Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля
1.3. Принципы государственного финансового контроля
ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению имеющихся недостатков.
«Основными методами государственного финансового контроля являются:
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель-ности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового конт-роля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хо-зяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Реви-зия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономи-ческой эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблю-дения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и от-четности - для выявления нарушений и недостатков в работе ревизуемого объекта.
Комплексная ревизия охватывает все
стороны хозяйственной и
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. «Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем».4
Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно «текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.»5
Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки ре-зультатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых из-держек с прогнозируемыми и т.д. Последующий контроль, отличающийся углублен-ным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истек-
ший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.
Поскольку финансовый контроль является
одной из функций управления, то
ему присущи общие принципы управления,
на которых базируется процесс государственного
управления и управления конкретным
предприятием и организацией, но конечно
с преломлением содержания этих принципов
применительно к функции
«Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов6, основными из которых являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий и системности».7
Принцип законности обусловлен Конституцией России, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. «Органы финан-сового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей долж-ны соблюдать Конституцию РФ и российские законы.»8 Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания прове-ренных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоря-жениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Также под объективностью пони-мают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.
Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. «Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.»9 Кроме того, принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны
Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.
Принцип разграничения функций и полномочий предполагает в своей реали-зации отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.
Принцип системности подразумевает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления. Также принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.
Кроме изложенных принципов финансового контроля выделяются еще принципы плановости, непрерывности и эффективности.
Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. «Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).»10
Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется «в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.»11
Согласно Конституции РФ, «Президент Российской Федерации:
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров».12
К ведению Государственной Думы в сфере финансового контроля Конституция относит:
«г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов».13
Правительство Российской Федерации по Конституции является основным исполнителем финансовой политики и наделено полномочиями широкого финансового контроля:
«Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе еже-
годные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам постав-
ленным Государственной Думой;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».14
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финан-сового контроля в РФ» от 25 июля 1996 года. Этим Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федераль-ного бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государ-ственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предостав-лением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соот-ветствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и пол-номочий указываются конкретные субъекты государственного финансового конт-роля: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управ-ление), Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной влас-ти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Информация о работе Принципы государственного финансового контроля