Проблема внешней задолженности России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

В последнее время особую остроту приобрела проблема внешнего долга России. Данная проблема заключается в фактической неспособности России в полной мере выполнять обязательства по обслуживанию полученных внешних кредитов, что влечет за собой негативные последствия для национальной экономики. Важность данной проблемы обусловлена большим значением, которое имеет внешнее финансирование для российского государственного, а в последнее время и частного секторов, а также состоянием отечественной экономики, не обеспечивающей на сегодняшний момент необходимого уровня роста для поддержания суверенной платежеспособности.

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

Источник: Вопросы экономики  №5 1999

Как видно из приведенных  данных, по одному из критериев (отношение  внешнего долга к ВВП) Россия превышает  критический уровень, а по остальным (исходя из фактических данных) - приближается к нему. Такая ситуация усугубляется в настоящее время заниженным курсом рубля, поддерживаемым денежными властями для стимулирования с одной стороны экспорта, а с другой - процесса импортозамещения.

Еще одним важным показателем, определяющим положение страны с  точки зрения обремененности внешним  долгом, является отношение внешнего долга к экспорту товаров и  услуг, а также отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к  экспорту товаров и услуг. Эти  показатели позволяют оценить, в  какой степени страна способна генерировать валютные поступления для дальнейших расчетов.

С учетом вышеприведенных  показателей необходимо выстраивать  стратегию управления внешним долгом.

Согласно оценкам как  российских, так и иностранных  экспертов, можно выделить несколько  ключевых направлений, которые ведут  к снижению тяжести долговой нагрузки на национальную экономику.

В качестве долгосрочной стратегии, безусловно, следует рассматривать  меры по повышению эффективности  функционирования рыночной модели хозяйствования в России. К ним относятся проведение дальнейших институциональных и  структурных реформ на микро- и макроуровне  с целью придания положительной  динамики экономическому развитию страны, улучшения инвестиционного климата, повышения конкурентоспособности  страны на мировом рынке. В случае благоприятного развития этих процессов  Россия сможет вновь получить доступ на мировой финансовый рынок, а также  аккумулировать валютные ресурсы для  обслуживания внешнего долга.

Что касается краткосрочных  мер, которые могут быть использованы для текущего урегулирования проблемы внешнего долга, то необходимой представляется комбинация применения технических  методов (проведение переговоров о  дальнейшей реструктуризации задолженности) и изыскания дополнительных внутренних ресурсов для осуществления необходимых  выплат.

К таким ресурсам следует  отнести меры по прекращению утечки капитала (по данным платежного баланса, утечка капиталов из России в 1993-1998 гг. составила около 90 млрд долл.) путем  совершенствования и укрепления налогового, валютного и таможенного  контроля. К внутренним ресурсам относится  также и увеличение государственных  бюджетных доходов. Примечательно, что, по оценкам рейтингового агентства Fitch-IBCA, к октябрю 1999 г. отношение  доходов российского бюджета  к внешнему долгу составляло 766% - самый высокий показатель среди всех стран мира.

Тем не менее краткосрочные  меры проблему внешней задолженности  не решают, а лишь консервируют ее и  ухудшают долгосрочные перспективы  страны. Более того, сегодня проблемы с мобилизацией внутренних источников для внешних выплат свидетельствуют, что применяется крайне негативный вариант, а именно происходит последовательное сокращение емкости внутреннего  рынка.

Столкнувшись с низкой платежеспособностью экономических  субъектов внутри страны, компании, производящие конкурентоспособную  продукцию (а в основном это относится  к предприятиям сырьевого сектора), вынуждены увеличивать экспортные поставки, не заботясь о внутреннем рынке. Особенно ярко эта тенденция  проявляется на рынке топливного сырья, в химической и металлургической отраслях. Подобная ситуация подрывает основы расширенного воспроизводства и грозит губительными последствиями для дальнейшего развития экономики страны. Так, согласно предварительным прогнозам, в 1999 г. экспортная квота (отношение экспорта товаров и услуг к ВВП) - около 50% ВВП, а чистый экспорт товаров и услуг достигает почти 20% ВВП.

Таким образом, государственный  внешний долг России приобрел системный  характер, непосредственно зависящий  от состояния национальной экономики, и требуется комплексная программа  мер по дальнейшему реформированию российской экономики, такая, в которой  вопросы внешнего долга будут  рассматриваться как неотъемлемая ее часть.

Заключение

В настоящее время можно  утверждать, что Россия столкнулась  с полномасштабной проблемой  внешней задолженности, которая  заключается в отсутствии ресурсов для текущего обслуживания внешних  долгов. Кризис внешнего долга приводит к долгосрочным макроэкономическим дисбалансам, негативно влияет на позиции  страны в мировой экономике, сдерживает экономическое развитие страны.

Однако трудности в  урегулировании внешнего долга, которые  сегодня испытывает Россия, не являются уникальным явлением в мировой экономической  практике, они были отмечены во многих развивающихся странах в 80-90-е  годы. Кризис международной задолженности  заставил мировое сообщество выработать систему мер по ее урегулированию. Прежде всего, к ним относятся  базовые условия реорганизации  официального долга в рамках Парижского клуба для стран с более  низким средним уровнем дохода, в  группу которых в настоящее время  входит и Россия. Для нашей страны применимы также и методы сокращения коммерческого долга в рамках Лондонского клуба: его конверсия  в акции, экспорт, долг в национальной валюте.

Тем не менее макроэкономические показатели России еще не достигли критического уровня, что затрудняет переговоры о кардинальном сокращении долга. Однако опыт других стран (прежде всего Польши) показывает, что при  умелом ведении переговоров и  использовании геополитической  ситуации возможны варианты списания или облегчения обслуживания долга  даже при параметрах, лишь приближающихся к критическим.

Кроме упомянутых выше мер  по преодолению долгового кризиса  существуют и внутренние ресурсы, связанные  с оптимизацией и повышением эффективности  функционирования российской экономики. Следовательно, сочетание внутренних и внешних факторов способно привести к урегулированию долговых проблем.

Безусловно, без разработки долгосрочной и комплексной программы  по сокращению внешнего долга и активного  управления им ситуация в российской экономике будет в дальнейшем ухудшаться, а проблема избыточного  долгового навеса приобретет еще  большую остроту.


Информация о работе Проблема внешней задолженности России.