Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 20:03, реферат
Обеспечение граждан жильем является важнейшей составной частью стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Речь идет о деятельности властей, направленной на решение жилищной проблемы. В настоящее время государство не может взять на себя обязательства предоставить бесплатное жилье всем, кто нуждается в улучшении жилищных условий. В связи с этим в нашей стране активно развивается апробированная на Западе система ипотечного кредитования, призванная помочь приобрести жилье гражданам, имеющим средние доходы. Развитие ипотеки одновременно является и фактором, и результатом политической и экономической стабильности в стране.
ГЛАВА 3 Практика правового регулирования ипотечного кредитования и его совершенствование
3.1 Проблемы ипотечного
жилищного кредитования в
Обеспечение граждан жильем
является важнейшей составной частью
стратегии социально-
Ипотечное кредитование - это совокупность механизмов, обеспечивающих согласованное развитие рынка жилья, кредитных рынков и рынков капитала, т. е. ипотечного сегмента фондового рынка.
Ипотечное кредитование - это
универсальный способ решения жилищных
и имущественных проблем, предполагающий
в качестве целевого использования
кредитных средств самые
Следует отметить, что последний
тезис всецело подтверждается последними
тенденциями развития рынка ипотечного
кредитования нашего города. С одной
стороны, последствия серьезного финансового
кризиса, который не мог не затронуть
и российский рынок кредитов под
залог недвижимости, отрицательно сказались
на реальной стоимости и даже доступности
ипотечных кредитных продуктов.
С другой стороны, оптимизация отношения
к заемщику и предмету залога a priori
снижает кредитные риски банков
и способствует адекватному отношению
кредитной организации к
Эффективное функционирование банковского ипотечного кредитования возможно при максимально свободном движении денежных средств с фондового рынка к конечному заемщику и обратно, а также при соответствующем уровне надежности ипотечного кредита и ипотечной ценной бумаги. На современном этапе развития банковского ипотечного кредитования в России можно сформулировать две основные группы проблем, сдерживающих его развитие.
К первой группе проблем необходимо отнести нерешенные вопросы гражданско-правовой базы ипотеки в России.
На современном этапе
реальной является угроза ненадежности
обеспечения ипотечным
Следующий аспект в рамках процедуры обращения взыскания на заложенное имущество, касается налогообложения. В частности, согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (ст. 146) любая выручка от реализации заложенного имущества подлежит обложению НДС. То есть с суммы, полученной от реализации заложенной частным лицом недвижимости, банк будет вынужден платить в бюджет НДС. Соответственно эти расходы ведут к увеличению залоговых коэффициентов, учитываемых при расчете максимальной суммы кредита, которая может быть выдана частному лицу с учетом стоимости приобретаемого им жилья [42, c. 39-47].
Третий аспект данной группы
проблем касается института прописки,
который на сегодняшний день ограничивает
ликвидность жилой
Вторая группа проблем банковской ипотеки -- проблемы экономического характера.
Прежде всего к ним
относится проблема отсутствия долгосрочных
кредитов в экономике. Банк, стремящийся
самостоятельно привлечь ресурсы для
долгосрочного кредитования, сталкивается
с отсутствием ресурсов на рынке,
которые можно было бы привлечь на
сроки, необходимые для ипотеки (вклады
населения, депозиты на период до 3 лет).
Сегодня большинство банков осуществляют
кредитование только за счет собственных
ресурсов. Поэтому без государственной
поддержки ресурсной части
Существенной проблемой развития ипотеки в России на сегодняшний день является достаточно низкий уровень доходов граждан по сравнению со стоимостью жилья. Чтобы получить ипотечный кредит для приобретения жилья при ставке по кредиту 14% годовых и в объеме 70 % от стоимости квартиры, семья должна располагать в среднем ежемесячным доходом не менее 20 тыс. руб. Доля семей с таким доходом составляет в среднем по Российской Федерации 4,7%. Этого явно недостаточно для того, чтобы сделать ипотечное кредитование массовым. По предварительным расчетам, к 2008 г. при снижении ставок по кредитам до7% ежемесячный доход семьи, необходимый для приобретения аналогичной квартиры, должен будет составлять не менее 13,2 тыс. руб. (без учета инфляции). Такими доходами предположительно будут обладать 15,5 % семей.
Однако, принимая во внимание
уже имеющееся у населения
жилье, 50% потенциальных заемщиков
имеют возможность продать
Одним из направлений решения
правовых и экономических проблем,
с которыми сталкиваются коммерческие
банки, является формирование институциональной
среды рынка ипотеки путем
принятия блока законов, легализующих
принцип специализации в
Ипотека как таковая представляет
собой финансовые обязательства, обеспеченные
залогом приобретенной
Тенденции последних
лет говорят о том, что и
в нашей стране она
Анализируя структуру гражданско-правовой базы ипотечного кредитования в России, можно заключить, что развитие залогового кредитования жилья у нас направлено на создание вторичного ипотечного рынка [44, c. 215-221]. В этой модели источником финансовых ресурсов является вторичный рынок ценных бумаг, обеспечением которых выступают закладные на недвижимость. Государству при этом отводится решающая роль в формировании инфраструктуры рынка ценных бумаг, поддержании его устойчивости.
На сегодняшний день можно сформулировать ряд правовых проблем, тормозящих развитие двухуровневой модели ипотечного кредитования [42, c. 39-47].
Во-первых, не до конца создан правовой механизм рефинансирования ипотечных кредитов путем выпуска ипотечных ценных бумаг. Принятие Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» предполагало участие АИЖК в эмиссии ипотечных ценных бумаг. Однако противоречия, которые содержал данный закон до последнего времени и другие нормативные правовые акты в области ипотеки, пока не позволили запустить механизм рефинансирования ипотечных кредитов. Облигации, которые эмитирует сегодня АИЖК, обеспечены государственными гарантиями, а не закладными на недвижимость.
Во-вторых, у региональных
властей отсутствует
Таким образом, для решения поставленных правовых проблем, тормозящих развитие ипотеки по схеме АИЖК, необходимо совершенствование федерального законодательства, которое в свою очередь должно базироваться на комплексных программах о рынке доступного жилья в регионах. Региональные программы должны определить рыночные и административные методы государственного воздействия на рынок жилья в целях повышения его устойчивости и, соответственно, доступности.
К тому же в решении данных проблем необходимо помнить, что региональные системы ипотеки гораздо шире федеральной и включают в себя большее число аспектов, привязанных к местным рынкам [38, c. 90-103].
Поэтому необходимо:
- развивать несколько
принципиальных схем
- при разработке новых
схем рефинансирования
Наиболее эффективным в решении данных проблем может стать сотрудничество АИЖК и других рефинансирующих организаций, которые получили широкое развитие.
3.2 Опыт реализации программ
ипотечного жилищного
Ситуация с ипотечным кредитованием в Новосибирске в первую очередь регулируется реальным спросом населения на конкретные объекты недвижимости. Причем данное утверждение касается только тех кредитных продуктов, по которым происходят реальные выдачи ипотечных кредитов. Что же касается всего спектра самых разнообразных кредитных продуктов, которые предлагают в нашем городе кредитные организации, то доля практической востребованности подобных предложений может сильно колебаться не только в связи с ситуацией на рынке, но и в зависимости от готовности банков работать с предлагаемыми кредитными продуктами, а так же в зависимости от отработанности банковской процедуры.
Конечно, лишь небольшая часть
банков обладает по настоящему развернутой
линейкой ипотечных кредитных продуктов,
но и реальный сектор массовой выдачи
ипотеки в современном
Информация о работе Практика правового регулирования ипотечного кредитования и его совершенствование