Принципы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля
1.3. Принципы государственного финансового контроля
ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Принципы государственного финансового контроля.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

те; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям

а также по операциям  нерезидентов в валюте РФ.

Таким образом, мы видим, что система государственного финансового контроля в РФ многоплановая,  достаточно глубоко структурирована и охватывает практически всю совокупность финансовых отношений.

 

 

ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.

 

Во всех государствах в зависимости  от специфики их устройства сложились  свои системы финансового контроля. Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управ-ление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.

Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует  также система контроля по линии  исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также  органы финансового контроля при  главе государства (президентский  контроль). «В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.»24

В наиболее концентрированном виде подходы к организации финансового  контроля в развитых странах сформулированы в Лимской декларации о руководя-щих принципах финансового контроля, принятой на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в октябре 1977 г. Декларация закрепляет общепризнанное на Западе мнение, что независимые орга-ны государственного бюджетно-финансового контроля являются непременным ат-рибутом демократического общества, обязательным элементом управления об-щественными финансовыми средствами. В Декларации обобщен опыт организации и деятельности органов финансового контроля различных стран в современных ус-ловиях с учетом разнообразия систем управления, специфики финансово-экономи-ческой организации хозяйственной деятельности и практики контрольной работы.

Лимская Декларация указывает, что для достижения рационального и эффективного управления государственными финансовыми средствами необходимо создать в каждом государстве высший орган финансового контроля (ВОФК), независимость которого следует закрепить в законодательном порядке. Это распространяется и на субъекты федеративных государств, особенно там, где они обладают высокой степенью суверенности, особенно в бюджетно-финансовой сфере, как это имеет место в России. То есть в субъектах Российской Федерации также в указанных целях рекомендуется создавать высшие для данного государст-венно-территориального образования независимые органы финансового контроля.

Счетная  палата РФ  также обладает многими элементами организационной 

независимости. Однако «Конституция РФ не предусматривает четкого определения  ее независимого правового статуса. Счетная палата РФ не обладает собственными источниками доходов, так как это не предусматривается законами РФ. Однако, большинство Высших органов финансового контроля (в частности все ВОФК Евро-

пейского Союза) наделены правом оказания платных государственных услуг.»25 

Анализируя положения  Лимской конвенции можно сделать вывод о том, что наделение Министерства финансов РФ по существующим в настоящее время за-конодательным основам системы федеральной исполнительной власти статусом Высшего органа финансового контроля в общепризнанном понимании невозможно.

Анализ зарубежного  опыта позволяет сделать вывод о целесообразности

признания именно Счетной палаты РФ высшим органом финансового контроля Счетная палата РФ обладает определенной организационной и функциональной независимостью (хотя и не закрепленной четко в Конституции).

Счетная палата РФ, как конституционный  орган, находится вне структуры исполнительной власти. Она выступает (или, по крайней мере, обладает потенциалом выступать) как «независимый высший государственный орган финансового контроля в РФ, осуществляющий финансовый контроль за исполнительной властью от имени и в интересах всего общества, от имени и в интересах всех налогоплательщиков, а не какой-либо ветви власти.»26

В этой сфере положение  Счетной палаты РФ, конечно, не совсем таково, как например, в Италии, Испании, Португалии или в Китае, где независимый статус высшего органа финансового контроля закреплен конституционно, а находится примерно на уровне таких стран, как США, Великобритания, Канада, Германия, Япония, Франция и многих других, где независимость высших органов финансового контроля закреплена специальным законом о таких органах.

В развитых странах государственные  органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов (Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных министерствах; президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях («Совет честности и эффективности»)), по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов.

Международный финансовый контроль за состоянием экономики, развитием

социально-экономических процессов  в обществе является важной сферой деятельности по управлению мировым  хозяйством, поскольку усиливается  экономическая взаимозависимость  стран всего мира в результате роста трансграничных трансакций товаров, услуг и международных потоков капитала, более быстрой и широкой диффузии технологий. Назначение контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государств, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях международного хозяйства. Роль финансового контроля при переходе к рынку многократно возрастает. Он содействует прозрачности экономических процессов, расходов и направлениям финансовых потоков. В результате открытости экономики, углубления и развития федеративных принципов устройства социально-экономической жизни общества вопросы обеспечения прозрачности финансовых потоков становятся одним из основных направлений, определяющих эволюционную траекторию развития финансовой системы мирового сообщества. Контролю подлежат международные и многонациональные организации, организации, субсидируемых государством, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, государственные контракты и государственные работы, государственные органы и другие организации, находящихся за границей, уплата налогов. Контроль осуществляется на внешнем и внутреннем уровне. Внутренние контрольные службы создаются внутри отдельных ведомств и организаций, в то время как внешние ревизионные службы не являются частью организационной структуры проверяемых организаций. Высший контрольный орган является внешним ревизионным органом. Внутренняя контрольная служба должна подчиняться руководителю организации, внутри которой она создана. Однако она должна быть по возможности функционально и организационно независима внутри соответствующей организационной структуры. ВОФК проводит проверки в соответствии с утвержденной им программой. Он должен быть обеспечен финансовыми средствами, необходимыми для выполнения возложенных на него задач. Независимость высшего контрольного органа гарантируется Конституцией и законом. Орган проверяет деятельность правительства, его административного руководства и любого другого подчиненного ему органа. В выполнении возложенных задач на контрольный орган ему помогает международный обмен идеями и опытом в рамках Международной организации высших контрольных органов. Эта цель до сих пор достигалась путем проведения конгрессов, семинаров, организуемых совместно ООН и другими организациями, совещаний региональных рабочих групп и изданием специального журнала.

Признанная как одна из важнейших  организаций в сфере контроля государственных финансов, ИНTOСAИ издает международные директивы в сфере финансового управления, разрабатывает методологические подходы, связанные с этой сферой, осуществляет учебные мероприятия и способствует обмену информацией между своими членами. Таким образом, на основе нормативно-правовых баз развитых стран мира формируется нормативно-правовая база внешнего международного финансово-экономического контроля.

Важнейшими нормативными актами в данной сфере являются: уже упоминавшаяся Лимская декларация руководящих принципов контроля, Международные стандарты контрольно-ревизионной деятельности, Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового  контроля, к реализации кото-рых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ; в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компе-тентность и гласность. «Независимость контроля должна быть обеспечена финан-совой самостоятельностью контролирующего органа; более длительными по срав-нению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государст-венного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и ком-петентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действу-ющего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общест-венностью и средствами массовой информации, юридического лица и подготовку соответствующего заключения.»27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Таким образом, мы рассмотрели принципы государственного финансового контроля в РФ. На основе их анализа можно сделать вывод о том, что на современном этапе Россия активно участвует в организации международного финансово-экономического контроля через Счетную палату Российской Федерации. Однако, Счетная палата РФ, как и многие ВОФК других стран, не выполняет в полной мере предупредительно-профилактических функций, а выступает скорее «регистратором» нарушений бюджетного законодательства (информирует правоохранительные органы о допущенных нарушениях).  В условиях развития рыночных отношений в Российской Федерации происходят серьезные преобразования в области финансово-экономического управления и постепенное приведение учета и контроля в соответствии с международными стандартами. Сформированы и совершенствуются налоговый, таможенный, бюджетный и банковский контроль, происходит функциональная активизация и реформирование финансового контроля.

В современном российском обществе все в большей степени финансовый контроль используется как средство регулирования при решении конкретных эко-номических задач. Однако следует отметить, что эффективность финансового контроля в стране остается еще не на должном уровне. Причин такого положения можно перечислить много, наиболее характерной и важной является отсутствие единых правовых и методологических основ осуществления контрольных мероприятий.

Не в полной мере сформированы базовые  принципы теории и практики государственного финансового контроля, существуют различные  терминоло-гические расхождения, не приняты соответствующие законы "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации", отсутствуют стандарты государственного финансового контроля в РФ.

Назрела необходимость по-новому осмыслить  содержание и роль финансового контроля в условиях глобализации экономики. С помощью финансового контроля можно получить наиболее точную информацию о действительном состоянии системы  в целом. Нет никаких сомнений в том, что международный опыт разработки и внедрения стандартов государственного финансового аудита будет использоваться в нашей  стране, причем не в отдаленном будущем, а в самое: близкое время.

Таким образом, основными  ведущими направлениями при проведении модернизации отечественной системы государственного финансового контроля должны стать положительные моменты зарубежного опыта, а именно:

1) контроль за целевым  расходованием бюджетных средств  должен сопровождаться содержательным  анализом достигнутых результатов  при расхо-довании бюджетных средств и использовании государственной собственности, то есть подтверждением достижения эффекта, на который рассчитывали при выделении финансирования;

2) расширение полномочий  главных распорядителей при исполнении  бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень финансовой дисциплины;

3) независимость, информационная  открытость (в пределах, не состав-ляющих материалы ДСП), эффективность, качество в работе контрольных ор-ганов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государст-венного и муниципального контроля, устранение параллелизма и дублирования в их работе.

В целом необходимо признать, что, невзирая на пробелы и недостатки, отечественная система государственного и муниципального финансового контро-ля развивается в направлении, соответствующем международной практике.

Информация о работе Принципы государственного финансового контроля