Проблема внешней задолженности России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

В последнее время особую остроту приобрела проблема внешнего долга России. Данная проблема заключается в фактической неспособности России в полной мере выполнять обязательства по обслуживанию полученных внешних кредитов, что влечет за собой негативные последствия для национальной экономики. Важность данной проблемы обусловлена большим значением, которое имеет внешнее финансирование для российского государственного, а в последнее время и частного секторов, а также состоянием отечественной экономики, не обеспечивающей на сегодняшний момент необходимого уровня роста для поддержания суверенной платежеспособности.

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

Проблема внешней задолженности  России.

 

Проблема внешней задолженности  России: причины образования, экономические  последствия, пути урегулирования

В последнее время особую остроту приобрела проблема внешнего долга России. Данная проблема заключается  в фактической неспособности  России в полной мере выполнять обязательства  по обслуживанию полученных внешних  кредитов, что влечет за собой негативные последствия для национальной экономики. Важность данной проблемы обусловлена  большим значением, которое имеет  внешнее финансирование для российского  государственного, а в последнее  время и частного секторов, а также  состоянием отечественной экономики, не обеспечивающей на сегодняшний момент необходимого уровня роста для поддержания  суверенной платежеспособности. По сути, речь идет о полномасштабном долговом кризисе, приобретшем острую форму  после августовской девальвации 1998 г. Кроме того, отсутствие долгосрочной стратегии эффективного управления и использования внешних займов предполагает дальнейшее ухудшение  положения России как страны - заемщика, а фактор внешнего долга в значительной степени влияет на макроэкономическую ситуацию в стране.

Следует отметить, что те трудности с использованием инструмента  внешней задолженности, с которыми столкнулась Россия, не являются исключительным случаем в мировой практике. Сходные  проблемы возникли в странах Латинской  Америки еще в начале 80-х годов, а история суверенных дефолтов восходит к первой половине XIX века, когда  все те же латиноамериканские молодые  государства, недавно получившие независимость, приостановили обслуживание внешних  займов. С тех пор были проведены  обширные исследования, посвященные  проблемам государственного внешнего долга, в которых были изложены основные причины образования данной задолженности, рекомендации по предотвращению и разрешению долговых кризисов, рассмотрены последствия  нарастания внешних займов для стран - должников и кредиторов. Тем не менее, универсальной формулы для решения проблемы внешней задолженности не найдено, что подтверждает значительное число стран, для которых и сегодня характерны трудности с обслуживанием внешних долгов, и периодически возникающие долговые кризисы, наносящие серьезные удары по стабильности мировой экономической системы.

Отсутствие готовых рецептов для решения проблемы внешнего государственного долга предполагает подход, основанный на изучении и применении общих для  всех стран рекомендаций (к ним  относятся комплекс мер, связанных  с регулированием бюджетных диспропорций, режима валютного курса и контроля за движением капитала, мер по управления экспортом и импортом, структурной  политики), но с учетом индивидуальных особенностей каждой страны - должника, объективно сложившихся в процессе исторического развития.

В случае России образование  внешнего долга связано как со специфическими чертами национальной экономики, так и с глобальными  экономическими процессами. Что касается черт, присущих исключительно России и повлиявших на образование внешней  задолженности, то среди основных необходимо выделить значительные долги СССР, принятые Россией на себя, а также  трудности перехода от планово-административной системы хозяйствования к рыночной, что потребовало привлечения  дополнительных ресурсов из внешних  источников. Процессы, протекавшие  в мировой финансовой системе, также  повлияли на формирование государственного внешнего долга России. Прежде всего, это эйфория инвесторов в 90-е годы в отношении перспектив развивающихся рынков, мировой кредитный бум, либерализация национальных финансовых рынков и т.д. Россия, будучи полноправным участником данных процессов, получала как выгоды (приток капитала), так и несла соответствующие риски, которые проявились в виде долгового и валютного кризисов.

Таким образом, государственный  внешний долг России является сложной  и многофакторной проблемой, решение  которой, исходя из мирового опыта, потребует  значительных усилий. Учитывая важность проблемы, нам представляется необходимым  провести анализ причин образования  государственной внешней задолженности  России, генезиса и современного состояния  этого явления, последствий для  национальной экономики, а также  методов управления внешним долгом.

Генезис российского  внешнего долга

Как было отмечено выше, внешняя  задолженность России образовалась в результате многофакторного процесса и в настоящий момент представляет значительную проблему для национальной экономики. Что же привело к подобным результатам и как развивался процесс накопления задолженности?

Для лучшего понимания  проблемы внешней задолженности  следует рассматривать ее общемировой  и локальный (страновой) контексты.

Что касается глобального  контекста, то проблема внешней задолженности  отдельных государств обусловлена  цикличностью развития мировой экономики. На различных временных отрезках можно проследить характерные тенденции, проявляющиеся с определенной частотой. В нашем случае анализа предпосылок  роста внешнего долга интерес  представляют прежде всего циклы  экономической конъюнктуры, связанные  со сроками физического износа производственных фондов. К таким циклам можно отнести:

I. среднесрочные циклы  с длительностью 12-20 лет, в основе  которых лежат сроки физического  износа активной части производственных  фондов;

II. долгосрочные (кондратьевские) циклы, существование которых  до сих пор вызывает споры  среди экономистов, с периодичностью 30-50 лет, связанные с периодом  функционирования элементов инфраструктуры.

Различным фазам цикла  и временным этапам соответствуют  различные потребности в капитале для финансирования модернизации производственных мощностей, из этого следует, что  национальные экономические системы, периодически испытывая нехватку ресурсов, прибегают к заимствованиям как  на внутреннем, так и на внешних  рынках капитала. Дальнейшее экономическое  развитие страны зависит от способности  эффективно распоряжаться привлеченными  средствами и добиваться генерирования  новых денежных потоков, достаточных  для выплат по ранее привлеченным займам. Если обратиться к историческому  опыту, то можно отметить определенную периодичность в межстрановых переливах  капиталов и кризисах внешней  задолженности, возникавших с периодичностью 15-20 лет, начиная с конца XIX века.

Анализ долговых проблем  с точки зрения цикличности развития мировой экономики необходимо дополнять  рассмотрением индивидуальных особенностей стран - должников. Данный подход в полной мере применим и к российским экономическим реалиям.

Причины взрывного роста  российского внешнего долга следует  искать, исходя из особенностей экономического развития страны за последние 15 лет. Подобный временной отрезок в наиболее полной мере отражает развитие ситуации.

Отправной точкой при рассмотрении проблемы внешнего долга России следует  считать концепцию «ускорения»  экономического развития, принятую как  руководство к действию в 1985 г. Являясь  по сути программой экономического реформирования планово-административной системы, она  предполагала кардинальную модернизацию советской промышленности на основе закупки и внедрения западных технологий. Однако валютные ресурсы, необходимые для реализации этого  замысла, оказались недостаточными. Связано это с внешними конъюнктурными факторами, вызвавшими очередное падение  цен на сырьевые товары (например, нефть  подешевела более чем в два  раза по сравнению с началом 80-х  годов) - основной источник валютной выручки СССР. Выход был найден в увеличении внешних заимствований.

Официальная советская статистика не предоставляла сведений, касающихся долговых обязательств Советского Союза  перед западными странами. Поэтому  для изучения динамики внешнего долга  СССР основными источниками служат данные, приводимые в публикациях  мировых финансовых организаций. Так, по оценкам Банка Международных  расчетов внешняя задолженность  СССР на конец 1984 г. составляла около 25 млрд долл., а по состоянию на 1 января 1992 г. общая сумма внешнего долга  Советского Союза оценивалась уже  в 105-108 млрд долл. (с учетом пеней  за просроченные выплаты, непогашенных процентов и долга перед физическими  и юридическими лицами по замороженным валютным счетам во Внешэкономбанке  СССР). Таким образом, можно отметить более чем четырехкратный рост внешнего долга за семилетний период.

Оценить эффективность вложения полученных средств довольно сложно по объективным причинам, главная  из которых - распад СССР в 1991 г., приведший к разделу производственной базы Союза. Тем не менее очевидно, что не все средства были использованы на модернизацию производства. Часть из них пошла на закупку импортных потребительских товаров, другая часть - на обслуживание и погашение ранее привлеченных кредитов. Следовательно, советской экономике не удалось создать предпосылок для быстрого роста на основе западных промышленных технологий.

Спорным моментом, вызывающим противоречивые оценки со стороны экономистов  и официальных властей, является наследование долга СССР Россией.

Вначале предполагалось, что  бремя долга будет разделено  поровну между суверенными государствами, образовавшимися после распада  Советского Союза. Такой раздел основывался  на историческом опыте и международном  праве. При распаде таких государств, как Османская и Австро-Венгерская империи в начале XX века, при послевоенном разделе Германии в 1945 г. (из более  свежих примеров можно привести недавнее разделение Чехословакии и Югославии  на несколько независимых государств), в основу урегулирования проблемы внешних  долгов был положен принцип относительного долевого деления задолженности. Правовой базой служит Венская конвенция 1983 г. «О правопреемстве государств в  отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных  долгов». Критерием выступают доли населения, ВВП и экспорта каждого  из вновь образованных государств в  бывшем едином государстве. Аналогичный  подход был вначале использован  и в случае с советским долгом. Суммы долгов и активов бывшего  СССР были поделены пропорционально  вкладу республик в ВВП СССР (причем прибалтийские государства отказались нести бремя внешней задолженности по политическим мотивам). Доля России составила около 61%, на втором месте по сумме долга оказалась Украина - около 16%.

Однако, как показала практика, ни одно из молодых государств - правопреемников, кроме России, не оказалось в состоянии выполнить взятые на себя обязательства. В результате политического давления со стороны западных стран - кредиторов был принят так называемый «нулевой вариант», согласно которому в течение 1992-1993 г. бывшие республики СССР передали Российской Федерации не только все зарубежные активы, но и обязательства Советского Союза по внешним долгам В итоге только за 1992-1993 гг., по данным платежного баланса, сумма выплаченных процентов и просроченной задолженности составила порядка 15 млрд долл., что превысило активное сальдо по экспорту товаров и услуг (около 14 млрд долл. за тот же период)

Таким образом, Россия стала  плательщиком по долгам СССР, а в  качестве компенсации российское государство  получило право требования по кредитам, предоставленным Советским Союзам некоторым развивающимся странам, а также другие зарубежные советские  активы (недвижимость, доли в уставном капитале коммерческих фирм).

Последствия «нулевого варианта»  для России можно оценить как  негативные. В настоящее время  очевидно, что бремя внешней задолженности, унаследованной от Советского Союза, оказалось  непосильным для российской экономики. Подтверждением этому служат дефолты, объявленные по всем обязательствам бывшего СССР в 1998 г. Оказавшиеся  на другой чаше весов активы СССР не явились адекватной компенсацией. Согласно недавнему докладу Мингосимущества (осень 1999 г.), зарубежная недвижимость России, унаследованная от СССР, оценивается  на сумму около 4 млрд долл., причем ее использование в коммерческих целях  запрещено, поскольку недвижимость в основном представлена в виде зданий, принадлежащих российским дипломатическим  представительствам.

Что касается долгов развивающихся  стран СССР, то ситуация с ними тоже не внушает оптимизма. В 1993-96 гг. были проведены выверки и на их основании  была определена сумма задолженности  порядка 150 млрд долл. Однако большая  часть приходится на беднейшие и  слаборазвитые страны. Кроме того, при вступлении России в Парижский  клуб в 1997 г. в качестве страны-кредитора  значительная часть долга была списана (до 80%). Единственными «перспективными» должниками являются Индия (исправно погашающая свой долг товарными поставками), Ирак, Сирия, однако исполнение долговых обязательств потребует долгой работы и будет  производиться, вероятнее всего, в  неденежной форме.

Следующим этапом в генезисе внешней задолженности можно  считать образование собственно российских долгов за период существования  России как независимого государства. В данный период к анализу проблемы внешних долгов России как страны, участвующей в мировых экономических  отношениях на рыночной основе, применим стандартный арсенал методов, используемых экономистами при рассмотрении долговых проблем развивающихся стран.

Итак, проблема внешней задолженности  возникает при наличии определенных предпосылок. Как правило, основные факторы, влияющие на формирование внешних  долгов, подразделяют на внешние и  внутренние. К первым относятся колебания  процентных ставок на мировом рынке  капиталов (базисная ставка - LIBOR), динамика цен на сырьевые товары (основная статья экспорта развивающихся стран и России), темпы роста в промышленно развитых странах. Под внутренними факторами понимают состояние государственного бюджета, валютный курс, динамику инвестиций и сбережений, состояние платежного баланса и национальных счетов, темпы инфляции и экономического роста. Безусловно, внутренние и внешние факторы взаимосвязаны, а на основе эконометрических моделей можно оценить их относительный вклад в формирование внешней задолженности.

Информация о работе Проблема внешней задолженности России.