех, которые будут в распоряжении предпринимательских структур и населения. Но для осуществления запланированных показателей нужно в первую очередь совершенствовать методику и методология финансового планирования и прогнозирования.

Финансовое планирование должно базироваться на достоверной информации, прежде всего на правильно определённых макроэкономических показателях, таких как объём ВВП, фонд оплаты труда, прибыль, амортизационные отчисления, общий объём финансовых ресурсов и другие.

Важного значения при  функционировании финансового механизма приобретает система финансовых норм и лимитов. Ее разработка и использование связаны с рядом организационных и методологических трудностей, связанных, прежде всего с тем, что финансовые нормы являются синтетическим показателем, а значит, на их абсолютную величину влияет огромное множество факторов, которые необходимо учитывать. Необходимо также отработать методы корректирования норм в зависимости от изменения факторов в каждом определенном периоде времени.

Финансовые нормы и  нормативы определяют количественные параметры и границы функционирования различных форм финансовых отношений. Они устанавливают, какая доля денежных доходов предприятий, организаций, государства будет направлена на формирование определенных фондов денежных средств. К ним относятся:

1. нормы амортизационных  отчислений;

2. нормативы отчислений  в общегосударственные фонды  денежных средств по различным  видам налогов, сборов, платежей, отчислений (в рамках этого звена  ставки налогов);

3. нормативы отчислений  страховых платежей в ФСЗН и другие фонды;

4. нормы и нормативы  оборотных средств предприятий  и организаций; 

5. нормативы отчислений  от общереспубликанских налогов  в бюджеты различных уровней.

 Нормы и нормативы  могут быть установлены как  на государственном, так и на местном уровне. Их так же можно группировать в зависимости от инструмента воздействия:

1.Глобальные (общие);

2. Частные (индивидуальные) - применяются в отдельных отраслях  экономики, сферах деятельности.

 Устанавливаются как  в абсолютном, так и в относительном выражении.

Финансовые лимиты - определенные ограничения, установленные в процессе формирования, распределения и использования  денежных доходов и фондов денежных средств на различных уровнях  или же при осуществлении определенных видов затрат предприятий и организаций.

Состав финансовых лимитов:

1 Предельный размер дефицита республиканского бюджета, который ежегодно устанавливается законом о бюджете;

2 Лимит внешнего государственного  долга на конец бюджетного  года;

3 Предельные размеры прироста внутреннего государственного долга, который так же устанавливается законодательно и не должен превышать 3% ВВП.

4 Минимальный размер уставного фонда для предприятий различных организационно-правовых форм.

5 Отнесение на себестоимость продукции (экологический налог) и т. д.

 Финансовые нормы  и нормативы должны быть научно обоснованы.

Важной составляющей финансового механизма являются также стимулы, направленные на обеспечение  своевременного и полного поступления  средств в бюджет, наиболее эффективного и экономного их использования, которые предполагают применение материального поощрения. Система стимулирования в составе ныне действующего финансового механизма включает в основном, разные санкции за неполное и несвоевременное поступление средств в бюджет, неэкономное и неэффективное использования бюджетных ассигнований. Наибольший перечень финансовых стимулов сосредоточенно в системе взаимоотношений бюджета с хозяйственными структурами и населением. Причем платежи в бюджет и система бюджетного финансирования лишь тогда могут превратиться в экономические стимулы, если методы мобилизации, направления и порядок использования бюджетного средства будут связаны с интересами субъектов хозяйствования.

Доходы бюджета - это  еще не стимулы, несмотря на то, что  их формирование задевает материальные интересы всех, кто вносит соответствующие платежи. Изъятие средств у плательщика не может поощрить его к лучшим результатам деятельности. Скорее наоборот, эти платежи не заинтересовывают плательщика в получении высоких прибылей. Тем не менее, благодаря усовершенствованию порядка взыскания платежей можно заинтересовать того, кто платит, в лучших результатах своей деятельности. В отличие от бюджетных доходов, которые не всегда могут быть экономическими стимулами, затраты бюджета потенциально всегда имеют такое свойство. Все зависит от того, насколько полно удается реализовать этот потенциал в конкретных формах бюджетного финансирования.

Таким образом, невмешательство  государства в создание и использование  финансовых ресурсов, а также отсутствие эффективного финансового механизма регулирования экономики приводят к значительным потерям и социальным потрясениям/8/.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансовый механизм - явление объективное, обусловленное  наличием финансов в экономической системе государства, тем не менее, его функционирование зависит от того, какие структуры в государстве сумеют его использовать для достижения поставленных целей, то есть для совершения той финансовой политики, которую они проводят.

В рыночных условиях финансовый механизм требует чёткого взаимодействия всех его составляющих. Среди них нет таких, которыми можно бы было пренебречь или применять без взаимосвязи с другими составляющими.

Финансовый механизм включает виды, формы, методы организации  финансовых отношений и способы их количественного определения. Он состоит из таких структурных элементов, как финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение. Все элементы взаимосвязаны между собой.

Финансовому механизму присущи функции:  организация финансовых отношений; управление денежным потоком, движением финансовых ресурсов и соответствующей организацией финансовых отношений. Задачами финансового механизма является обеспечение процесса формирования, распределения, перераспределения и использования фондов денежных средств.

Финансовый механизм является инструментом осуществления  финансовой политики государства, регионов и муниципальных образований. Используя  различные элементы финансового  механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение ее стратегических и тактических задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансового механизма.

Таким образом, перестройка  финансового механизма в соответствии с ходом экономического и социального  развития государства обязательно  регламентируется соответствующими нормативно-правовыми документами.

Успешное проведение финансовой политики и четкое функционирование финансового механизма зависят  от установленных юридических норм, соблюдение которых позволяет:

    • установить единые правила организации финансовых связей;
    • обеспечить финансовую дисциплину;
    • проводить единую политику в области финансов.

Формируя финансовый механизм, государство стремится  обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Банковский Кодекс Республики Беларусь 2000 года– Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
    2. Воробьев М.К. Теория финансов – Минск: Издательство МИУ, 2008. - 335 с.
    3. Галицкая  С. В. Деньги. Кредит. Финансы : учебник / под ред. Е. Ш. Качаловой. – М.: ЭКСМО, 2005. – 496 с.
    4. Грязнова  А. Г. Финансы.: учебник  – М.: Финансы и статистика, 2007. 504 с.
    5. Дробозина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учеб. пособие – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
    6. Заяц Н.Е. Теория финансов: учеб. пособие - Минск:БГЭУ, 2005. - 351 с.
    7. Ковалева А.А. Финансы и кредит: учеб. пособие – М.: Финансы и статистика, 2003г.
    8. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки: учеб. Пособие – М., ИВЭСЭП, 2003.
    9. Общая теория финансов: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995 г.
    10. Тетерина Л.М. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс  - Минск: Издательство МИУ, 2008. - 219 с.
    11. Финансовая политика - [Электронный ресурс] - 2011
    12. Финансы и кредит: конспект лекций / под ред. Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 206 с.

 

 


Информация о работе Понятие и сущность финансового механизма