Порядок формирования и распределения средств Пенсионного Фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Становление в России основ рыночной экономики продиктовало необходимость коренных преобразований в организационной структуре хозяйства. В ходе этого процесса произошла реструктуризация и ее центрального звена – общегосударственных финансов, которые включают федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты местных органов управления, а также государственные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды представляют собой одно из звеньев финансовой системы. С их помощью осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….......…3
Пенсионный Фонд Российской Федерации: его становление и задачи деятельности………………………………………………………………..5
История возникновения и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации…………………………………5
Правовые основы Пенсионного Фонда Российской Федерации……...8
Источники формирования и порядок распределения средств Пенсионного Фонда Российской Федерации……………………..……13
Формирование средств Пенсионного Фонда……………………..……13
Использование средств Пенсионного Фонда…………………...…….17
3 Проблемы Пенсионного фонда РФ и пути их решения………………..22
Заключение……………………………………………………………..……29
Список использованных источников………………...…………………….31

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 60.68 Кб (Скачать файл)

Средства Пенсионного фонда направляются на выплату:

      -Выплата  трудовой пенсии, в том числе  и гражданам выезжающим за  пределы России; 
                -Выплата социальных пенсий и пособий. Социальные пенсии – это пенсии людям, не имеющим заработка ( например, инвалиды с детства) , трудовой  книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия для детей военнослужащих срочной службы; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС ; и др.;

       -Выплата  пенсий военнослужащим и других  государственных пенсий  (МВД,  ФСБ), которые финансируются из  госбюджета;

       -Содержание  аппарата  ПФ;

       -  Выплата  пособий на погребение [12, c. 234].

Выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты  государственных пенсий и пособий  на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы  по их доставке и пересылке. Часть  средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные  работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного  фонда, возврат краткосрочных ссуд и полученных от коммерческих банков кредитов [13, c. 61]. 
       В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения также за счет Пенсионного фонда. ПФ РФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей. Средства фонда идут также на финансирование административной деятельности фонда. Временно свободные средства ПФ РФ могут быть вложены в ценные бумаги.

Расходы Пенсионного фонда  Российской Федерации можно разделить  на следующие группы:

- по обязательному пенсионному  страхованию;

- по государственному  пенсионному обеспечению;

- на дополнительное пенсионное  обеспечение;

- на финансовое и материально-  техническое обеспечение деятельности  фонда;

- прочие расходы.

 В структуре расходов  Пенсионного фонда Российской  Федерации значительную часть расходов Пенсионного фонда Российской Федерации занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций( например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение).

Расходы по обязательному  пенсионному обеспечению включают в себя выплаты пенсий военнослужащим, социальных пенсий и т.п.

Расходы по дополнительному  пенсионному обеспечению включают в себя доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации.

Расходы по пенсионному обеспечению  безработных граждан осуществляется за счет бюджетных средств, предоставленных Министерству труда и социального развития РФ и передаваемых им Пенсионному фонду Российской Федерации.

Расходы на финансовое и  материально-техническое обеспечение  деятельности фонда включают в себя расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы [ 9, c. 283].

Что касается непосредственно пенсионных выплат в 2010 году предусмотрено несколько  шагов для улучшения материального  положения более чем 39,5 млн. пенсионеров. В бюджет Пенсионного фонда на 2010 год заложены расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала (она пройдет с 1 января будущего года). Кроме того, предусмотрена индексация трудовых пенсий на 6,3 процента (она коснется 37 млн. пенсионеров) и увеличение на 10 процентов размеров ЕДВ (почти для 17 млн. получателей) с 1 апреля 2010 года [16].

Итак, следует  отметить, что выплаты государственных  пенсий и пособий занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов Пенсионного фонда. Наряду с ними осуществляются целевые выплаты  государственных пенсий и пособий  на возвратной основе из федерального бюджета. Это расходы на собственно выплату пенсий, а также расходы  по их доставке и пересылке. Часть  средств Пенсионного фонда используется на капитальные вложения и проектные работы, разработку и ввод в эксплуатацию автоматизированной системы фонда, подготовку и переподготовку кадров, содержание органов Пенсионного фонда, возврат краткосрочных ссуд  и полученных от коммерческих банков кредитов.

Финансовые  потоки  Пенсионного Фонда РФ приведены в виде рисунка (см. Приложение А).

Доходы  и расходы Пенсионного Фонда  РФ  с 1995 по2008 год можно представить  в виде следующей таблицы.

 

 

 

 

Таблица1 – Поступление и расходование средств Пенсионного Фонда Российской Федерации (миллионов рублей; 1995 г. - млрд. руб.)

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Поступление

88260

431281

532120

699871

843141

1015800

1349601

1637580

1946817

2730172

в том числе:

                   

налоги, страховые взносы

73709

379259

494906

642328

770457

932507

635603

797641

1016897

1254013

из федерального бюджета 

6048

26800

34039

49491

50979

60460

693131

833105

919879

1456930

Расходование

88709

341056

514837

789621

804076

967540

1299113

1537257

1786457

2357793

в том числе:

                   

на финансирование выплат населению 
   пенсий, пособий

85078

331257

491123

661730

776446

932699

1265186

1492806

1727530

2290821

из них на осуществление 
     ежемесячной денежной 
     выплаты ветеранам,  
     инвалидам, гражданам,  
     подвергшимся воздействию 
     радиации вследствие 
     радиационных аварий 
     и ядерных испытаний

-

-

-

-

-

-

120960 

182116

202877 

232960




 

 

Таким образом. Пенсионный фонд Российской Федерации  представляет собой принципиально новый внебюджетный механизм целевого формирования средств и финансирования выплаты государственных пенсий и пособий,

Однако, как показала практика, работа Пенсионного  фонда требует дальнейшего совершенствования. С его созданием возникли определенные противоречия между организационной структурой пенсионных служб органов социальной защиты населения и существующими формами финансового обеспечения выплаты пенсий и т.д.

 

 

 

 

 

    1. Проблемы  Пенсионного фонда РФ и пути их решения.

 

 

На сегодняшний день состояние  пенсионной системы России оценивается  экспертами как нестабильное. С начала старта пенсионной реформы - 1 января 2002 г. - система обязательного пенсионного  страхования накопила ряд проблем.

-  Рост дефицита бюджета ПФР и его финансовая зависимость от федерального бюджета; 
-Снижение коэффициента замещения трудовой пенсии, и как следствие снижение  уровня жизни получателей  трудовых пенсий; 
 -Неадекватность размера вновь назначаемых трудовых пенсий в переходный период (до 2015-2020 гг.) уплаченным взносам, вызванная в первую очередь, некорректной формулой конвертации пенсионных прав приобретенных до 2002 года; 
- Сохранение досрочных (льготных) пенсий по условиям труда для лиц, профессиональный  стаж которых на 01.01.2003 не достигал половины требуемого, что было предусмотрено законом; 
 -Неравенство застрахованных лиц различных категорий  по возможностям формировать будущую пенсию (имеется в виду неоправданная дифференциация тарифов между наемными работниками, занятыми в сельскохозяйственном производстве и остальными наемными работниками, а также индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним по условиям уплаты взносов лицами) 
- Сохранение нестраховых периодов стажа и недостаточное финансирование их из федерального бюджета; 
 -Неэффективность накопительной составляющей трудовой       пенсии [11].

Говоря о сложностях развития этой системы, в качестве основной проблемы выделяется нарастающий дефицит  Пенсионного фонда (ПФР). В настоящий  момент крайне сложно ответить на вопрос о том, располагает ли Российская Федерация источниками реального  пополнения государственной казны, и если нет, то сумеет ли Правительство  в кратчайшие сроки найти дополнительные финансовые ресурсы.

Специалисты придерживаются на этот счет различных точек зрения. Если суммировать прозвучавшие в последнее  время оценки, носящие зачастую противоположный  характер, то можно сделать вывод  о достаточно ограниченном наборе средств  возможного покрытия дефицита ПФР.

Возможные способы покрытия дефицита  Пенсионного Фонда Российской Федерации:

1. Дотация ПФР за счет новых источников бюджетных доходов.

В качестве возможных источников покрытия дефицита ПФР специалистами называются: целевой заем в международных  финансовых институтах, доходы от введения "алкогольной монополии", продажа  государственной собственности, дополнительные отчисления от прибыли игорных заведений, проведение "пенсионной лотереи", покрытие пенсионного долга посредством  выпуска специальных облигаций (векселей) со свободным хождением на рынке ценных бумаг и др.

Преимущества первого способа  очевидны - финансирование за счет реальных, а не "пустых" денег. Однако для  осуществления предлагаемых мероприятий  потребуется определенное время, при  том что вероятность их успешного  завершения вызывает обоснованные сомнения среди специалистов.

2. Дотация ПФР за счет увеличения  денежной массы в стране, то есть эмиссии.

Второй способ разрешения финансового  кризиса пенсионной системы признается наиболее вероятным в условиях ограниченных возможностей государства на данном этапе экономического развития, однако вызывает самые острые и непримиримые дискуссии в обществе.

Обосновывая необходимость проведения "ограниченной эмиссии", ее сторонники указывают на искусственное сокращение количества наличных денег в стране, затрудняющее осуществление платежных  операций, а также рассчитывают на жесткий государственный контроль за увеличением денежной массы, способный, по их мнению, не допустить дальнейшего  обесценивания доходов населения и роста цен.

Идеологи монетаризма категорически  возражают против эмиссии как  способа решения финансовых проблем, обращая внимание общества на невозможность  управления данным процессом, который, по их убеждению, неизбежно приведет к возникновению гиперинфляции  и полному экономическому краху.

3. Инфляционный рост доходов  ПФР.  
Произошедший рост цен на потребительские товары и тарифов на услуги через определенный промежуток времени должен повлечь за собой увеличение объема отчислений в ПФР со стороны промышленных предприятий, прежде всего экспортеров, и торговых организаций, получивших дополнительные доходы.

Возможная денежная эмиссия еще  более увеличит инфляционные доходы ПФР, которые можно направить  на погашение долгов по выплате пенсий и компенсацию потерь, понесенных пенсионерами.

При этом компенсация будет выплачена  с большим опозданием и только частично возместит падение покупательной  способности пенсий, которая будет  снижаться прямо пропорционально  раскручиванию инфляционной спирали.

4. Увеличение  тарифа страховых взносов в ПФР за счет сокращения размера взносов в другие социальные внебюджетные фонды и расширения налогооблагаемой базы.

Правительство Российской Федерации  неоднократно пыталось добиться от Федерального Собрания согласия на применение данного  способа устранения хронического дефицита ПФР. Однако парламентарии каждый раз  отклоняли подобные предложения, считая недопустимым увеличение налогового бремени на производителя.

В настоящий момент четвертый способ также не имеет перспективы быть реализованным. В условиях, когда  отсутствует объективная возможность  осуществить полный сбор страховых  взносов в ПФР в рамках действующего тарифа, нет никаких гарантий, что  удастся взыскать с плательщиков дополнительные платежи. Кроме того, другие социальные внебюджетные фонды  находятся в столь же кризисном  состоянии, что и ПФР.

5. Дополнительная мобилизация средств  ПФР посредством принятия чрезвычайных  мер по усилению сбора страховых взносов.

Пятый способ является наиболее предпочтительным, поскольку предполагает пополнение доходов ПФР естественным образом. Однако это же самое обстоятельство делает его и наименее вероятным  с точки зрения достижения реальных результатов.

В условиях массовых задержек с выплатой заработной платы, паралича системы  банковских расчетов и повсеместного  уклонения от уплаты налогов никакие  чрезвычайные меры не позволят покрыть  образовавшийся дефицит финансовых средств ПФР, что, тем не менее, не исключает необходимости их неотложного принятия.

Отсутствие какой-либо ясности  в вопросе о финансировании пенсионного  обеспечения порождает неопределенность при выборе механизма, посредством  которого государство собирается решать задачу поддержания покупательной способности пенсий.

Казалось бы, что такой проблемы в принципе не должно существовать, поскольку порядок индексации пенсий предусмотрен статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных  пенсиях в Российской Федерации". Однако среди специалистов возникли серьезные сомнения в том, способен ли этот порядок обеспечить поддержание покупательной способности пенсий [10, c. 34-36].

Так же, для решения этой проблемы Правительство РФ рассматривает варианты изменения структуры отчислений денежных средств предприятий и граждан в Пенсионный фонд. Так, в частности, предполагается, что предприятия будут отчислять в Пенсионный фонд всего 21% от фонда оплаты труда работников. Одновременно с этим будет увеличен процент отчислений с заработка работающих - эта цифра возрастет до 6% от зарплаты. Кроме того, будет расширена база сбора средств в Пенсионный фонд, так как отчисления туда предполагается собирать со всех видов доходов, включая страховки и депозиты, с помощью которых выплачиваются большие зарплаты в коммерческих структурах. Дефицит сохранится, но главное — что он будет сокращаться. На 2011 год дефицит Пенсионного фонда прогнозируется уже на уровне 660 млрд. рублей.

Информация о работе Порядок формирования и распределения средств Пенсионного Фонда