Понятие и сущность финансовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Экономически развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала, сфера услуг и сервиса имеет большую долю в ВВП и характеризуются высоким уровнем дохода на душу населения, большая часть граждан имеет высокий уровень жизни. При этом данные показатели достигаются не богатством полезных ископаемых или выгодным месторасположением. Как правило, высокому экономическому развитию способствует правильно выстроенная экономическая система страны.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность финансовых систем 5
Институциональная структура финансовой системы страны 7
Сегментированные финансовые системы 13
Финансовая система США 13
Финансовая система Великобритании 19
Финансовая система Японии 25
Универсальные финансовые системы 29
Финансовая система Франции 29
Финансовая система Германии 33
Финансовая система Китая 36
Финансовая система Российской Федерации 42
Заключение 47
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.74 Кб (Скачать файл)

В современной кредитно-финансовой системе Франции после издания в 1984 г. Закона о кредитных институтах можно выделить пять категорий институтов и отдельно Банк Франции, общая структура которых представлена на рис.5.

 

Рисунок 5 - Финансовая система Франции(7)

Банк Франции является местом хранения золотовалютных резервов страны. Он выполняет также функцию  банка государства. Прямое кредитование банком государства осуществляется в размерах, определяемых договоренностью  между управляющим банка и  министром экономики и финансов. Косвенное кредитование банком государства  скрывается под рубрикой «учетного  портфеля», в составе которого видное место занимают казначейские векселя. Банк Франции также покупает государственные  ценные бумаги и предоставляет под  них ссуды. Свободные денежные средства казначейства находятся на его текущем  счете в этом банке. Важной стороной деятельности банка являются осуществление  валютного контроля и регулирование  кредита путем маневрирования процентными  ставками и нормами обязательных резервов.

Коммерческие банки, начало которым положили депозитные. Возникшие позже банки участия в настоящее время приспособлены к универсальной финансовой системе. Так, многие из них вынуждены были слиться с депозитными банками, поскольку не имели развитой филиальной сети. Банки средне и долгосрочного кредитования были большей частью дочерними обществами крупных банков и остались незатронутыми законодательной реформой.

Коммерческие банки осуществляют все банковские операции: депозитные вклады, кратко-, средне- и долгосрочное кредитование, платежные операции, прежде всего очень популярный во Франции оборот чеков, эмиссию ценных бумаг, срочные сделки (на национальной бирже MATIF и иностранных биржах) и др. Ипотечные кредиты физическим лицам, лизинговое, венчурное финансирование чаше всего они осуществляют через свои дочерние структуры. Наиболее крупными коммерческими банками Франции являются сейчас Credit National, Societe Generale, Credit Foncier de France, на которые приходится свыше 40% всех операций банков.

Общества финансирования. Эта группа институтов отличается от банков главным образом тем, что  им не разрешено принимать вклады частных лиц, т. е. все кредитные операции они должны осуществлять либо за счет своих средств, либо средств, полученных на денежных рынках или взятых в кредит у дружественных банков и банков, с которыми существуют кооперативные связи. Эти институты ориентированы на финансирование отдельных промышленных секторов, например пивоварен, мукомолен и т. и. Кроме того, они занимаются управлением портфелями пенных бумаг торговых и промышленных предприятий.

Кооперативные банки. Изначально эти банки создавались для  сбережений и кредитных операций для ограниченного круга лиц, прежде всего из сельского хозяйства и мелкорозничной торговли. Однако в последние десятилетия клиентура этих банков существенно расширилась, так что они стали конкурировать с коммерческими банками. Тем не менее, основные свои операции эти банки ведут с прежней клиентурой. Кроме того, представители сельского хозяйства и торговли доминируют в руководящих органах кооперативных банков.

Сберегательные кассы. Сберегательные кассы функционируют как «неприбыльные  организации». Они были созданы по инициативе коммунальных учреждений для  их кредитного обслуживания. Имеется также группа сберегательных касс при почтовых учреждениях, которые предоставляют сберегательные книжки, планы и сертификаты со средним сроком обращения.

Специализированные банковские учреждения. Деятельность этих учреждений регулируется специальным законодательством, и они находятся под жестким контролем государства. Здесь особо следует выделить банк «Национальный кредит» (Credit National), ориентированный на предоставление долгосрочных кредитов промышленным, торговым предприятиям, а также государственным организациям. Кроме того, можно выделить Общество регионального развития (Societe de Developpement Regional), основанное в 1955 г. для содействия политике национального развития, осуществляемого через отдельные регионы. Через эти институты государство осуществляет свою финансовую политику.

В целом банковская система  Франции представляет собой классическую универсальную финансовую систему, в которой можно финансовые институты  можно по форме собственности, а  по типам проведения различных банковских операций они практически равны.

 

4.2. Финансовая система Германии

Основное место в финансовой системе Германии занимают универсальные банки, на которые приходится свыше 75% всех банковских сделок. Именно они характеризуют финансовую систему Германии как универсальную. Классификация же самих универсальных банков проводится в первую очередь с точки зрения основных целей, которые они преследуют. К универсальным банкам относят следующие группы институтов: коммерческие банки; кооперативные кредитные институты; общественно-правовые кредитные институты, среди которых выделяют сберегательные кассы и жироцентрали - рис. 6.

 

Рисунок 6 - Финансовая система Германии

Коммерческие банки, как  и в других странах, нацелены на максимизацию прибыли. В то же время кооперативные банки ориентированы на содействие своим членам, прежде всего в сфере кредита и сбережений. Сберегательные институты обязаны кредитовать население регионов, в рамках которых они действуют, на более выгодных условиях, чем коммерческие банки.

Важно отметить, что деятельность кредитных институтов, принципы их организации меняются с течением времени. Так, кредитные кооперативы Германии возникли в Европе одними из первых в середине XIX в. (кооперативы Ранффайзена и Шульце — Делича) и послужили прототипом многих учреждений кооперативного кредита в мире, включая Россию. Однако первоначально они не имели права осуществлять большинство банковских операций, а могли лишь кредитовать своих членов, преимущественно из сельской местности (кооперативы Райффайзена) либо из числа торговцев и ремесленников (народные банки Шульце - Делича). Однако в период после Второй мировой войны произошло постепенное превращение кредитных кооперативов в универсальные банки, были сняты ограничения на выполнение ими банковских операций. Более того, им разрешили расширить свою клиентуру, не ограничивая ее только членами кооператива. В результате возникли кооперативные банки, отличием которых от обычных коммерческих банков остается лишь преимущественная ориентация на удовлетворение потребностей своих членов в кредитах и сбережениях, а также то, что в руководстве этих банков преобладают группы лиц, представляющие интересы их членов. Кроме того, кооперативные банки имеют, как правило, существенно меньший размер капитала, чем коммерческие. Последнее обстоятельство во многом обусловило создание, кооперативными банками своего Центрального банка кооперативного кредита, благодаря которому появилась возможность конкурировать с системой коммерческих банков, привлекать капитал с финансовых рынков.

Жироцентрали — разновидность  кредитных учреждений, которые выполняют  функции центральных банков для  коммунальных (муниципальных) сберегательных касс(6). Они осуществляют межрегиональный платежный оборот сберегательных касс, управление их ликвидными средствами, ценными бумагами и другие функции.

Еще одну группу институтов представляют специализированные организации, которые ограничены в своих функциях. Их число значительно меньше числа универсальных банков. К тому же длительное время наблюдается уменьшение удельного веса специализированных институтов на финансовом рынке. Основную роль среди них играют институты «реального» кредита. Под последними в Германии понимают кредиты с различными формами реального обеспечения, т. е. залога (включая ипотеку), заклада недвижимости, товаров, ценных бумаг и т. д.

Особую группу институтов составляют кредитные институты, предоставляющие  кредиты в рассрочку (основное «тело» кредита погашается по частям). Они возникли в Германии в 20—30-х годах XX в. В то же время в США такие институты существовали уже до Первой мировой войны. Кредиты с рассрочкой платежа предоставляются в основном населению (потребительские кредиты), часто в наличной форме, а также мелким предприятиям. Кредиты в рассрочку используют в своей деятельности также сберегательные кассы.

Бундесбанк в его современном  виде возник в 1957 г.. С этого момента  Бундесбанк представляет собой единую структуру, в которой центральные  банки земель выполняют роль Главных управлений. Бундесбанк имеет максимально широкие полномочия среди европейских центральных банков и в осуществлении кредитно-денежной политики независим от федеральных органов. Принципы деятельности Бундесбанка были положены в основу модели функционирования Европейского центрального банка. Вместе с тем Бундесбанк обязан проводить кредитно-денежную политику, которая не противоречит экономической политике государства в целом. Независимость Бундесбанка ограничена также тем, что представители федерального правительства входят в его руководящие органы. Наконец, за федеральными органами остается исключительное право принимать законы в кредитно-денежной сфере.

Банковская система Германии представляет собой образец универсальной  финансовой системы, в которой финансовые институты практически не ограничены в ассортименте предоставляемых  банковских услуг.

 

    1. Финансовая система Китая

Начиная с 2001 г., когда Китай вступил в ВТО, был открыт доступ для внешнего мира к валютным операциям в китайских банках. В настоящее время территории, где иностранным банкам разрешается на операции в китайских юанях, расширены до 25 городов, причем клиентами, обслуживаемыми банками в операциях в жэньминьби, стали не только предприятия на зарубежном капитале, иностранные граждане и бизнесмены из Сянгана, Аомэня и с Тайваня, но и предприятия, созданные на китайском капитале. В 2005 г. Китай сделал новые шаги на пути реформы финансовой системы – дал разрешение зарубежному капиталу на акционерное участие в некоторых государственных коммерческих банках, санкционировал создать механизм рыночного урегулирования процентных ставок.

К концу 2005 г. 173 иностранных банка из 40 с лишним стран и районов мира создали в Китае 249 представительств и 226 коммерческих подразделений.

Одновременно коммерческие банки  Китая открывают свои филиалы  за рубежом страны, занимаются международными кредитами. Среди них самую масштабную сеть зарубежных филиалов имеет Банк Китая. После того, как в 1980 г. было восстановлено членство КНР во Всемирном банке, Китай вновь вернулся в Международный валютный фонд. В 1984 г. Китай установил деловые связи с Банком международных расчетов, в 1985 и 1986 гг. стал членом Африканского банка развития и Азиатского банка развития соответственно.

В 1990 и 1991 гг. были открыты в Шанхае и Шэньчжэне фондовые биржи, с тех пор фондовый рынок Китая значительно увеличился по масштабам, пройдя нелегкий путь упорядочения, на что многим странам обошло более 100 лет. Фондовый рынок способствовал перестройке государственных предприятий страны, предоставил им реальные условия для трансформации механизма хозяйствования и перехода к системе рыночной экономики. Что касается простых людей, то с появлением фондового рынка сбережение денег в банках перестало, как раньше, единственным способом накопления личных средств, – им предоставлена новая возможность умножения личного достояния.

Продолжает совершенствоваться техническая  поддержка фондовых бирж страны. Сформирована общегосударственная электронная  биржевая система сделок и расчетов с центральными узлами в Шанхае и  Шэньчжэне, все операции по эмиссии  и купле-продаже ценных бумаг  выполняются исключительно компьютерами. По технической оснащенности китайский  фондовый рынок находится на мировом уровне. Статистика 2005 г. показывает, что в стране зарегистрированы 1381 компания-эмитент акций, которыми выпущены ценные бумаги общей стоимостью 3243 млрд. юаней, и 73,36 млн. держателей акций. За год на фондовых биржах Китая были размещены 20 новых акций серии А и 2 дополнительные акции для распределения среди основных акционеров, всего аккумулировано 33,8 млрд. юаней. Более того, было выпущено 24 наименования акции серии Н, за счет которых получено 154,5 млрд. юаней.

Недостаточно развитая, по современным  меркам, финансово-банковская система  Китая не допустила в период азиатского финансового кризиса катастрофического  оттока из страны капитала и обвала китайской банковской системы с  тяжелыми социальными последствиями, связанными с неизбежной волной протестов  со стороны частных вкладчиков. Финансовая система Китая также оказалась  в состоянии не допустить девальвации  юаня и позволяет до сих пор  не прибегать к ней.

Последнее обстоятельство для Китая  имеет большое политическое и  экономическое значение. Естественно, что устойчивость китайской национальной валюты на фоне девальвации национальных валют в странах – соседях  по региону, не могла не отразиться на позиции китайских экспортеров  на азиатских и мировых рынках. Однако твердость Китая в поддержании  стабильного курса юаня и его  усилия по поддержанию гонконгского доллара способствовали повышению  политических акций страны в регионе. Сегодня мы видим, что политический выигрыш ценой краткосрочных  экономических потерь помог Пекину заручиться региональной поддержкой при  решении вопроса о вступлении страны в ВТО. По предварительным  расчетам, членство в ВТО обеспечит  Китаю в ближайшие годы дополнительные 4–5 процентных пунктов среднегодовых  темпов прироста национального экспорта.

После финансового кризиса остро  возник вопрос о необходимости реформирования китайской финансово-банковской системы. Руководству страны стало ясно, что при существующей слабости китайских банков открытие финансовой системы внешнему миру опасно повторением азиатского кризиса, но уже на китайской территории. Однако, с другой стороны, без большей степени финансовой открытости и без финансовой либерализации трудно рассчитывать на значительный приток новых иностранных инвестиций. Вывод был сделан весьма логичный: чтобы открыться, надо укрепиться, то есть избавить финансово-банковский сектор от его ключевых проблем – тормозов развития.

Информация о работе Понятие и сущность финансовых систем