Проблема внешней задолженности России.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

В последнее время особую остроту приобрела проблема внешнего долга России. Данная проблема заключается в фактической неспособности России в полной мере выполнять обязательства по обслуживанию полученных внешних кредитов, что влечет за собой негативные последствия для национальной экономики. Важность данной проблемы обусловлена большим значением, которое имеет внешнее финансирование для российского государственного, а в последнее время и частного секторов, а также состоянием отечественной экономики, не обеспечивающей на сегодняшний момент необходимого уровня роста для поддержания суверенной платежеспособности.

Файлы: 1 файл

Финансы.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Внешние факторы, влияющие на задолженность (среднегодовое  процентное изменение, кроме LIBOR)

Показатель

1991-1997

1997

1998

1999-2000 (прогноз)

2000-2007 (прогноз)

ВВП стран G7

1,9

2,6

1,7

1,8

2,4

Объем мировой торговли

6,8

9,5

5,3

6,0

6,2

Номинальная / Реальная ставка LIBOR

5,1 / 2,1

5,8 / 3,3

5,5 / 3,5

5,5 / 2,6

5,9 / 3,1

Индекс цен на нефть

-3,6

-1,1

-25,7

7,7

0,1

Индекс цен на другие товары

0,2

5,0

-14,6

-0,4

0,3

Источник: World bank

Как следует из Таблицы 1, 90-е годы для развивающихся стран  отмечены возрастанием трудностей с  валютными поступлениями вследствие снижения цен на нефть и другие сырьевые товары, а с другой стороны, этот период отличается благоприятными условиями для осуществления  заимствований на мировом финансовом рынке вследствие падения реальных процентных ставок.

Не осталась в стороне  от данного процесса и Россия. К  периоду кредитного бума на развивающихся  рынках относятся размещение российских еврооблигаций и либерализация  рынка ГКО, приведшая к массовому  участию нерезидентов в финансировании внутреннего долга России.

К внутренним факторам, повлекшим  разрастание внешней задолженности, относится общеэкономическое состояние  России на этапе перехода к рыночной экономике.

Таблица 2. Основные макроэкономические показатели России.

Показатель

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

ВВП (трлн руб., 1998 г. - млрд руб)

611

1540

2146

2522

2685

Реальный ВВП (в % к предыдущему  году)

- 13,0

- 4,0

- 3,4

0,9

- 4,6

Дефицит консолидированного бюджета (в % к ВВП)

10,7

3,2

4,4

5,1

3,6

Инфляция (декабрь к декабрю  предыдущего года, в разах)

3,2

2,3

1,2

1,1

1,8

Источник: Госкомстат

Как показывают фундаментальные  макроэкономические индикаторы, приведенные  выше, российская экономика не демонстрирует  тенденции к устойчивому росту, хотя имеются отдельные позитивные моменты.

Наряду со слабостью государственных  финансов, среди внутренних факторов, повлекших рост российского внешнего долга в переходный период, следует  отметить мероприятия по достижению макроэкономической стабилизации. При  проведении данной политики в качестве «номинального якоря» был принят рыночный курс рубля по отношению  к американскому доллару. Стабильность обменного курса вела к подавлению инфляции, росту производства, возрастанию  инвестиций, о чем свидетельствуют  данные за 1997 г. Оборотной стороной такой политики стало повышение  реального курса рубля, ухудшение  платежного баланса путем стимулирования импорта и, как следствие, рост государственного внешнего долга в части, связанной  с поддержанием искусственно завышенного  курса рубля.

Таблица 3. Счет текущих операций и внешний долг (млрд долл.).

Счет товаров и услуги

Процентные выплаты по внешнему долгу*

Текущие трансферты, оплата труда, доходы от инвестиций

Счет текущих операций

Внешний долг**:

СССР/РФ

1992 г.

+0.2

-3.6

+7.0

+3.4

104.9/ 2.8

1993 г.

+14.2

-5.2

+3.6

+12.8

103.7/ 9.0

1994 г.

+11.0

-5.1

+3.0

+8.9

108.6/11.3

1995 г.

+11.1

-7.6

+4.3

+7.8

103.0/17.4

1996 г.

+17.3

-9.1

+3.8

+12.0

100.8/24.2

1997 г.

+12.8

-12.2

+3.4

+4.0

97.8/33.0

1998 г.

+14.2

-15.2

+3.5

+2.5

95.0/55.0

1999 г. (прогноз)

+42.0

-11.6

н.д.

н.д

99.5/47.0

* В данный показатель  включены платежи по внешним  обязательствам частного и государственных  секторов, а также платежи по  внутреннему долгу РФ, находящему  у нерезидентов

**Только государственный  внешний долг

Источник: расчеты автора на основе данных Министерства финансов РФ и ЦБ РФ

На основании Таблиц 2 и 3 можно сделать ряд выводов  относительно природы внешней задолженности  России. Очевидно, что внешнее финансирование в период 1992-1998 гг. не является следствием проблем платежного баланса. Сальдо счета товаров и услуг за исследуемый  период представляет положительные  величины, свидетельствуя о чистом притоке ресурсов (net resource transfer) в  Россию. Подобная ситуация не характерна для стран, столкнувшихся с трудностями  в обслуживании внешней задолженности. Однако процентные платежи по привлеченным капиталам показывают устойчивую тенденцию  к росту. Связано это в первую очередь с притоком спекулятивных  средств в 1996-1997 гг. на российский финансовый рынок, прежде всего речь идет о ГКО - долговом инструменте мобилизации денежных средств для покрытия дефицита государственного бюджета. Значительная часть выплат по ГКО, которые относятся к категории внутреннего долга, предназначалась нерезидентам, активно участвовавшим на данном рынке.

В условиях объявленного «валютного коридора» подобные операции вели к  значительным объемам репатриируемой прибыли, что ухудшало сальдо счета  текущих операций. В итоге за I и II кварталы 1998 г. было впервые зафиксировано  отрицательное значение счета текущих операций. Для выхода из создавшегося положения была проведена классическая операция по улучшению платежного баланса - девальвация.

Таким образом, образование  и рост российской внешней задолженности  в большей степени следует  рассматривать как результат  внутренних экономических дисбалансов, выразившихся в бюджетном дефиците и завышенном курсе национальной валюты.

Современная структура  и управление внешним долгом России

Как отмечалось выше, внешняя  задолженность России имеет неоднородную структуру и состоит из нескольких видов долга, которые различаются  как по качественным характеристикам (например, по кредиторам, режимам обращения  и погашения, по порядку решения  споров в судебном порядке, по должникам - местные или федеральные власти), так и по количественным (сроки погашения, объем, процентная ставка). Поэтому, представляется необходимым привести структуру внешнего долга России в максимально полном объеме, учитывая все особенности и нюансы.

Итак, внешний государственный  долг России принято делить на задолженность  Советского Союза, принятую на себя Россией, и собственный российский долг. В  свою очередь, эти две составляющие далеко не равнозначны по своим качественным признакам.

Задолженность, доставшуюся  в наследство от СССР, можно условно  разделить на следующие категории  в зависимости от кредиторов: долги  Парижскому клубу кредиторов; Лондонскому  клубу кредиторов; долги странам - бывшим членам СЭВ; долги другим кредиторам.

Парижский клуб является неофициальной  организацией крупнейших стран - кредиторов, которая объединяет около 40 государств. Клуб был создан в конце 50-х годов с целью содействия урегулированию долговой проблемы бывших колоний, получивших независимость. Со временем влияние и авторитет Парижского клуба в мировом финансовом сообществе возросли, что позволило странам - участницам находить эффективные пути решения долговых проблем. Стандартная процедура предусматривает проведение многосторонних переговоров с участием представителей страны - должника и стран - кредиторов. По результатам переговоров принимается решение об общих принципах реструктуризации задолженности. Далее происходит подписание двусторонних договоров с каждой из стран - кредиторов в соответствии с достигнутыми договоренностями.

Диаграмма 1. Структура внешней  задолженности России

(по состоянию на 1 января 2000 г.)

Источник: Министерство финансов РФ

Долг России странам - участницам Парижского клуба на 1 января 2000 г. составил около 41 млрд долл., что примерно соответствует сумме долга на момент принятия обязательств.

Следующая составляющая долга, унаследованная от СССР - задолженность Лондонскому клубу кредиторов, объединяющему примерно 600 частных финансовых учреждений. Долг оформлен в виде ценных бумаг, зарегистрированных на Люксембургской фондовой бирже и свободно обращающихся на рынке. Различают облигации PRIN, выпущенные на основную сумму задолженности (объем по номиналу составляет 24,5 млрд долл., купон - 6-ти месячная ставка LIBOR+13/16), и облигации IAN, в которые оформлены просроченные проценты по основной сумме долга (номинальный объем выпуска - 6,5 млрд долл., купон - аналогично купону по PRIN). Сумма долга на 1 января 2000 г. - около 33,8 млрд долл. (2,8 млрд долл. представляют собой просроченные выплаты по облигациям PRIN и IAN за 1998-1999 гг., когда данные категории долга не обслуживались).

Долги странам СЭВ и  прочим государствам, не входящим ни в  одну из перечисленных групп (например, Южная Корея и Саудовская Аравия), на ту же дату составляют около 25,5 млрд долл.

Далее мы переходим к рассмотрению второй глобальной составляющей государственной  внешней задолженности России - собственному российскому долгу, накопленному за период осуществления реформ в 1992-1999 гг. Размеры его относительно невелики, как видно из Диаграммы 1, российский долг составляет 32% от общей суммы или примерно 47,1 млрд долл. Основная доля приходится на кредиты международных финансовых организаций (МВФ и группа Всемирного Банка). На 1 января 2000 г. они составляют около 21 млрд долл., причем на долю МФВ приходится около 15,3 млрд долл. (Россия является крупнейшим в мире должником МВФ), а на долю Всемирного банка - около 5,7 млрд долл. Следует отметить, что данные виды кредитов характеризуется низкими процентными ставками и жесткими требованиями к заемщику, поэтому они наиболее благоприятны с точки зрения прозрачности и эффективности использования.

Таблица 4. Движение задолженности  России перед МВФ 1992-1999 (СДР)

Выдано кредитов

Погашено в отчетном периоде

Задолженность на конец периода

1992 г.

719 000 000

-

719 000 000

1993 г.

1 078 275 000

-

1 797 275 000

1994 г.

1 078 275 000

-

2 875 550 000

1995 г.

3 594 250 000

-

6 469 800 000

1996 г.

2 587 861 200

359 500 000

8 698 161 200

1997 г.

1 467 252 800

359 500 000

9 805 914 000

1998 г.

4 600 000 000

673 921 875

13 731 992 125

1999 г.

471 429 000

3 101 138 750

11 102 282 375

Справочно: на 31 декабря 1999 г. 1 СДР = 1.376 USD

Источник: IMF

Следующая категория российского  долга - еврооблигации - долговые обязательства, размещенные на мировом финансовом рынке по конкурентным ценам. Выпуск первой серии был осуществлен в октябре 1996 г., а всего было выпущено девять серий с номинальной суммой 16,2 млрд долл. Средства, привлеченные с помощью еврозаймов, использовались для финансирования бюджетного дефицита, поэтому по целевому назначению еврооблигации аналогичны ГКО. Кроме того, еврооблигации являются «дорогим» долговым инструментом, процентные ставки по выпускам весны-лета 1998 г. доходят почти до 13% годовых, что чрезмерно высоко для суверенного заемщика и свидетельствует о высокой рискованности данных инструментов как объекта для инвестиций.

Наконец, оставшиеся 9,9 млрд. долл., отмеченных на Диаграмме 1 как  «прочий российский долг», приходятся на гарантии правительства по различным  коммерческим сделкам и государственные  кредиты, полученные на двусторонней основе.

Следует отметить, что фактическая  сумма государственной внешней  задолженности России выше, чем было указано ранее. Происходит это вследствие учета внутренних обязательств, находящихся  в руках нерезидентов (прежде всего, речь идет о средства, вложенных  в ГКО и ОВВЗ), а также долговых обязательств местных органов власти (еврооблигации были выпущены только Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом, а синдицированные банковские кредиты получали многие российские регионы). Объем данной категории  задолженности, по оценкам, составляет около 15 млрд. долл.

Рассматривая структуру  российской внешней задолженности, можно отметить, что она в полной мере отражает тот факт, который  вызвал рост внешних заимствований: неудовлетворительное состояние государственных  финансов. Действительно, из общей суммы  задолженности, накопленной за период 1992-1999 гг., только средства Мирового Банка  официально были направлены на структурную  перестройку экономики и инвестиционные цели. Остальные кредиты использовались для финансирования текущих бюджетных  расходов.

Информация о работе Проблема внешней задолженности России.