Проблемы финансирования муниципальных образований и пути их преодоления «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования – г. Краснокаменска.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы финансирования муниципальных образований 5
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 5
1.2 Доходы местных бюджетов 11
1.3 Расходы местных бюджетов 24
1.4 Методы экономического анализа финансирования муниципальных образований 32
Глава 2.Анализ социально-экономических составляющих финансирования муниципального образования г. Краснокаменска 36
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Каснокаменска 36
2.2 Анализ доходов местного бюджета г. Краснокаменска 44
2.3 Анализ расходов местного бюджета г. Краснокаменска 49
Глава 3. Пути преодоления проблем финансирования муниципального образования г. Краснокаменска 54
3.1 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Краснокаменска 54
3.2 Регулирование и дальнейшее развитие бюджета муниципального образования г. Краснокаменска 58

Заключение 63
Список используемых источников 66

Файлы: 1 файл

diplom_krasnokamensk.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

                «забайкальский государственный  университет»

(ЗабГУ)

Факультет дополнительного профессионального образования

Кафедра АУФиК

 

Дипломная работа

Проблемы финансирования муниципальных образований и пути их преодоления «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

 

 

 

 

 

                                                     Исполнитель: ст. гр. ФКС-10-3

                                                                         Волкова А.А.

                                                                 Научный руководитель: Иванова С.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Чита 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы  финансирования муниципальных образований                                                                                                              5

1.1 Понятие и роль местных  бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований                                                                                 5

1.2 Доходы местных бюджетов                                                                            11

1.3 Расходы местных бюджетов                                                                           24

1.4 Методы экономического анализа  финансирования муниципальных образований                                                                                                            32

Глава 2.Анализ социально-экономических составляющих финансирования муниципального образования г. Краснокаменска                                              36

2.1 Характеристика бюджета и  бюджетного процесса муниципального  образования г. Каснокаменска                                                                             36

2.2 Анализ доходов местного бюджета  г. Краснокаменска                              44

2.3 Анализ расходов местного  бюджета г. Краснокаменска                            49

Глава 3. Пути преодоления проблем финансирования муниципального образования г. Краснокаменска                                                                           54

3.1 Проблемы формирования бюджета  и пути преодоления дефицита  бюджета муниципального образования  г. Краснокаменска                              54

3.2 Регулирование и дальнейшее  развитие бюджета муниципального образования  г. Краснокаменска                                                                          58

 

Заключение                                                                                                             63

Список используемых источников                                                                      66

 

 

 

 

Введение

 

Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным органам власти, объектами муниципальной собственности; служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.

Муниципальные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Они построены на принципах самостоятельности, прозрачности финансовых потоков, гласности, государственной финансовой поддержки.

          Существующее государственное законодательство декларирует, что местные финансы не являются составной частью государственного бюджета. Они относительно (в рамках взаимоотношений между регионами и местными органами) самостоятельны.

          Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группками населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Объектом дипломного исследования является муниципальное образование, а далее муниципальный район «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края.

Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.

Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:

- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;

- охарактеризовать структуру доходов  и расходов местных бюджетов  в Российской Федерации;

- проанализировать доходы и  расходы местного бюджета на  примере конкретного муниципального  образования – г. Краснокаменска.

          В основу данной дипломной работы легли положения, посвященные данной проблеме, которые изложены в трудах российских ученых, таких как: А.Д. Шеремет, О.В. Ефимовой, С.В. Большаков, Л.С. Васильева и др.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения, включает 4 таблицы, 30 литературных источников.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы финансирования муниципальных образований

 

1.1 Понятие и роль местных  бюджетов в социально-экономическом  развитии муниципальных образований

 

 

Местные (или муниципальные) финансы - это совокупность социально-экономических отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов для решения задач местного значения [10, с. 116].

Местные финансы или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы. К местным финансам относятся финансы сельских и городских поселков, городов и районов, общин и округов. В ряде стран, в соответствии с национальными особенностями территориального устройства, к местным финансам относятся финансы графств и областей. В Российской Федерации более 12 тыс. муниципальных образований имеют утвержденный статус. Однако примерно лишь половина из них (около 6 тысяч) имеет самостоятельный бюджет [15, с.28].

Общеэкономическая эффективность местных финансов во многом зависит от законодательного закрепления полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. В Российской Федерации законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [4] к предметам ведения местного самоуправления в рамках территории муниципального образования отнесен ряд вопросов местного значения. Прежде всего, это принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, распоряжение местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения.                       Местные органы власти ведают также комплексом социально-экономических проблем, развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечением санитарного благополучия населения. В их ведении находится организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Планировка и застройка территорий муниципальных образований, создание условий для жилищного и социально-культурного строительства, контроль за использованием земель, водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации, снабжения топливом -все это проблемы местного самоуправления. Добавим к этому муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории муниципальных образований, утилизацию и переработку бытовых отходов, организацию транспортного обслуживания и обеспечение населения услугами связи, создание условий для развития торговли, общественного питания, бытового обслуживания, спорта. Большое место занимают вопросы культуры, работы средств массовой информации, организации занятости населения и социальной поддержки нуждающихся, охраны окружающей среды и многое другое.

К вопросам, которые относятся к совместной компетенции органов государственной власти и муниципального самоуправления относится исполнение практически всех конституционных прав граждан проживающих на территории данного муниципального образования.

Рассмотрим основные вопросы совместной компетенции, по которым устанавливаются разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Начнем с дошкольного, основного общего и профессионального образования. В компетенции органов местного самоуправления находятся строительство, ремонт, текущее содержание объектов образования, выплата заработной платы работникам, закупка учебно-методической литературы и пособий, закупка оборудования и инвентаря, обеспечение питания учащихся, установление распорядка работы. В ведении органов государственной власти - установление стандартов образования и контроль за их соблюдением, подготовка преподавательских кадров, разработка программ и методик обучения, научные и прикладные исследования.

Здравоохранение и санитарное благополучие. Органы местного самоуправления ведают строительством, ремонтом, текущим содержанием объектов здравоохранения, осуществляют контроль за санитарным состоянием объектов, находящихся на территории муниципального образования, выплачивают заработную плату работникам, закупают необходимую литературу, пособие, инвентарь, оборудование, медикаменты, обеспечивают питание в больничных учреждениях, устанавливают распорядок работы больниц и поликлиник. Органы государственной власти, устанавливают контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, подготовкой кадров медицинских работников, разрабатывают программы и методики их обучения, организуют научные и прикладные исследования в медицине и санитарно-эпидемиологический контроль.

К совместной компетенции органов государственной власти и местного самоуправления относятся также противопожарная безопасность, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, социальная поддержка и занятость населения, охрана общественного порядка, охрана окружающей среды на территории муниципального образования. По этим направлениям вносятся уточнения и устанавливаются соответствующие разграничения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Доходы и расходы муниципальных образований следует рассматривать, в первую очередь, через процесс формирования и исполнения местных бюджетов. Они образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации [10, с. 117].

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации [2], бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы.

С позиций развития муниципальных финансов термин «местный бюджет» может пониматься как совокупность экономических отношений между юридическими и физическими лицами, как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

          - формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1], в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

Информация о работе Проблемы финансирования муниципальных образований и пути их преодоления «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»