Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 13:25, реферат
Тип денежной системы каждого исторического периода в значительной степени зависел от той формы, которую принимали деньги. Как известно, они могли быть полноценными (как товар) или в виде знаков стоимости (бумажные, кредитные). С учетом этого различают:
-денежные системы металлического обращения;
-денежные системы обращения кредитных и бумажных денег.
Официальная денежная единица (валюта) в России – рубль, состоящий из 100 копеек. Введение на территории РФ других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным валютам определяется Центральным банком (БР) ежедневно.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает БР. Он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране.
Законную платежную силу имеют следующие виды денег – банкноты и металлические монеты обеспечиваемые всеми активами БР, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагами, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах в БР.
Денежная система России функционирует в соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ (Банке России) от 12 апреля 1995г. Официальной денежной единицей (валютой) в России является рубль. Введение на территории России других денежных единиц запрещено. Соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами Законом не установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ и публикуется в печати.
Исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает ЦБ РФ. Основными видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами ЦБ России, в том числе золотыми запасами, государственными ценными бумагами и резервами кредитных учреждений.
На территории России функционируют наличные деньги (банкноты и монеты) и безналичные деньги в виде средств на счетах в кредитных учреждениях. ЦБ России выполняет следующие функции (схема).
В целях регулирования денежно-кредитной политики ЦБ РФ привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента (дисконтную политику);
нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке;
регламентации экономических нормативов для кредитных учреждений.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также других юридических лиц на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры при территориальных главных управлениях ЦБ. Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа, дающего право ЦБ подкреплять оборотную массу за счет резервных фондов денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением ЦБ в пределах эмиссионной директивы, т. Е. Предельного размера выпуска денег в обращение.
2.1. Денежная масса России
После деноминации (изменения масштаба цен) с 1января 1998г. В обращении находятся банкноты достоинством 10, 50, 100 и 500 рублей и монеты – 1, 2, 5 рублей и 1, 5, 10 и 50 копеек.
Подавляющая часть наличных денег приходиться на банкноты и монеты образца 1997г. (97,3% и 1,3%), 1,4 наличности составляют старые банкноты и монеты. Структура купюр банкнот образца 1997г. следующая:
Образцы банкнот и монет утверждаются БР. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, а также их описание публикуются в средствах массовой информации. Они обязательны к приему по их национальной стоимости на всей территории страны и во всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для персонала. Срок изъятия старых банкнот не должен быть не менее одного года, но не более пяти лет. При обмене не допускается какое-либо ограничение суммы субъектов обмена. Банкноты и монеты могут быть объявлены по закону недействительными (утратившими силу законного платежного средства). Подделка и незаконное изготовление денег преследуются по закону.
Согласно данным ЦБ РФ, денежная масса М2 достигла своих значений на начало года и составила 20 трлн 46.6 млрд руб. на 1 мая 2011 г., прибавив 0.2% с января 2011 г. Следует отметить, что темпы прироста значительно ниже показателей денежной массы М2 за аналогичный период в прошлом 2010 г. (5.4%). Темп прироста по отношению к предыдущему месяцу также сократился 1.2% против 2.9% по сравнению с показателями предыдущего года.
Денежная массы на 2011 год
Дата |
Денежная масса М(2) |
Темпы прироста денежной массы % | |||
Всего |
в том числе |
к предыдущему месяцу |
к 01.01.2011 | ||
наличные деньги М(0) |
безналичные деньги |
||||
01.01.2011 |
20 011,90 |
5 062,70 |
14 949,10 |
9,6 |
— |
01.02.2011 |
19 307,70 |
4 830,70 |
14 477,00 |
-3,5 |
-3,5 |
01.03.2011 |
19 536,70 |
4 898,00 |
14 638,70 |
1,2 |
-2,4 |
01.04.2011 |
19 819,00 |
4 918,20 |
14 900,80 |
1,4 |
-1 |
01.05.2011 |
20 048,60 |
5 071,30 |
14 977,40 |
1,2 |
0,2 |
01.06.2011 |
20 196,30 |
5 079,80 |
15 116,50 |
0,7 |
0,9 |
01.07.2011 |
20 745,30 |
5 192,20 |
15 553,10 |
2,7 |
3,7 |
01.08.2011 |
20 850,40 |
5 306,60 |
15 543,80 |
0,5 |
4,2 |
01.09.2011 |
21 083,80 |
5 343,00 |
15 740,80 |
1,1 |
5,4 |
01.10.2011 |
21 497,40 |
5 420,40 |
16 077,00 |
2 |
7,4 |
01.11.2011 |
21 380,90 |
5 420,10 |
15 960,80 |
-0,5 |
6,8 |
В целях организации наличного обращения на территории страны БР выполняет следующие функции:
прогнозирование и организацию производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также а также создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот монет, а также их уничтожение;
разработку порядка введения кассовых операций для кредитных организаций.
Коммерческие банки также участвуют в эмиссионном процессе, выпуская безналичные деньги при кредитовании и изъятии их из обращения при погашении ссуды.
Организация и регулирование денежной системы осуществляется БР в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, разрабатываемой и утверждаемой банковским законодательством. Наделенный исключительным правом эмиссии денег БР особенно ответствен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.
Для регулирования экономики БР используются такие инструменты, как:
1)ставки учетного процесса (дисконтную политику);
2)нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
3)операции на открытом рынке;
4)регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др.
2.2.Денежная единица России и денежное обращение
Денежная система
Российской Федерации - это форма организация
денежного обращения, закрепленная национальным
законодательством. Она состоит из следующих
элементов: денежной единицы, масштаба
цен, вида денег, эмиссионной системы,
механизма денежно-кредитного регулирования.
Национальная валютная система, обладая
относительной самостоятельностью, также
входит в денежную систему страны.
Официальной денежной единицей (валютой)
Российской Федерации, согласно Федеральному
закону «О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)», является рубль,
состоящий из 100 копеек. Введение на территории
России других денежных единиц и выпуск
денежных суррогатов запрещаются. Официальное
соотношение между рублем и золотом или
другими драгоценными металлами не устанавливается.
Виды денег - банкноты (банковские билеты)
и монеты Банка России. Они являются единственным
законным средством платежа на территории
России, их подделка и незаконное изготовление
преследуются по закону. Банкноты и монета
обязательны к приему по нарицательной
стоимости при всех видах платежей, для
зачисления на счета, по вкладам и для
перевода на всей территории Российской
Федерации. Они являются безусловными
обязательствами Банка России и обеспечиваются
всеми его активами.
За Центральным банком РФ закреплено исключительное
право осуществлять эмиссию наличных
денег, организацию их обращения и изъятия
из обращения на территории Российской
Федерации.
Совет директоров Банка России принимает
решение о выпуске в обращение новых банкнот
и монет и об изъятии старых, утверждает
номиналы и образцы новых денежных знаков.
При этом описание новых денежных знаков
публикуется в средствах массовой информации.
Решение по этим вопросам направляется
в Правительство РФ в порядке предварительного
информирования. Коммерческие банки также
участвуют в эмиссионном процессе. Они
выпускают безналичные деньги в процессе
кредитования, а при погашении ссуды происходит
изъятие денег из оборота.
В Федеральном законе
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)» установлены правовые
основы функционирования денежной системы
РФ, задачи, функции и полномочия Банка
России в организации денежного обращения.
В России, как и во всех странах, налично-денежный
оборот значительно меньше безналичного.
При имеющем место колебании значений
удельного веса наличных денег в общем
объеме денежной массы доля их постепенно
снижается. Доля наличных денег в экономически
развитых странах еще меньше (10-20%), однако
их присутствие необходимо, поскольку
они обслуживают розничную торговлю, получение
и расход большей части денежных доходов
населения. Организацию налично-денежного
обращения осуществляет Центральный банк
РФ, это одна из его основных функций. Она
включает:
прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
По методологии расчета,
принятой в 1998 году, в состав денежной
массы не включаются данные по кредитным
организациям с отозванной лицензией.
Денежный агрегат М2 представляет собой
объем наличных денег в обращении (вне
банков) и остатков средств в национальной
валюте на расчетных, текущих счетах и
депозитах нефинансовых предприятий,
организаций и физических лиц, являющихся
резидентами Российской Федерации, хранящихся
в банках. Не включаются депозиты в иностранной
валюте.
Центральный банк
РФ осуществляет межбанковские расчеты
через свои учреждения. В его систему входит
центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры и пр.
Кассовое обслуживание - одна из важнейших
функций банков. Банк является начальным
и конечным пунктом движения денег, обеспечивающих
товарообмен. Наличные деньги попадают
в сферу обращения из банка в форме выплаты
заработной платы или других расчетов
наличными и возвращаются в банк в виде
выручки. Сфера денежного обращения подлежит
регулированию и жесткой регламентации
со стороны государства, основные аспекты
которых закреплены законодательно («Порядок
ведения кассовых операций»). Согласно
этому Порядку банковская система является
не только организатором налично-денежного
обращения, но и контролером данного процесса.
Зачисление денежной
выручки на счета в банке и выдача наличных
средств на различные цели определяются
как кассовые операции, которые по балансовому
результату и по назначению делятся на
приходные и расходные. Каждому предприятию
определяется предельная величина наличных
средств в кассе - лимит остатка кассы
и норма расходования наличных денег из
выручки. Эти кассовые нормативы позволяют
рационально организовать денежное обращение,
исключить встречные перевозки денег
я обеспечить своевременные расчеты наличными.
Одновременно с нормативами банк утверждает
порядок и срок сдачи выручки в банк данного
предприятия.
Основным принципом организации
денежного оборота является целевое использование
наличных денежных средств. Структура
приходных и расходных кассовых операций
фиксируется в банковской ведомости «Учет
кассовых операций», которая ведется всеми
банками независимо от объема кассовых
операций. Центральным банком РФ установлена
пятидневная отчетность по этой ведомости,
что позволяет ему определить эмиссионный
результат и выработать эмиссионную политику
на перспективу.
Расчеты между коммерческими,
кооперативными банками и другими кредитными
учреждениями производятся расчетно-кассовыми
центрами (РКЦ) Центрального банка РФ,
организованными в местах нахождения
учреждений банков. Имеются и межрайонные
РКЦ. Для осуществления расчетов каждому
учреждению банка в РКЦ открывается корреспондентский
счет на соответствующем балансовом счете.
Центральный банк РФ и его территориальные
управления через РКЦ осуществляют эмиссионно-кассовое
обслуживание и эмиссионно-кассовые операции.
В РКЦ имеются оборотные кассы по приему
и выдаче наличных денег и резервные фонды.
Характерной особенностью формирования
кассовых ресурсов РКЦ является возможность
привлечения денежных средств из денежных
хранилищ (резервных фондов), что, по сути,
представляет собой не просто возврат
денег в обращение за счет собранной накануне
выручки, а привлечение дополнительных
денежных ресурсов - эмиссию. Если кассовых
поступлений недостаточно, банк может
пополнить кассовые ресурсы, получат наличные
деньги в РКЦ по денежному чеку. Если же
кассовые поступления банка превышают
его расход и лимит остатка кассы, определенный
РКЦ, то излишки возвращаются в РКЦ. Недостатки
ресурсов РКЦ пополняются только за счет
перечисления средств из резервных фондов
РКЦ по специальному разрешению Центрального
банка РФ. Такой порядок распоряжения
резервными фондами является частью централизованного
регулирования денежного оборота.
Безналичный денежный
оборот. Безналичный платежный оборот
в России составляет более 60%, а в экономически
развитых странах - до 90%. Безналичный платежный
оборот осуществляется в вице записей
по счетам плательщиков и получателей
денежных средств или путем зачетов взаимных
требований. Именно широкое развитие безналичных
расчётов обусловило необходимость установления
связей между банками и превращения их
в банковскую систему.
На Центральных банк РФ как
главный регулирующий орган платежной
системы возложены обязанности установления
правил, сроков и стандартов осуществления
расчетов с соблюдением следующих принципов
их организации:
Соблюдение правового режима осуществления расчетов и платежей. В Российской Федерации он сложился к середине 1990-х гг. Он включает соответствующие нормы гражданского законодательства, отдельные федеральные законы и подзаконные акты.
Осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя (поставщика) и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой.
Обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений как необходимого условия своевременного выполнения долговых обязательств.
Наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа - чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов - платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств.
Соблюдение срочности платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплати счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками.
Контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.
Выбор тех или иных форм
безналичных расчетов зависит от уровня
экономического развития страны. Самой
распространенной формой безналичных
расчетов в России в настоящее время являются
платежные поручения: с их помощью ведутся
расчеты с поставщиками и подрядчиками
в случае предоплаты, с органами страхового
и пенсионного фонда, при налоговых и иных
платежах.
Недостаточно распространена
аккредитивная форма расчетов, ее удельный
вес невелик. Согласно законам Российской
Федерации при расчетах как физическими,
так и юридическими лицами могут применяться
чеки, но не допускаются расчеты чеками
между физическими лицами.
Относительно новыми
для России являются расчеты платежными
требованиями-поручениями. В СССР особенно
широко применялись и существуют сейчас
расчеты путем зачета взаимных требований.
В настоящее время эти расчеты могут осуществляться
через клиринговые палаты (центры).
До 1992 года широко использовалась
акцептная форма расчетов. Однако она
имеет существенный недостаток, поскольку
не гарантирует поставщику получение
оплаты. В 1992 году было введено Положение
о безналичных расчетах, согласно которому
расчеты платежными требованиями были
отменены. Вместе с тем эти платежные документы
могут быть использованы с согласия сторон.
Правила, формы, сроки
и стандарты безналичных расчетов устанавливает
Центральный банк РФ. Исходя из законодательства
общий срок безналичных расчетов не должен
превышать пяти операционных дней в пределах
Российской Федерации и двух операционных
дней в пределах ее субъекта.
Указанием Центрального
банка от 3 декабря 1997 года № 51-У «О введении
новых форматов расчетных документов»
установлено, что платежные требования,
платежные требования-поручения, заявления
на аккредитив, инкассовые поручения (распоряжения),
применяемые при безналичных расчетах
в Российской Федерации начиная с января
1998 года должны оформляться на бланках
Общероссийского классификатора управленческой
документации ОК 011-98 (класс «Унифицированная
система банковской документации»). За
нарушение правил расчетных операций
банки, предприятия, учреждения, организации
и граждане несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством.