Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля
1.3. Принципы государственного финансового контроля
ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
те; проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям
Таким образом, мы видим, что система государственного финансового контроля в РФ многоплановая, достаточно глубоко структурирована и охватывает практически всю совокупность финансовых отношений.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
Во всех государствах в зависимости от специфики их устройства сложились свои системы финансового контроля. Тем не менее, организация и деятельность контрольно-ревизионных сетей в зарубежных странах, так или иначе базируется на общих принципах, выраженных многолетним международным опытом. Важнейшим звеном государственного финансового контроля во всех демократических странах принято считать орган контроля по линии законодательной власти. Как правило, во всех странах существуют специальные институты парламентского контроля за расходованием государственных средств: в России — это Счетная палата РФ, в США — Главное бюджетно-контрольное управ-ление Конгресса, в Великобритании — Национальное контрольно-ревизионное управление, в Канаде — Ведомство Генерального ревизора, во Франции — Суд счетов, в Швеции — Национальное ревизионное бюро, в Австрии, ФРГ, Франции, Венгрии — Счетные палаты при бундестаге и парламенте.
Кроме институтов парламентского контроля в большинстве стран действует также система контроля по линии исполнительной власти или так называемый правительственный контроль, а также органы финансового контроля при главе государства (президентский контроль). «В США — это система инспекторских служб в федеральных министерствах и ведомствах, Административно-бюджетное управление при Президенте, Президентский совет честности и эффективности в правительстве и иные контрольные органы; в Великобритании центральный орган правительственного финансового контроля — Комитет общественных счетов при Правительстве; в Германии — это Федеральное финансовое ведомство; в Канаде — Офис Генерального контролера и т. д.»24
В наиболее концентрированном виде
подходы к организации
Лимская Декларация указывает, что для
достижения рационального и эффективного
управления государственными финансовыми
средствами необходимо создать в каждом
государстве высший орган финансового
контроля (ВОФК), независимость которого
следует закрепить в законодательном
порядке. Это распространяется и на субъекты
федеративных государств, особенно там,
где они обладают высокой степенью суверенности,
особенно в бюджетно-финансовой сфере,
как это имеет место в России. То есть в
субъектах Российской Федерации также
в указанных целях рекомендуется создавать
высшие для данного государст-венно-
Счетная палата РФ также обладает многими элементами организационной
независимости. Однако «Конституция
РФ не предусматривает четкого
пейского Союза) наделены правом оказания платных государственных услуг.»25
Анализируя положения Лимской конвенции можно сделать вывод о том, что наделение Министерства финансов РФ по существующим в настоящее время за-конодательным основам системы федеральной исполнительной власти статусом Высшего органа финансового контроля в общепризнанном понимании невозможно.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать вывод о целесообразности
признания именно Счетной палаты РФ высшим органом финансового контроля Счетная палата РФ обладает определенной организационной и функциональной независимостью (хотя и не закрепленной четко в Конституции).
Счетная палата РФ, как конституционный орган, находится вне структуры исполнительной власти. Она выступает (или, по крайней мере, обладает потенциалом выступать) как «независимый высший государственный орган финансового контроля в РФ, осуществляющий финансовый контроль за исполнительной властью от имени и в интересах всего общества, от имени и в интересах всех налогоплательщиков, а не какой-либо ветви власти.»26
В этой сфере положение Счетной палаты РФ, конечно, не совсем таково, как например, в Италии, Испании, Португалии или в Китае, где независимый статус высшего органа финансового контроля закреплен конституционно, а находится примерно на уровне таких стран, как США, Великобритания, Канада, Германия, Япония, Франция и многих других, где независимость высших органов финансового контроля закреплена специальным законом о таких органах.
В развитых странах государственные органы контроля являются главным инструментом воздействия на экономику. В США суммарный экономический эффект от деятельности федеральных контрольных органов (Главное контрольное управление конгресса во главе с генеральным контролером; Административно-бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных министерствах; президентский совет по борьбе с финансовыми злоупотреблениями в правительственных учреждениях («Совет честности и эффективности»)), по данным исследовательской группы конгресса США, за последние 50 лет исчисляется примерно в 500 миллиардов долларов.
Международный финансовый контроль за состоянием экономики, развитием
социально-экономических
Признанная как одна из важнейших организаций в сфере контроля государственных финансов, ИНTOСAИ издает международные директивы в сфере финансового управления, разрабатывает методологические подходы, связанные с этой сферой, осуществляет учебные мероприятия и способствует обмену информацией между своими членами. Таким образом, на основе нормативно-правовых баз развитых стран мира формируется нормативно-правовая база внешнего международного финансово-экономического контроля.
Важнейшими нормативными актами в данной сфере являются: уже упоминавшаяся Лимская декларация руководящих принципов контроля, Международные стандарты контрольно-ревизионной деятельности, Этический кодекс ИНТОСАИ для аудиторов в государственном секторе.
Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разработало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации кото-рых во всей полноте стремится каждое современное цивилизованное государство. Они в значительной мере применимы и к деятельности негосударственных органов финансового контроля. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСАИ; в их числе такие универсальные, как независимость и объективность, компе-тентность и гласность. «Независимость контроля должна быть обеспечена финан-совой самостоятельностью контролирующего органа; более длительными по срав-нению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов государст-венного контроля, а также их конституционным характером. Объективность и ком-петентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действу-ющего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь финансовых контролеров с общест-венностью и средствами массовой информации, юридического лица и подготовку соответствующего заключения.»27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, мы рассмотрели принципы
государственного финансового контроля
в РФ. На основе их анализа можно сделать
вывод о том, что на современном этапе
Россия активно участвует в организации
международного финансово-экономического
контроля через Счетную палату Российской
Федерации. Однако, Счетная палата РФ,
как и многие ВОФК других стран, не выполняет
в полной мере предупредительно-
В современном российском обществе
все в большей степени
Не в полной мере сформированы базовые принципы теории и практики государственного финансового контроля, существуют различные терминоло-гические расхождения, не приняты соответствующие законы "О государственном финансовом контроле в Российской Федерации", "Об основах организации и деятельности контрольно-счетных органов в субъектах Российской Федерации", отсутствуют стандарты государственного финансового контроля в РФ.
Назрела необходимость по-новому осмыслить содержание и роль финансового контроля в условиях глобализации экономики. С помощью финансового контроля можно получить наиболее точную информацию о действительном состоянии системы в целом. Нет никаких сомнений в том, что международный опыт разработки и внедрения стандартов государственного финансового аудита будет использоваться в нашей стране, причем не в отдаленном будущем, а в самое: близкое время.
Таким образом, основными ведущими направлениями при проведении модернизации отечественной системы государственного финансового контроля должны стать положительные моменты зарубежного опыта, а именно:
1) контроль за целевым
расходованием бюджетных
2) расширение полномочий
главных распорядителей при
3) независимость, информационная открытость (в пределах, не состав-ляющих материалы ДСП), эффективность, качество в работе контрольных ор-ганов, четкое разграничение полномочий и ответственности органов государст-венного и муниципального контроля, устранение параллелизма и дублирования в их работе.
В целом необходимо признать,
что, невзирая на пробелы и недостатки,
отечественная система
Информация о работе Принципы государственного финансового контроля