Проблемы банковского обслуживания и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет приложения кредитных ресурсов, а также потребитель различных розничных услуг коммерческого банка.

Содержание работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА.

1.1.Роль банковской системы в становлении малого бизнеса

1.2.Кредитование малого бизнеса в России

1.3.Кредитование малого бизнеса в странах Центральной и Восточной Европы

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.

2.1. Организация кредитного процесса в коммерческих банках

2.2.Проблемы банковского обслуживания и пути их решения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

список литературы

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 69.40 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА.

 

1.1.Роль банковской системы  в становлении малого бизнеса

 

1.2.Кредитование малого  бизнеса в России

 

1.3.Кредитование малого  бизнеса в странах Центральной  и Восточной Европы

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КРЕДИТНОГО ПРОЦЕССА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ.

 

2.1. Организация кредитного  процесса в коммерческих банках

 

2.2.Проблемы банковского  обслуживания и пути их решения

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Стабильность и эффективность  работы современного коммерческого  банка во многом зависит от того, насколько в стратегическом и  тактическом плане грамотно сформирована его организационная структура. Одну из ключевых позиций в организационной  структуре коммерческого банка, безусловно занимает организация кредитного процесса.

В условиях жесткой конкуренции между банками успех сопутствует тому из них, кто лучше владеет современными технологиями управления и оптимизации кредитного процесса как одного из базовых бизнес-процессов банка. В связи с этим, разработка и внедрение в банковскую практику современных методов организационно-технологических преобразований позволит оптимизировать технологическую и информационную базу кредитного бизнес-процесса, значительно снизить затраты на проведение кредитных операций, минимизировать риски невозврата кредитов, исключить отклонение от основных стратегических ориентиров и приоритетов кредитной политики, усилить мотивацию персонала кредитного подразделения банка и повысить качество кредитного менеджмента.

В силу своей особой финансовой и социальной значимости для коммерческого  банка кредитный процесс должен отвечать современным требованиям  рынка в динамично изменяющейся внешней среде, активно используя  при этом механизмы внутренней адаптации. Но в результате реализации кредитного процесса возникает множество проблем, решение которых возможно лишь с  помощью формирования научно обоснованной политики оптимизации данного направления  деятельности банка. Целью оптимизации  кредитного процесса является обеспечение  долгосрочного и устойчивого  конкурентного преимущества, при  этом банк должен опираться на современные  достижения научной и технической  мысли, применять инновационные подходы, методы стратегического анализа, развивать внутренние и внешние компетенции.

Необходимость оптимизации  кредитного процесса современных российских банков связана с изменениями  правового пространства, социальными  изменениями клиентской базы, формированием  нового информационного поля, усилением  конкуренции со стороны зарубежных банков, появлением на рынке кредитных  услуг новых финансовых инструментов и технологий. Все это требует  пристального внимания банковских менеджеров к выработке основных направлений  оптимизации кредитного процесса в  коммерческих банках.

Активные интеграционные процессы, происходящие в российском банковском сообществе требуют комплексного подхода к проблемам оптимизации кредитного процесса банка. Особая важность проблемы совершенствования кредитного процесса в деятельности российских банков подчеркнута и в разработанном совместно с Правительством РФ документе "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на 2012 год и на период до 2015 года", в котором намечены высокие темпы роста ожидаемых количественных результатов развития банковского сектора в целом и его кредитной сферы в частности. Стратегия развития банковского сектора России четко указывает на обязательность наличия у банков стратегических целей и конкретных мер их достижения с учетом потребностей клиентов и возможностей банка. Стратегия ставит задачу довести к 2015 году отношение банковских активов к ВВП до 90 %, а кредитов к ВВП до 55-60 %. Капитал банковской системы к 2015 году должен составить более 14-15% к ВВП (при нынешнем уровне в 10,6 %). Для качественного достижения намеченных результатов коммерческие банки должны формировать собственную кредитную стратегию, увязывая её с целями и задачами развития банковского сектора России.

Таким образом, объективная  необходимость углубленных исследований в области организации кредитного процесса банка, а также комплексная  разработка теоретических и практических вопросов, раскрывающих все аспекты  организации кредитного процесса банка, является важной и актуальной проблемой  современной банковской системы  России.

Малое предпринимательство - не только существенная составляющая и массовая субъектная база цивилизованного  рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного  механизма, но и максимально гибкая, эффективная и прозрачная в силу своих размеров форма хозяйствования. Этот предпринимательский уклад  мобилизует финансовые и производственные ресурсы населения. Все это предполагает, что малый бизнес должен представлять немалый интерес как предмет  приложения кредитных ресурсов, а  также потребитель различных  розничных услуг коммерческого  банка.

В то же время успешное развитие малого бизнеса открывает широкие  возможности для эффективного, высокоприбыльного вложения кредитно-банковского капитала. Однако до сих пор отношения банков и субъектов малого предпринимательства практически сводятся к расчетно-кассовому обслуживанию. Российский банковский капитал до последнего времени направлялся в основном на финансовые рынки (государственных ценных бумаг, межбанковских кредитов, валютный), либо использовался крупными банками на развитие холдингов, которым принадлежат эти банки. Крупные банки предпочитают работать с крупными клиентами, создавая для них новые продукты. В основном это связано с тем, что прибыль, получаемая банками от работы с малым клиентом невелика,  а затраты нередко требуются не меньшие, чем при работе с крупным.

Однако, в последние два-три  года, когда рынок крупных клиентов оказался практически поделен, крупные  банки начали понимать, что для  того, чтобы удержать свои позиции, им необходимо не только активно работать с крупными клиентами, но и содействовать  развитию средних и малых предприятий. Крупные коммерческие банки стали  создавать подразделения по работе с малыми и средними предприятиями. Но работа данных подразделений пока что сводится в основном к кредитованию малых предприятий в рамках Программы  Европейского банка реконструкции  и развития(ЕБРР).

Актуальность этой проблемы все более возрастает степень  разработанности проблемы. Несмотря на значимость проблемы поддержки малого бизнеса в России, в научных  публикациях рассматриваются, как  правило, только отдельные аспекты  данной проблемы в контексте реализации государственной программы поддержки  малого бизнеса, либо исследуется кредитование, в качестве единственного фактора  развития       предпринимательства.

Однако следует признать, что методологические и практические проблемы ускорения развития малого бизнеса до сих пор недостаточно исследованы. Это касается, прежде всего, влияния банковской системы на развитие малого бизнеса. Отсутствие комплексного подхода к исследованию способов воздействия коммерческих банков на деятельность малых предприятий, методологии  организации работы коммерческих банков с малыми предприятиями определили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования 

Цель и задачи исследования. Основная цель курсовой работы состоит  в том, чтобы на основе сравнительного анализа отечественной и зарубежной практики исследовать объективные  основы взаимодействия коммерческих банков и малых предприятий и предложить конкретные меры по совершенствованию механизмов финансово-кредитной поддержки малого бизнеса.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих  задач:

- исследование влияния  банковской системы на развитие  малого бизнеса; 

- анализ отечественного  и зарубежного опыта финансовой  поддержки малого бизнеса; 

- определение характера  и содержания взаимодействия  коммерческих банков с малыми  предприятиями; 

- исследование способов  воздействия коммерческих банков  на деятельность субъектов малого  бизнеса; 

- выявление роли нормативно-правового  регулирования как одного из  факторов, влияющих на взаимодействие  малого бизнеса и банковского  сектора. 

Объектом исследования являются коммерческие банки и их взаимоотношения  с малыми предприятиями в условиях переходной экономики.          

Предметом исследования являются способы воздействия коммерческих банков на функционирование малых предприятий, позволяющие и тем и другим        получить   необходимый      доход.

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА.

1.1. Роль банковской  системы в становлении малого  бизнеса.

Малое предприятие (МП), как  экономический субъект представляет собой форму организации производства товаров и услуг в условиях рынка, на котором действует большое  количество продавцов, реализующих  дифференцированный продукт, и покупателей  и существует возможность появления  новых продавцов и покупателей. Основными экономическими чертами  МП являются:

 

1) обособленность (т.е. хозяйствование  на свой страх и риск);

 

2) специализация на каком-либо  виде деятельности;

 

3) реализация произведенных  товаров (услуг) через куплю-продажу  на рынке. 

Малое предприятие является «клеточкой» малого предпринимательства. Отсюда следует, что последнее есть особый сектор экономики, образуемый совокупностью  малых предприятий и потому являющийся специфической общественной формой мелкого производства в условиях рынка.

Таким образом, мелкое производство в качестве особого размерного уклада характеризует организационно-техническую  сторону производства (плоскость  производительных сил), а малое предпринимательство  относится к его социально-экономическому измерению и в этом конкретном смысле совпадает с понятием «малый бизнес».

Малый бизнес, или малое  предпринимательство, представляет собой  многочисленный слой мелких собственников. По своему уровню жизни и социальному  положению они принадлежат к  большинству населения, одновременно являясь как непосредственными  производителями, так и потребителями  широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства  образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно  связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых  предприятий, их технологической гибкостью  это 

позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру  рынка.

В отличие от крупного, малое  предпринимательство в большинстве  его форм доступно очень многим, поскольку не требует больших  первоначальных вложений капитала. Малое  предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике повышенную мобильность и гибкость. Оно обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые стали невыгодными  и разорительными для крупных  предприятий. Малое предпринимательство  создает благоприятные условия  для более рациональной производственно-хозяйственной  кооперации (включая небольшие звенья в организационной структуре  крупных предприятий). Важным преимуществом  малых хозяйственных форм являются невысокая капиталоемкость и  короткие сроки сооружения нового предприятия  или реконструкции прежнего по сравнению  с крупными объектами.

Деятельность любого финансового  института, в том числе и коммерческого  банка, связана с общеэкономическим  положением страны и тенденциями, преобладающими в народном хозяйстве. Поэтому стратегическое направление развития банковской системы связано со всесторонней поддержкой предпринимательской деятельности в сфере малого бизнеса, определяющей развитие экономической системы в целом. Вместе с тем и предпринимательский сектор экономики, в том числе и сфера малого бизнеса, заинтересован во всестороннем сотрудничестве с банковской системой как с элементом денежно-кредитной системы, связанным с возможностью создавать дополнительные, так называемые банковские деньги.

Кроме того, кризис 2008 года показал, что в наиболее тяжелом положении оказались коммерческие банки, ориентированные в своей политике на крупных клиентов и спекулятивные операции. А банки, ориентированные на работу с малыми и средними предприятиями, и , следовательно, вкладывающие денежные средства в реальный сектор экономики, практически не испытывали финансовых затруднений.

Необходимость участия банковской системы в поддержке малого бизнеса  обусловлена прежде всего тем, что перед малым предприятием особо остро стоит проблема финансового управления, включающая аспекты экономичности, финансовой устойчивости и прибыльности, игнорирование которой означает величайшую опасность для его существования. Поскольку малые предприятия являются фундаментом экономической системы в целом, то решение одной проблемы приобретает глобальное значение и на макроуровне.

Рассмотрение коммерческих банков как кредитных учреждений универсального характера, обладающих возможностью предоставления и использования  денежных средств малого бизнеса  с целью оптимизации производственного  процесса в рамках малого бизнеса  на общем, частном и единичном  уровнях позволят отследить, что  пусть медленно, но все же улучшается динамика развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это очень важно, поскольку эффективность вложений в малый бизнес, связанный с производством и обслуживанием, намного ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение

Информация о работе Проблемы банковского обслуживания и пути их решения