Практика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе российских и зарубежных методик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:23, дипломная работа

Описание работы

Современные процессы становления и развития экономики обусловили актуализацию широкого спектра проблем, требующих практического решения. Достижение стабильности и устойчивого экономического роста напрямую зависит от эффективности финансово-хозяйственной деятельности и стратегической устойчивости отдельных предприятий.
Существует необходимость качественно нового, прогрессивного корпоративного менеджмента, позволяющего принимать гибкие, креативные управленческие решения. Его фундаментальной основой выступает анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций, приобретающий в условиях современных реалий ситуационный характер и стратегическую направленность.

Содержание работы

Введение 3
1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности и его роль в управлении предприятием 6
1.1 Предмет и место анализа в системе экономических наук -
1.2 Содержание, задачи и принципы финансово-хозяйственного анализа 11
1.3 Виды анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 14
1.4 Пользователи финансово-хозяйственного анализа 24
1.5 Информационная база анализа финансово-хозяйственной деятельности 28
2 Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 40
2.1 Метод и методика анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия -
2.2 Метод предварительного анализа 42
2.3 Метод сравнительный анализ 45
2.4 Метод факторного анализа 48
2.5 Метод коэффициентного анализа 54
2.6 Скоринговые и рейтинговые методики 65
2.7 Методика «Du pont» 69
2.8 Кризис-прогнозные методики 71
3 Практическое применение различных методов финансово-хозяйственного анализа деятельности предприятия на примере ООО «ЛЕГА» 78
3.1 Краткая характеристика объекта исследования -
3.2 Предварительный анализ 79
3.3 Расчет базовых коэффициентов 89
3.4 Анализ возможного наступления банкротства 101
3.5 Агрегированные результаты проведенного анализа 107
Заключение 109
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

диплом_для_Темы.doc

— 1.50 Мб (Скачать файл)

Отличительной чертой оперативного анализа  является широкое использование  экономических показателей в  натуральном выражении. Другая характерная  черта – его относительная  неточность, связанная с приближенностью  в расчетах. Например, нельзя точно  рассчитать на любой день месяца фактическую себестоимость выпущенной продукции по отдельным статьям, объем затрат приходится брать по нормативам; нельзя точно определить на конкретную дату влияние на прибыль себестоимости продукции, так как заранее не известно, какая часть продукции будет реализована в данном месяце.

Оперативный анализ основывается на данных первичного учета (операционно-технического, бухгалтерского и статистического) и непосредственного наблюдения за процессами функционирования хозяйственного комплекса, беседа с работниками. Вследствие этого оперативный анализ является действенным инструментом выявления внутрихозяйственных резервов, установления причин недостатков в работе и их виновников и своевременного принятия оптимизационных мер коррекции хозяйственных явлений и процессов.

Итоговый (результативный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всестороннее по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

заключительного управления.

Главная задача итогового анализа – объективная оценка результатов хозяйственной деятельности, комплексное выявление неиспользованных внутрихозяйственных резервов и их мобилизация для повышения экономической эффективности хозяйствования в последующих периодах.

Особенности итогового анализа:

  • ретроспективный подход к исследованию и оценке хозяйственных процессов и явлений;
  • сопоставление фактических результатов финансово-хозяйственной деятельности с плановыми индикаторами и данными предшествующих аналитических периодов;
  • всеобъемлющий обхват различных сторон и аспектов хозяйственной деятельности;
  • массовость проведения, привлечение к текущему анализу всех отделов, служб и подразделений организации (предприятия);
  • преимущественное использование в качестве источника информации данных бухгалтерской и статистической отчетности;
  • широкое применение при анализе экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники для обработки информации.

Итоговый анализ – наиболее полный, всесторонний анализ хозяйственной  деятельности, аккумулирующий результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа. Тем  не менее данный анализ имеет существенный недостаток – выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду. Управляющая система получает информацию, как правило, поздно, когда восполнить недостатки и просчеты уже нельзя. Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку.

Для успешной деятельности предприятия  в будущем важен перспективный анализ, который направлен в будущее и служит для исследования возможных вариантов развития предприятия и выработки методов достижения наиболее желательных результатов.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных  значений в будущем. Он обеспечивает стратегические решения, функцию долгосрочного управления [50,с.95].

Особенность перспективного анализа  заключается в рассмотрении явления  и процессов хозяйственной деятельности с позиции перспективы развития, то есть с точки зрения проекции составляющих элементов прошлого и настоящего в элементы будущего.

Важнейшими задачами перспективного анализа являются: прогнозирование  хозяйственной деятельности; научное  обоснование перспективных бизнес-планов и оценка ожидаемого выполнения планов.

На практике задачи анализа могут  конкретизироваться:

  • по объектам анализа (бригада, участок, цех, предприятие, ассоциация);
  • по показателям деятельности (объем продукции, производительность труда, себестоимость, прибыль и так далее);
  • по горизонтам перспективы (анализ текущей перспективы, анализ ближайшей перспективы, анализ среднесрочной перспективы, анализ долгосрочной перспективы).

В ходе перспективного анализа выявляются факторы, которые будут оказывать  существенное влияние на деятельность предприятия и ее результаты в будущем, а также степень этого влияния. Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочный анализ охватывает период до одного года, а долгосрочный – свыше года. Краткосрочный перспективный анализ используется для выработки тактической, а долгосрочный – стратегической политики предприятия [44,с.13].

Необходимо отметить, что от глубины  и качества перспективного анализа  зависят и результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Выводы, которые можно сделать  по результатам перспективного анализа, носят вероятностный характер, и чем дальше в будущее уходит горизонт прогноза, тем больше разброс возможных значений исследуемых характеристик. Однако без такого прогнозирования невозможно представить себе ни оперативное и тактическое, ни стратегическое планирование деятельности хозяйствующего субъекта.

Различия между оперативным, тактическим  и стратегическим анализом определяются сроками прогнозирования результатов  и особенностями хозяйственной  деятельности предприятия. Контроль текущей  деятельности выполняется в рамках оперативного анализа. Анализ в краткосрочной перспективе является тактическим, а долгосрочное прогнозирование - стратегическим анализом.

Повседневная деятельность предприятия  не требует реализации сложных финансовых схем, крупных инвестиций и в целом достаточно предсказуема. Долгосрочный же анализ проводится в условиях значительной неопределенности относительно фактических характеристик будущей деятельности, поэтому он невозможен без рассмотрения большого количества рисков, с которыми предприятие может столкнуться в своем развитии. Анализ возможных стратегий в таких условиях достаточно сложен, требует применения статистических методов и не столь детализирован, как оперативный или тактический анализ. С точки зрения сроков перспективного анализа и планирования динамику управленческого процесса можно представить следующим образом.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Структура ресурсов для различных видов управления [23,с.11]

Стратегия управления заключается  в выборе и обосновании политики привлечения и эффективного размещения ресурсов (в том числе финансовых средств) коммерческой организации, тактика управления - в конкретизации поставленных целей в виде системы планов и их ресурсного обеспечения по различным параметрам (временному, материально-техническому, информационному, кадровому и т.д.). В зависимости от горизонта планирования состав и структура используемых или планируемых к использованию ресурсов существенно различаются. Так, если весь объем ресурсов на каждом уровне управления (стратегический, тактический, оперативный) условно принять за единицу, то на стратегическом уровне (t > 1 года) большая доля будет приходиться на финансовые ресурсы; напротив, на оперативном уровне (определяется продолжительностью технологии производственного процесса и учетного цикла) большая доля будет приходиться на материальные и трудовые ресурсы.

Отсюда можно сделать два  основных вывода. Во-первых, в той  или иной степени роль анализа  и прогнозирования важна на всех уровнях управления (стратегический, тактический, оперативный), однако особое значение она приобретает в плане стратегии развития предприятия. Во-вторых, анализ представляет собой ведущее связующее звено между учетом и принятием управленческих решений, поэтому является основным компонентом обеспечения бескризисного развития хозяйствующего субъекта.

Важное значение имеет классификация  экономического анализа по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и так далее. Аспект анализа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют [23,с.18]:

  • технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и т.д.). Его содержанием является изучение взаимодействие технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
  • финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы и т.д.) основное внимание уделяет финансовым результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
  • аудиторский (бухгалтерский) анализ – это экспертная диагностики предприятия, осуществляемая аудиторами и аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
  • социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;
  • экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
  • экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с охраной окружающей среды и затратами на экологию;
  • маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности;
  • инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования [44,с.15];

На этом классификация видов  экономического анализа не заканчиваются, виды экономического анализа классифицируют, кроме того [18,с.19]:

  • по субъектам, то есть, по тому, кто проводит анализ (руководство предприятия и его отдельных подразделений, собственники; органы хозяйственного управления, поставщики, покупатели, аудиторские фирмы, финансово-кредитные институты) выделяют управленческий (внутрихозяйственный) и финансовый (внешний) анализ;
  • по периодичности проведения (периодический годовой, квартальный, месячный, декадный, каждодневный, сменный и разовый, непериодический);
  • по содержанию и полноте изучаемых вопросов (полный анализ всей хозяйственной деятельности, локальный анализ деятельности подразделений, департаментов, центров ответственности; тематический анализ отдельных вопросов и индикаторов);
  • по методам изучения объекта (системный, комплексный, сравнительный, факторный, горизонтальный, вертикальный, трендовый, функционально-стоимостной, корреляционно-регрессионный и так далее);
  • по степени охвата анализируемого объекта (сплошной, выборочный);
  • по степени привлечения технических средств для автоматизации сбора и обработки информации (автоматизированный, неавтоматизированный).

На практике перечисленные виды экономического анализа в чистом виде встречаются редко, как правило, используются различные комбинации.

 

 

1.4 Пользователи финансово-хозяйственного анализа

 

 

Любая компания является объектом пристального внимания. Информация о финансово-хозяйственной деятельности организации интересует как руководство, так и широкий круг лиц, заинтересованных в оценке финансового состояния компании, то есть стейкхолдеров (stakeholders).

К основным стейкхолдерам предприятия относятся, прежде всего, партнерские группы, непосредственно заинтересованные в результатах и достижениях предприятия и анализирующие информацию с точки зрения своих интересов для принятия решений:

  • инвесторы, вкладывающие в компанию свой капитал с определенной долей риска в целях получения дохода на него;
  • собственники бизнеса, в первую очередь их интересует отдача на вложенный капитал, стоимость бизнеса и его рост; величина прибыли и ее распределение;
  • кредиторы, временно предоставляющие предприятию заем в обмен на некоторый заранее установленный доход, и заинтересованные в информации, позволяющие им определить, будут ли своевременно осуществлены выплаты по кредиту;
  • менеджеры предприятия, поскольку финансовая информация позволяет сделать наиболее достоверную оценку эффективности управления предприятием;
  • работники предприятия, заинтересованные в получении информации о способности предприятия своевременно выплачивать зарплату, производить пенсионные и прочие выплаты;
  • поставщики, заинтересованные в информации, позволяющей им определить, будут ли своевременно выплачены полагающиеся им суммы;
  • потребители (клиенты предприятия), заинтересованные в стабильности поставок, как следствие финансовой респектабельности предприятия;
  • общественные и государственные организации, поскольку от успешного функционирования предприятия зависит благосостояние экономической инфраструктуры региона и т.д.

Информация о работе Практика проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности на основе российских и зарубежных методик