Порядок формирования и распределения средств Пенсионного Фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Становление в России основ рыночной экономики продиктовало необходимость коренных преобразований в организационной структуре хозяйства. В ходе этого процесса произошла реструктуризация и ее центрального звена – общегосударственных финансов, которые включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты местных органов управления, а также государственные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......…3
Пенсионный Фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности………………………………………………………………..5
История возникновения и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………5
Правовые основы Пенсионного Фонда Российской Федерации……...8
Источники формирования и порядок распределения средств Пенсионного Фонда Российской Федерации……………………..……13
Формирование средств Пенсионного Фонда……………………..……13
Использование средств Пенсионного Фонда…………………...…….17
3 Проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения………………..22
Заключение……………………………………………………………..……29
Список использованных источников………………...…………………….31

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 60.68 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным  учреждением, наделенным публично-властными  полномочиями и имеющим специальную  правоспособность.

Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью  его является - обеспечить заработанный человеком уровень жизненных  благ путем перераспределения средств  во времени и в пространстве —  где бы человек ни жил, он своим  трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный  уровень в будущем.

В основные задачи ПФ РФ входят:

1) Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

2) Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

3) Капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

4) Контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

5) Межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФ РФ, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий    [9, c. 124].

Основными функциями ПФ РФ являются:

-Назначение и выплата пенсий (для 39,2 млн. пенсионеров);

-Назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.

-Персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования;

 -Взаимодействие со страхователями (работодателями — плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;

  -Выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

 -Управление средствами пенсионной системы;

  -Реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 г., она же программа "тысяча на тысячу") [5];

- Участие в определении размеров взносов на государственное страхование, а также обоснование и дифференциация их по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;

- Обеспечение контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств фонда;

- Разработка и подготовка предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и выполнению социальных программ;

- Организация текущей работы отделений ПФ в соответствии с Положением.

  -С 2010 года - администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;

 -С 2010 года - установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера [14, c. 46].

           Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

1) Фонд запланирован органами власти и управления, и имеет строгую целевую направленность;

2) Денежные средства фонда используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) Формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

4) Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

5) На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

6) Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

7) Расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда) [13, c. 129].

Руководство Пенсионного фонда  России осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются  отделения в республиках в  составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных  образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную  работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов  социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств [13, c. 130].

Таким образом, результатом развития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите. Пенсионный Фонд  Российской Федерации является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств  социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий -  государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении  соответствующих социальных рисков.[13, c. 56].

    1. Источники  формирования  и  порядок распределения средств Пенсионного Фонда  Российской Федерации
    1. Формирование средств Пенсионного Фонда

 

Пенсионный фонд, как и все  другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой. Бюджет Пенсионного фонда РФ - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации [13, c. 47].

 Государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

    • Налоговые доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, от минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 60 процентов;
    • Неналоговые доходы;
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
    • Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации;

(абзац введен Федеральным  законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ) [4];

    • Взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;

(в ред. Федерального  закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

    • Недоимки, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
    • Штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
    • Безвозмездные поступления;
    • Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации;
    • Безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов;
    • Прочие поступления [1].

          Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

          1) работодатели — юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения (тариф страховых взносов — 28%, для организаций, производящих сельхозпродукцию, — 20,6% выплат в денежной и натуральной формах, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования);

2) международные организации, осуществляющие  свою деятельность на территории  РФ в отношении граждан, имеющих  право на государственное пенсионное  обеспечение (тариф 28%);

3) граждане, занимающиеся индивидуальной  трудовой деятельностью и народными  художественными промыслами (тариф  20,6%);

4) крестьянские, фермерские хозяйства  (тариф 20,6%);

5) граждане, в том числе иностранные,  лица без гражданства, проживающие  на территории РФ, индивидуальные  предприниматели, осуществляющие  прием на работу по трудовому  договору (тариф 28%);

6) граждане, работающие по трудовым  договорам, получающие вознаграждения  по договорам гражданско-правового  характера, по авторским договорам (тариф 1%) [ 9, c. 275 ].

В соответствии с ч.1 ст. 57 Федерального закона №212-ФЗ  тарифы страховых взносов в 2010 году  составляют для всех плательщиков страховых взносов, за исключением плательщиков, указанных в ч.2 ст. 57 Федерального закона №212-ФЗ, применяются следующие тарифы страховых взносов: на ОПС для лиц 1966 г.р.и старше на страх. ч.- 20,0%; 1967 г.р.и моложе - на страх. ч. - 14,0%, на накоп.ч. - 6,0% [6].

  В соответствии с ч.2 ст. 57 Федерального закона №212-ФЗ  для категорий страхователей, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в 2010 году применяются тарифы страховых взносов:    

     1)  Для с/х товаропроизводителей - на ОПС для лиц 1966 г.р.и старше на страх. ч.- 15,8%;  1967 г.р.и моложе - на страх. ч. - 9,8%, на накоп.ч.  - 6,0%;       

2)    Для обществ. организаций инвалидов - на ОПС - для лиц 1966 г.р.и старше на страх.ч.- 14,0%;  1967 г.р.и моложе - на страх.ч. - 8,0%, на накоп.ч. - 6,0%;    

3)   Для организаций, применяющих единый с/х налог -  на ОПС - для лиц 1966 г.р.и старше на страх. ч.- 10,3%;  1967 г.р.и моложе - на страх. ч. - 4,3%, на накоп.ч. - 6,0% [6].

           В 2010 году для всех страхователей тариф страхового взноса составляет 20% [2].

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная  часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены  прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхования). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (т.е. старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) [15].

Также с 2009 года у граждан появилась возможность  делать добровольные взносы на накопительную  часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны  софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает  сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который  на софинансирование взносов работника  до 12 тысяч рублей получает налоговый  вычет). Любой гражданин может  вступить в эту программу, подав  через бухгалтерию своего предприятия  два документа - заявление в ПФР  о вступлении в программу и  заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть  индивидуального лицевого счета  гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в  программу могут вступать и несовершеннолетние граждане [5].

7 декабря  2009г.  "Российская газета" опубликовала  Закон "О бюджете Пенсионного  фонда РФ на 2010 год и на плановый  период 2011 и 2012 годов". Поскольку на следующий год запланировано масштабное увеличение пенсионных выплат, это не могло не отразиться на бюджете.

В соответствии с подписанным законом, суммарные  доходы ПФР в 2010 году прогнозируются в сумме 4,7 трлн. рублей, что составляет 10,8 процента объема ВВП страны. В бюджете 2010 года превышение доходов над расходами будет формироваться за счет средств пенсионных накоплений (накопительной части будущей пенсии) - 282 млрд. рублей. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в 2010 году составят 2530 млрд. рублей, или 54,1 процента от общего объема доходов. В 2011 году, как планируется, финансовая ситуация в регионах улучшится и доля трансфертов сократится до 40,8 процента.

Пока  же эти средства понадобятся, во-первых, чтобы компенсировать выпадающие доходы бюджета Пенсионного фонда в  связи с пониженными ставками страховых взносов, которые пока сохраняются для отдельных категорий  страхователей. На эти цели в бюджете  запланировано 72,8 млрд рублей. Во-вторых, еще 102 млрд. рублей федеральный бюджет перечислит Пенсионному фонду для выполнения обязательств перед семьями, имеющими право на получение материнского капитала. В-третьих, "отдельной строкой" запланировано 10,1 млрд. рублей для единовременной выплаты ветеранам Великой Отечественной в связи с празднованием 65-летия Победы. Эти выплаты поручено сделать Пенсионному фонду, но деньги также выделяет федеральный бюджет [16].

 

 

 

    1.    Использование средств Пенсионного Фонда

 

Согласно статье 147 Бюджетного кодекса РФ  - Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации [1]. 

Информация о работе Порядок формирования и распределения средств Пенсионного Фонда