Принципы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля
1.3. Принципы государственного финансового контроля
ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Принципы государственного финансового контроля.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Финансовый Университет при Правительстве  РФ

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

 

 

 

«Принципы государственного финансового контроля»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ___________________

Проверил : доцент ___________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля

1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля

1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля

1.3. Принципы государственного финансового контроля

ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.

ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.

ЗАЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Контроль, являясь одной  из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и  проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов  управленческих воздействий на управляемый  объект.

Контроль осуществляется в различных сферах деятельности общества. В связи с этим выделяются соответствующие виды контроля: экономический, ста-тистический, финансовый, экологический, технический, административный и др.

Как форма реализации контрольной  функции финансов, финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. В странах  с рыночной экономикой роль финансового  контроля особенно велика, так как  важнейшим направлением деятельности субъектов хозяйствования при обязательном соблюдении установленных норм права  становится повышение ее эффективности. Финансовый контроль имеет важнейшее  значение для управления финансами  на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализацию осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению  финансовой безопасности.

В нашей стране проблема финансового  контроля за последние годы стала  одной из основных. Как показывают проверки Счетной палаты РФ эффективность  расходования финансовых средств по многим направлениям весьма низкая. Можно  с увереннностью сказать, что ни одна из острейших социально-экономических проблем не будет решена, пока не будет наведен должный порядок в бюджетно-финансовой сфере, пока системе государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный финансовый контроль является необходимым условием сильной власти, важнейшим фактором государственного строительства и успешного развития экономики страны в целом.

Целью данной работы является рассмотрение принципов государственного финансового контроля в РФ. Для достижения этой цели планируется рассмотрены следующие вопросы:

- содержание и сущность финансового контроля в целом;

- организационно-правовые основы финансового контроля в РФ.

- их соответствие Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.

ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля

1.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля.

Финансовый контроль обычно рассматривают  в двух аспектах:

1) строго регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления  финансами и денежными потоками  на макро и микроуровне с  целью обеспечения целесообразности  и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и  субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором —  упор делается на аналитическую сторону  финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный  момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические  результаты воздействия на управляемый  объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении  отрицательных отклонений устанавливаются  их причины и виновники, прини-маются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопрони-кает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях  народного хозяйства. Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики. «Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.»1

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются государственный и негосударственный финансовый контроль. В данной работе рассматривается прежде всего государственный финансовый кон- троль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный.  Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, а также государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью  входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих  образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осущес-твляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России имеется контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внут-ренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

  • выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материаль-ных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;
  • разработка предложений по устранению условий и причин, их порождаю-щих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством  деятельность органов государственной  власти и управления всех уровней  по выявлению, предупреждению и пресечению:

  • ошибок и злоупотреблений в управлении государственными денежными и иными материальными ресурсами (капиталами), а также используемыми в хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, влекущих прямой или косвенный финансовый и/или материальный ущерб государству;
  • несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;
  • недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним связанных.

В общем и целом цель ГФК —  обеспечение соблюдения принципов  закон-ности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми ресурсами, материальными ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для выполнения функций государства. В соответствии с этим основными задачами государственного финансового контроля являются:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;
  • оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
  • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  • обеспечение поступления в доходную часть федерального бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части федерального бюджета;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;
  • контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
  • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
  • контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
  • пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
  • проведение профилактической информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий  для финансовой стабилизации и устойчивого развития экономики.

1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля.

Предметом государственного финансового контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

«Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное, органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической информации в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля.»2

Анализ литературы о сущности методов  контроля позволяет выделить из них  две группы: общенаучные методы и  специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, систем-

ный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются  эти приемы в зависимости от целевой  функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа  и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового  контроля применяются в исследованиях  других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).

По информационному обеспечению  различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается в установлении сущности и достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в определении действительного, реального состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Информация о работе Принципы государственного финансового контроля