Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля
1.3. Принципы государственного финансового контроля
ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
«Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государ-ственного финансового контроля»15. В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", другими федеральными законами. Основной задачей Счетной палаты РФ является контроль за исполнением федерального бюджета, который включает в себя: контроль за своевременным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, оценку их обоснованности; оценку эф-фективности и целесообразности расходования государственных средств и ис-пользования федеральной собственности и др. Счетная палата РФ также осу-ществляет оперативный контроль за исполнением федерального бюджета, про-водит комплексные ревизии и тематические проверки; осуществляет экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; проводит анализ нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
«Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и
гласности».16
Результаты деятельности Счетной палаты весьма существенны. Так, «Счетная палата РФ в 2010 г. выявила нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере РФ на сумму 483,9 млрд. руб., или 16,5 млрд. долл.; объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,58 млрд. руб. В 2009 г. Счетной палатой РФ выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 238,3 млрд руб. или 5,98 млрд евро».17
На уровне субъектов РФ внешний государственный финансовый контроль за исполнением региональных бюджетов осуществляют созданные органами законодательной (представительной) власти контрольно-счетные органы. Например, в Москве таким органом контроля является образованная Московской городской Думой Контрольно-счетная палата Москвы. Она организует и осу-ществляет контроль за законным, рациональным и эффективным использованием средств городского бюджета; за поступлением средств в городской бюджет, полученных от распоряжения и управления городской собственностью.
«Органы исполнительной власти направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финан-совых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль».18
В полномочия Правительства Российской Федерации «входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменить акты указанных органов.»19
Важнейшим органом государственного финансового контроля в системе органов исполнительной власти является Министерство финансов РФ. «Контроль, осуществляемый подведомственными Министерству финансов РФ исполни-тельными органами в отношении распорядителей и получателей федеральных бюджетных средств, по своему содержанию можно определить как внешний.»20 Постановлением Правительства РФ от 07.04.2004 № 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" определено, что Министерство финансов РФ осуществляет наряду с другими функциями функцию контроля и надзора в фи-нансово-бюджетной сфере, реализация которой предполагает разработку и утвер-ждение: порядка организации контроля в финансово-бюджетной сфере; порядка осуществления контроля за исполнением федерального бюджета и реализации мер принуждения, применяемых к участникам бюджетного процесса за нарушение бюджетного законодательства; методологии противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, коррупции и финансирования терроризма.
Министерство финансов РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 "О Министерстве финансов РФ" осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также осуществляет контроль за исполнением Федеральной таможенной службой правовых актов, касающихся вопросов исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ и Федеральные
службы осуществляют свою деятельность
во взаимодействии с другими федеральными
органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов РФ,
органами местного самоуправления, общественными
объединениями и иными
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в соответствии с. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 "Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.
«Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.»21
Служба проводит ревизии и проверки
правомерности и эффективности
использования средств
Федеральная служба страхового надзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330 "О Федеральной службе страхового надзора" осуществляет контроль и надзор в сфере страховой деятельности (страхового дела): за соблюдением объектами страхового дела страхового законо-дательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах; за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, состава и структуры активов и др. Дан-ная служба осуществляет также полномочия, связанные с получением, обработкой и анализом отчетности, представляемой субъектами страхового дела; с обобще-нием практики страхового надзора и разработкой предложений по совершенст-вованию законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Согласно постановлению
В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ Федеральное казна-чейство (федеральная служба) осуществляет предварительный и текущий конт-роль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, осуществляющих операции с бюджетными средствами, других участников бюджет-ного процесса в ходе исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюд-жетных фондов. В ходе осуществления контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.
Наряду со всеми перечисленными структурными подразделениями Мин-фина России существует «специальное контрольное подразделение, предназ-наченное именно для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление с его территориальными органами на местах.»22
Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ рас-пространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех слу-чаях, когда проверяется деятельность исполнительных органов власти субъектов Федерации, его контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в РФ.
Государственный финансовый контроль осуществляют также главные распо-рядители и распорядители бюджетных средств. Бюджетным кодексом РФ (ст. 158-160) предусмотрено, что главные распорядители и распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль получателей бюджетных средств за их целевым использованием, своевременным возвратом, представлением ими отчетности об использовании бюджетных средств. Главные распорядители бюд-жетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муни-ципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений. Непосредственное проведение контроля за использованием бюджетных средств унитарными предпри-ятиями осуществляется по инициативе главного распорядителя бюджетных средств органами государственного финансового контроля.
Органы исполнительной власти субъектов РФ для осуществления контроля создают свои органы контроля. Так, в соответствии с постановлением Прави-тельства Москвы от 22.04.2003 № 290-ПП "Об утверждении Положения о Главном управлении государственного финансового контроля города Москвы" контроль за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, государственных унитарных предприятий и учреждений города Москвы; расходованием средств, поступивших в бюджет муниципального образования из бюджета города Москвы, а также обеспечение координации работы контролирующих органов, осуществляющих финансовый контроль в городе Москве, возложен на Главное управление государственного финансового контроля города Москвы.
В соответствии с Указом Президента РФ от 08.06,2004 № 729 "О. контрольном управлении Президента Российской Федерации" функцию обеспе-чения контрольных полномочий Президента РФ в сфере государственных фи-нансов имеет Контрольное управление Президента РФ. «Основными задачами Управления являются контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти всех уровней, а также организациями федеральных законов, в части, касающейся полномочий Президента РФ, указов, распоряжений и иных решений Президента РФ; контроль за реализацией ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, бюджетных посланий Президента РФ.»23
Налоговый контроль в РФ возложен на органы налогового контроля, которые возглавляет Министерство РФ по налогам и сборам. МНС осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полно-той и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, несет ответственность за выработку и проведение налоговой политики с целью обес-печения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и в государ-ственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых ор-ганов в пределах своей компетенции. Права и обязанности налоговых органов и их должностных лиц определены ст. 31, 32 Налогового кодекса РФ. Кодексом также предусмотрено, что реализация полномочий и исполнение установленных Нало-говым кодексом РФ и иными федеральными законами обязанностей в части налогового контроля осуществляется органами налогового контроля при их взаи-модействии, в том числе с органами таможенного контроля. Таможенный контроль в РФ осуществляется Федеральной таможенной службой, находящейся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, которая наделена специ-альными полномочиями по осуществлению своих функций в сфере таможенного дела и в связанных с ней областях - налогового и валютного контроля. Таможенные органы пользуются правами и выполняют обязанности налоговых органов по взи-манию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу в соответствии с таможенным законодательством РФ, Налоговым кодексом РФ, ины-ми федеральными законами о налогах и сборах и иными федеральными законами.
Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля, которыми являются Центральный банк РФ (Банк России) и Правительство РФ (система федеральных органов исполнительной власти, например Министерство финансов РФ). Валютный контроль в РФ реализуется по следующим направлениям: определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ; проверка обоснованности платежей в иностранной валю-
Информация о работе Принципы государственного финансового контроля