Понятие и сущность финансовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 14:15, курсовая работа

Описание работы

Экономически развитые страны имеют, как правило, большой запас произведённого капитала, сфера услуг и сервиса имеет большую долю в ВВП и характеризуются высоким уровнем дохода на душу населения, большая часть граждан имеет высокий уровень жизни. При этом данные показатели достигаются не богатством полезных ископаемых или выгодным месторасположением. Как правило, высокому экономическому развитию способствует правильно выстроенная экономическая система страны.

Содержание работы

Введение 3
Понятие и сущность финансовых систем 5
Институциональная структура финансовой системы страны 7
Сегментированные финансовые системы 13
Финансовая система США 13
Финансовая система Великобритании 19
Финансовая система Японии 25
Универсальные финансовые системы 29
Финансовая система Франции 29
Финансовая система Германии 33
Финансовая система Китая 36
Финансовая система Российской Федерации 42
Заключение 47
Список использованных источников 49

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.74 Кб (Скачать файл)

Те финансовые реформы, которые  сейчас проходят в современном Китае, нацелены на две основные цели: первая – укрепление финансово-банковской системы для ее дальнейшей либерализации; вторая – поддержание соответствия между банковской системой и проводимой политикой в реальном секторе  экономики. В связи с этим предполагаются следующие действия.

Усиление позиций и реформирование работы Народного банка Китая (НБК) – китайского центрального банка. Со временем предполагается превратить НБК  в подобие американской федеральной  резервной системы. В свою очередь  НБК надеется более тщательно  наблюдать за операциями коммерческих банков через свои недавно укрупненные  региональные отделения, обеспечив  последним независимость от местных  органов власти. Основными задачами НБК являются дерегулирование режима установления процентных ставок и эффективное  проведение политики в отношении  их формирования.

Как уже отмечалось, в Китае существует четыре главных государственных  банка, которые берут на себя всю  основную нагрузку по кредитованию экономики. В целях повышения эффективности  и надежности этих банков предполагается снятие с них нагрузки по кредитованию затратных государственных проектов и нерентабельных государственных  предприятий. Для дальнейшего кредитования экономики в Китае были созданы  три так называемых «политических» банка, основной задачей которых стало финансирование реальной экономики в основном за счет бюджетных средств. Были также образованы специальные финансовые «агентства по управлению активами», которым передаются невыплаченные госпредприятиями кредиты «большой четверки» государственных банков. Тем самым государственные банки освобождаются от тяжелого бремени. А агентства должны будут заниматься реструктуризацией и продажей «плохих» кредитов.

В целях поощрения развития частного предпринимательства китайские  власти стимулируют создание в стране частных банков. Также стоит вопрос о либерализации фондового рынка, необходимой для увеличения притока  иностранных портфельных инвестиций.

В целях стимулирования внутреннего  спроса в Китае предпринимаются  попытки побудить вкладчиков более  активно тратить свои сбережения. К примеру, в 1999 году были существенно  снижены проценты по депозитам. Кроме  этого, в качестве стимулятора спроса в 1999 году был введен налог на проценты по вкладам. Наравне с этим была создана  система кредитования частного жилищного  строительства. Приобретение жилья  китайскими гражданами за счет использования  части из 600 млрд. долларов на частных  депозитах видится властям путем  комплексного решения двух глобальных проблем: проблемы ликвидности и  жилищной.

Однако провозглашение реформ банковской системы и системы государственных  промышленных предприятий еще не означает их успех. В Китае, как уже  было отмечено выше, накоплен определенный опыт по поддержанию адекватности финансового  и реальных секторов экономики, однако при этом намеченные реформы фактически требуют усиления роли частного предпринимательства  при соответствующем уменьшении реальной власти государственных административно-бюрократических  структур и, следовательно, ослабления социально-политического статуса  возглавляющих их людей.

Следует отметить, что за прошедшие 20 лет, руководствуясь политикой реформ и открытости внешнему миру, Китаем в основном совершен переход с  плановой экономической системы  на социалистические рыночно-экономические  рельсы. Китайское народное хозяйство  сохранило непрерывный и быстрый  рост. Среднегодовой прирост ВВП  достигал 9,7 процента. В 2000 году ВВП  Китая впервые превысил 1 трлн. долл. США.

В период реформ непрерывно развивалась  и укреплялась финансовая система. К концу 2000 года общий объем активов  финансовой системы страны составил 19,7 трлн. юаней, то есть по сравнению  с 1980 годом увеличился в 65 раз. В общем  объеме активов доля банковской системы  составляет 91 процент, фондовой – 7, страхование  – 2 процента.

Итогом прошедшего десятилетия  явилось создание финансовой системы, соответствующей социалистической рыночной экономике. Во-первых, создана  она с использованием денежной политики для косвенного регулирования макроэкономики в Китае. С 1993 года Народный банк Китая  начал проводить денежную политику, направленную на ограничение роста  денежной массы. С начала 1994 года объем  денежной массы в Китае стал промежуточной  целью в денежной политике. Посредством  регулирования объема денежной массы  успешно сдерживается инфляция.

После финансового кризиса 1997 года в Юго-Восточной Азии Китай начал  проводить более стабильную денежную политику. Вместе с тем с 1998 года отменены длительное время применявшиеся  ограничения в распределении  кредитных лимитов. Эффективная  денежно-кредитная политика и постоянное снижение процентных ставок привели  к сдерживанию темпов инфляции, сохранению стабильности юаня, способствовали ускоренному  развитию народного хозяйства.

Во-вторых, была создана система  конкурентоспособных финансовых организаций  различных форм собственности. Большая  часть исторически сложившихся  безнадежных ссуд была передана государственными коммерческими банками компаниям  по управлению финансовыми активами, позволив тем самым постепенно повысить качество кредитов. Создано более 120 акционерных коммерческих банков, активы которых составляют 14 процентов всех банковских активов Китая. В конце апреля нынешнего года в Китае действовало 184 банка с иностранным капиталом, а доля предоставленных ими валютных кредитов составила 20 процентов всех этих кредитов.

В-третьих, создана открытая, упорядоченная  и конкурентоспособная система  финансовых рынков. На основе вексельного  рынка, рынка межбанковских кредитов и межбанковского рынка облигаций  сформирован единый денежный рынок. На основе рынка государственных, банковских и корпоративных облигаций и  акций развивается фондовый рынок. В конце 1999 года на внутреннем и внешнем  рынках котировались акции 1121 компании, суммарная капитализация которых  составила 4,8 трлн. юаней, или 57 процентов  ВВП. Сделан первый шаг по осуществлению  эмиссии акций на рыночных условиях и формированию рыночного механизма  определения котировок акций, создан единый национальный валютно-биржевой рынок и режим управления курсом юаня на основе рыночных требований, что  позволило эффективно стабилизировать  национальную валюту.

В-четвертых, создана новая система  контроля по отдельным банковским и  операциям с ценными бумагами, страхованию. Заложены основы финансово-правовой системы: законы о Народном банке  Китая, о компаниях, о коммерческих банках, ценных бумагах, страховании  и другие составляют законодательную  базу регулирования финансовой сферы.

 

4.4. Финансовая система Российской Федерации

Для федеративного государства  характерна трехуровневая финансовая система, у которой появляются финансовые отношения членов федерации.

Финансовая система РФ, как любого федеративного государства, также имеет три уровня: центра, регионов и местных органов самоуправления. Эта часть финансовой системы находится в распоряжении государства и выступает как централизованные финансы. Одновременно функционируют децентрализованные финансы.

Централизованные финансы  – важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности  государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.(11)

В 1991 г. бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. До этого государственный бюджет РФ, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты страны, в том числе сельские и поселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзных республик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджете в 1970 – 1990 гг. концентрировалась 50 – 52 % общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходились 48 – 50 %, из которых 35 % находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15 % - в местных бюджетах.

Каждый бюджет функционирует  автономно, то есть нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей  планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет – статистический свободный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней  бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка, развитие науки и техники, повышение эффективности  производства, военная реформа и  реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит  решающая роль в межотраслевом и  межтерриториальном перераспределении  средств для выравнивания уровней  экономического и социального развития регионов.

Специальные внебюджетные фонды  начали функционировать с 1 января 1992 г. В начале 90-х годов насчитывалось свыше двух десятков внебюджетных фондов, которые подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и другие) и социальные. Начиная с 1999 г. Они были консолидированы с федеральным бюджетом (а региональные фонды консолидированы с региональными бюджетами), и в настоящее время на центральном уровне сохранялось лишь три социальных внебюджетных фонда.

Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены  для расширения социальных услуг  населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов важнейший – Пенсионный фонд. Он формируется за счет единого социального  налога, дотаций из федерального бюджета  и ресурсов, полученных от собственных  инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также  пособий на детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального  страхования, предназначенный главным  образом для выплаты различных  пособий, и федерального и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.

Федеральный бюджет и бюджеты  внебюджетных социальных фондов разрабатываются  и утверждаются как федеральные  законы.(12)

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты – местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы  составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере  материального производства формируется  преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы  предприятий (организаций) и финансы  домашнего хозяйства.

Финансы предприятий как  звено финансовой системы участвуют  в создании материального источника  всех денежных фондов страны – национального  дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений  предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия  должны покрываться из собственных  доходов. Главным источником производственного  и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия обладают реальной финансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются  прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскивают необходимые  им средства для инвестирования, используя  в том числе и ресурсы финансового  рынка – кредиты банков, эмиссию, облигации, депозитные сертификаты  и прочие его инструменты.

Финансовые ресурсы коммерческих предприятий через бюджетную  систему обеспечивают средствами непроизводственную сферу.

Финансы домашнего хозяйства  – это звено финансовой системы. Финансовые отношения населения  имеют исключительно важное значение в регулировании платежеспособного  спроса страны. Определенная часть  создаваемого ВВП в виде товаров  и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое  положение предприятия.(13)

Финансовая система, ее финансовые ресурсы находят свое отражение  в доходной части свободного финансового  баланса. Однако этот баланс охватывает не все финансовые ресурсы страны. Полностью включены лишь централизованные фонды – бюджеты и внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы децентрализованных фондов представлены лишь прибылью и  амортизационными отчислениями. Заемные  средства, привлеченные инвестиции, поступления  страховых возмещений, средства от штрафных санкций, денежные доходы и  сбережения (финансовые ресурсы) домохозяйств не входят в сводный финансовый баланс.

По ориентировочным данным сводного финансового баланса, в  настоящее время на долю централизованных финансовых ресурсов приходится около 60%, а на долю децентрализованных финансовых ресурсов – около 40%. Однако, если учесть доходы домохозяйств и более точные суммы финансовых средств предприятий, положение должно измениться в пользу децентрализованной сферы.

Информация о работе Понятие и сущность финансовых систем