Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа
Экономически развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала, сфера услуг и сервиса имеет большую долю в ВВП и характеризуются высоким уровнем дохода на душу населения, большая часть граждан имеет высокий уровень жизни. При этом данные показатели достигаются не богатством полезных ископаемых или выгодным месторасположением. Как правило, высокому экономическому развитию способствует правильно выстроенная экономическая система страны.
Введение 3
Понятие и сущность финансовых систем 5
Институциональная структура финансовой системы страны 7
Сегментированные финансовые системы 13
Финансовая система США 13
Финансовая система Великобритании 19
Финансовая система Японии 25
Универсальные финансовые системы 29
Финансовая система Франции 29
Финансовая система Германии 33
Финансовая система Китая 36
Финансовая система Российской Федерации 42
Заключение 47
Список использованных источников 49
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Финансовая система страны
является одной из основных характеристик
государства. Наравне с политическим
строем, географическим расположением
и наполненностью различными ресурсами
финансовая система определяет темп
развития страны, благосостояние общества
и место государства на макроэкономической
карте мира. Различная структура
финансовой системы способна влиять
не только на экономические показатели,
но и поощрять или подавлять развитие
различных наук, отраслей производства,
различных социальных институтов. Финансовые
системы разных стран накладывают
свой отпечаток и на ведение домашнего
хозяйства через различную
На современной экономической карте мира принято выделять ряд государств, которые принято называть экономически развитыми странами. Всемирный банк на данный момент включает в число развитых следующие страны: Андорра, Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Сингапур, США, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Южная Корея, Япония.(1)
Экономически развитые страны
имеют, как правило, большой запас
произведённого капитала, сфера услуг
и сервиса имеет большую долю
в ВВП и характеризуются
Именно по финансовой системе страны можно сказать, что ожидает её в будущем: период застоя или экономическое чудо – все решают финансы. По этой причине финансовые системы развитых стран всегда будут под пристальным вниманием ученых-экономистов всего мира. В данной работе будут рассмотрены некоторые из экономических моделей, являющихся наиболее типичными для группы развитых стран, с целью установления схожих элементов и особенностей построения финансовых систем государства.
Финансы — это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену — предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.
Финансы как научное
понятие обычно ассоциируется с
теми процессами, которые на поверхности
общественной жизни проявляются
в разнообразных формах и обязательно
сопровождаются движением денежных
средств (наличным или безналичным).
Однако финансы — это не сами
денежные средства, а отношения между
людьми по поводу образования, перераспределения
и использования
Финансовая система – это совокупность финансовых отношений, связанных с использованием фондов денежных средств через соответствующие финансовые учреждения.(3)
Система финансовых отношений включает в свой состав следующие звенья:
Через финансовый механизм государство образует фонды денежных средств, которые используются для выполнения различных функций в экономической, социальной и политической сферах.
2. Институциональная структура финансовой системы страны
Прежде чем дать характеристику финансовых систем отдельных стран, следует рассмотреть, как устроена ее институциональная структура, под которой подразумевается структура организаций, действующих в финансовом секторе экономики. На рис.1 дано наиболее общее представление институциональной структуры, применимое практически к любой стране.
Основные задачи контролирующих и наблюдательных органов в рамках финансовой системы заключаются в поддержании ее устойчивого функционирования, реализации государственных нормативных актов и непосредственном осуществлении контроля за деятельностью финансовых институтов.
Рисунок 1 . Институциональная структура финансовой системы страны
Основное назначение финансовых союзов состоит в представлении и защите интересов групп финансовых институтов перед государством и общественностью. Более полные функции финансовых союзов можно выразить следующим образом:
• функция лоббирования интересов (осуществляется путем внесения предложений и поправок к законодательным и другим нормативным актам, представительства в законодательных и исполнительных государственных органах);
• сервисные функции, оказываемые непосредственно финансовым институтам соответствующей группы (например, осуществление программ переподготовки, аудит, консультации и т. п.);
• маркетинговые функции: формирование общественного мнения через средства массовой информации;
• согласование интересов финансовых институтов в рамках союзов и выработка общих норм или рекомендаций, особенно в сфере ценообразования, методов конкурентной борьбы и др.
Финансовые институты в рамках финансового сектора включают организации, относящиеся к банковской системе, а также к небанковским финансовым посредникам. В свою очередь, в банковской системе особое место отводится центральным банкам. Отдельно стоит выделить центральный эмиссионный банк (или систему банков), ответственный за проведение кредитно-денежной политики в стране и эмиссию банкнот, а также центральные банки, которые выполняют регулирующие функции в рамках определенных банковских групп, например центральные банки кооперативного кредита. Наиболее крупную группу банков образуют коммерческие банки, которые можно рассматривать как сердцевину финансовой и банковской систем. Функции, принципы организации и полномочия банков обеих групп варьируются по отдельным странам в зависимости от различных факторов, которые будут рассмотрены в дальнейшем.
В качестве небанковских или прочих финансовых посредников выделяют большую группу институтов, которые осуществляют лишь отдельные банковские функции. В группе небанковских финансовых посредников можно все же выделить две большие подгруппы:
• институты, которые рассматриваются законодателями страны как кредитные (например, в Германии — строительно-сберегательные кассы, инвестиционные банки, депозитарные банки, осуществляющие хранение, регистрацию и перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги, специализированные банки-гаранты);
• институты, которые не считаются кредитными (страховые общества, пенсионные фонды, фонды недвижимости, лизинговые компании, дилерские компании и др.).
Кредитными организациями в большинстве национальных законодательств называются юридические лица, которые преследуют как основную цель извлечение прибыли, действуют на основании разрешения (лицензии) центрального банка страны и имеют право осуществлять отдельные или все банковские операции.
Банк — это основная
разновидность кредитных
Небанковские кредитные
организации имеют право
Необходимо также отметить, что иногда различают систему кредитных и фондовых институтов; первые действуют на рынке ссудного капитала, вторые — на рынке ценных бумаг. Однако такое деление не является однозначным, так как тот же институт может выполнять часть функций как кредитного, так и фондового институтов. Чаще всего это относится к коммерческим банкам, за исключением случаев, когда по законодательству страны допуск банков к сделкам с ценными бумагами запрещен или резко ограничен. В то же время можно утверждать, что большинство институтов основную часть или все операции выполняют либо на рынке ссудного капитала (в эту группу входят, в частности, коммерческие банки, фактор-фирмы, лизинговые компании, ссудосберегательные ассоциации и т. п.), либо на фондовом рынке (например, фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, дилерские компании). Поэтому следует говорить о кредитных институтах в том смысле, как это определено национальным законодательством. Что касается фондовых институтов, как правило, приводится общая классификация фондовых институтов и определяются признаки каждого вида, цели и функции, которые они имеют право осуществлять.
В экономически развитых странах традиционно выделяют два основных типа финансовых систем - сегментированную и универсальную.
В универсальной финансовой системе законодательно не ограничивается выполнение банками тех операций финансового обслуживания, которые не относятся к банковским. Классическим образцом такой системы считается немецкая.
Таким образом, для определения типа национальных финансовых систем важно знать, какие операции относятся по закону к банковским и могут ли банки выполнять иные операции. Банковские операции определяются преимущественно установленным перечнем, причем их состав периодически пересматривается в соответствии с изменением законодательных актов. Так, в Германии, в соответствии с Законом о кредитном деле в редакции 1961 г. к банковским операциям отнесены(4):
В то же время небанковским финансовым институтам запрещено принимать депозиты, проводить платежи и расчеты, выдавать гарантии.
В строго сегментированной финансовой системе банкам нельзя выполнять небанковские функции. Дополнительным признаком, хотя и не абсолютным, является более жесткое разграничение сфер деятельности и отдельных операций. Таким образом, при сегментированной системе банковские операции по приему депозитов и выдаче кредитов законодательно отделены от операций по выпуску и размещению ценных бумаг промышленных компаний и ряда других видов услуг (страхование, сделки с недвижимостью, трастовые операции). Сегментированная система преобладала долгое время в США, Японии и Великобритании.
Приведенное деление на универсальные и сегментированные финансовые системы в современных условиях все же не носит абсолютного характера. Во-первых, каждая национальная финансовая система проходит несколько этапов в своем развитии, тяготея в той или иной мере к универсальному или сегментированному образцу. Во-вторых, в последние десятилетия в большинстве развитых стран происходит процесс универсализации финансовых систем. Поэтому в современных условиях лучше говорить не о строго сегментированных, а либо о смешанных финансовых системах, либо о сегментированных системах с элементами универсализации.