Принципы государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание работы

Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы государственного финансового контроля
1.1. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля
1.2. Предмет и методы государственного финансового контроля
1.3. Принципы государственного финансового контроля
ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.
ГЛАВА 3. Соответствие принципов государственного финансового контроля РФ Лимской декларации ИНТОСАИ и Этическому кодекса ИНТОСАИ.
ЗАЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Принципы государственного финансового контроля.docx

— 85.20 Кб (Скачать файл)

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так  как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия  по устранению имеющихся недостатков.

«Основными методами государственного финансового контроля являются:

  • проверки;
  • обследования;
  • надзор;
  • анализ финансового состояния;
  • наблюдение (мониторинг);
  • ревизии.»3

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая  отчетность, сметы расходов и расчеты  к ним, расчеты по налогам и  т.п.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель-ности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового конт-роля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хо-зяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Реви-зия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономи-ческой эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблю-дения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и от-четности - для выявления нарушений и недостатков в работе ревизуемого объекта.

Комплексная ревизия охватывает все  стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а  ее содержательная часть соответствует  подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной  ревизии является охват ею всех уровней  управления: министерство — ведомство  — предприятие (выборочно). Результатом  ее являются не только выводы, но и предложения  по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

Формы государственного финансового  контроля различаются по времени его проведения и делятся на предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. «Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль носит предупреждающий характер. Он важен, когда вводятся новые важные нормативные акты по регулированию финансовой деятельности экономических субъектов. Это способствует предупреждению многих ошибок в будущем».4

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т.д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, например, в результате неправильного начисления новых налогов. Обычно «текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.»5

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки ре-зультатов финансовой деятельности экономических субъектов, эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых из-держек с прогнозируемыми и т.д. Последующий контроль, отличающийся углублен-ным изучением хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за истек-

ший период, позволяет вскрыть недостатки предварительного и текущего контроля.

1.3. Принципы государственного финансового контроля

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно  с преломлением содержания этих принципов  применительно к функции контроля.

«Финансовый контроль организуется и проводится на основе определенных принципов6, основными из которых являются следующие принципы: законности, независимости, объективности, гласности, ответственности, разграничения функций и полномочий и системности».7

Принцип законности обусловлен Конституцией России, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. «Органы финан-сового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей долж-ны соблюдать Конституцию РФ и российские законы.»8 Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.

Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания прове-ренных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоря-жениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении. Также под объективностью пони-мают отсутствие предвзятости и невмешательство в оперативную деятельность субъекта хозяйствования (контроля), обоснованность выводов по результатам контрольных мероприятий.

Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. «Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.»9 Кроме того, принцип гласности предполагает общедоступность результатов финансового контроля при соблюдении установленных норм и правил, касающихся государственной и коммерческой тайны

Принцип ответственности предполагает добросовестное отношение сотрудников органов финансового контроля к своим должностным обязанностям.

Принцип разграничения функций и полномочий предполагает в своей реали-зации отсутствии дублирования в деятельности органов финансового контроля.

Принцип системности подразумевает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления. Также принцип системности означает единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий.

Кроме изложенных принципов финансового  контроля выделяются еще принципы плановости, непрерывности и эффективности.

Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.

Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. «Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).»10

Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется «в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.»11

ГЛАВА 2. Организационно-правовые основы финансового контроля в РФ. Система государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Деятельность  органов финансового контроля в  РФ осуществляется в соответствии с  установленными нормами права, основными  источниками которого являются: Конституция  РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный  кодекс РФ, Нало-говый кодекс РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.). В ст. 265 и 266 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляют: законодательные (представительные) органы и представительные органы местного самоуправления; органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает их право на создание собственных контрольных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольные палаты, иные Органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов.

Согласно  Конституции РФ, «Президент Российской Федерации:

г) представляет Государственной  Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой  вопрос об освобождении от должности  Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации  назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров».12

К ведению Государственной Думы в сфере финансового контроля Конституция относит:

«г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной  палаты и половины состава ее аудиторов».13

Правительство Российской Федерации по Конституции является основным исполнителем финансовой политики и наделено полномочиями широкого финансового контроля:

«Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе еже-

годные отчеты о результатах  своей деятельности, в том числе  по вопросам постав-

ленным Государственной Думой;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».14

Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению  государственного финан-сового контроля в РФ» от 25 июля 1996 года. Этим Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федераль-ного бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государ-ственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предостав-лением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соот-ветствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и пол-номочий указываются конкретные субъекты государственного финансового конт-роля: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора, Контрольно-ревизионное управ-ление), Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной влас-ти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Информация о работе Принципы государственного финансового контроля