Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 16:03, дипломная работа
Цель данной работы - провести анализ доходов и расходов местного бюджета.
Основными задачами работы, исходя из ее цели являются:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- охарактеризовать структуру доходов и расходов местных бюджетов в Российской Федерации;
- проанализировать доходы и расходы местного бюджета на примере конкретного муниципального образования – г. Краснокаменска.
Введение
Глава 1. Теоретические основы финансирования муниципальных образований 5
1.1 Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований 5
1.2 Доходы местных бюджетов 11
1.3 Расходы местных бюджетов 24
1.4 Методы экономического анализа финансирования муниципальных образований 32
Глава 2.Анализ социально-экономических составляющих финансирования муниципального образования г. Краснокаменска 36
2.1 Характеристика бюджета и бюджетного процесса муниципального образования г. Каснокаменска 36
2.2 Анализ доходов местного бюджета г. Краснокаменска 44
2.3 Анализ расходов местного бюджета г. Краснокаменска 49
Глава 3. Пути преодоления проблем финансирования муниципального образования г. Краснокаменска 54
3.1 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Краснокаменска 54
3.2 Регулирование и дальнейшее развитие бюджета муниципального образования г. Краснокаменска 58
Заключение 63
Список используемых источников 66
Как видно из табл. 2, самым крупным источником пополнения местного бюджета «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на протяжении всего анализируемого периода являются безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы.
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы в 2010г. составили 399054,5 тыс.руб. (47,2% доходов местного бюджета), в 2011г.- 555755,9 тыс.руб. (54,2%), а в 2012г.- 596403,7 тыс.руб. (64,1%). Увеличение поступлений в 2012г. по сравнению с 2010г. составило 16,9%.
Следующим по величине источником формирования местного бюджета
являются налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Прослеживается динамика сначала уменьшения, а затем увеличения платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2010г. они составляли 87010,2 тыс.руб., в 2011г. они составили 29278,1 тыс.руб., то 2012г. их удельный вес составил 2,5%. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 2, если в 2010г. они составили 281,4 тыс. руб., в 2011г.- 187,9 тыс.руб., то 2012г. данный вид доходов стал еще меньше и составил 98,7 тыс.руб.
Третьим по величине источником формирования местного бюджета являются доходы от продажи материальных и нематериальных активов.
2.3 Анализ расходов местного бюджета г. Краснокаменска
1. Расходы местного бюджета осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Администрация
муниципального района ведет
реестры расходных
Несоответствие разграничения предметов ведения расходных обязательств между бюджетами разрешается соответствующим судом.
2. Совет муниципального района определяет: размер и условия оплаты труда Главы муниципального района, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливает муниципальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.
В случае, если в бюджете муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, органы местного самоуправления не имеют права превышать установленные Правительством Забайкальского края нормативы формирования расходов на оплату труда Главы муниципального района, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.
3. Расходы бюджета муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район», осуществляются в соответствии с методикой предоставления дотаций бюджетам данных поселений, утверждаемой законом Забайкальского края.
4. Порядок осуществления
расходов местного бюджета на
осуществление отдельных
В случаях и порядке, предусмотренных указанными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Забайкальского края, осуществление расходов местных бюджетов на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами, законами Забайкальского края может регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
5. Осуществление расходов
местного бюджета на
Таблица 3. Расходы местного бюджета г. Краснокаменска
Наименование расходов |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Отклонения (+/-) 2012/2010 | |
тыс. руб. |
% | ||||
Общегосударственные вопросы |
47232,3 |
53638,2 |
53846,5 |
+6614,2 |
+14,0 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2145,3 |
2277,1 |
1892,4 |
-252,5 |
+88,2 |
Национальная экономика |
13832,3 |
99136,9 |
17805,7 |
+3973,4 |
+28,7 |
Национальная оборона |
0 |
1034,6 |
725,6 |
725,6 |
0 |
Межбюджетные трансферты |
80597,8 |
81422,4 |
59151,2 |
-21446,6 |
73,4 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
203,9 |
6796,5 |
9854,6 |
+9650,7 |
4833,06 |
Образование |
585516,4 |
695008,0 |
688910,3 |
+103393,9 |
117,7 |
Культура, кинематография, СМИ |
21256,1 |
25069,5 |
23802,4 |
+2546,3 |
+112,0 |
Здравоохранение и спорт |
42165,4 |
44472,5 |
739,4 |
-41426,0 |
+1,8 |
Социальная политика |
35216,1 |
45906,5 |
47572,5 |
+12356,4 |
+35,1 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
0 |
101,8 |
278,0 |
278,0 |
0 |
Всего расходов |
828165,6 |
1054864,0 |
904578,6 |
+76413,0 |
+9,2 |
Как показывают результаты табл. 3 расходы из местного бюджета увеличились: если в 2010г. они составляли 828165,6 тыс.руб., то в 2011г. -1054864,0 тыс.руб. и в 2012г. – 904578,6 тыс.руб. В 2012г. расходы местного бюджета г. Краснокаменска по сравнению с 2010г. увеличились на 9,2%.
Из результатов табл. 3 следует, что наибольший % увеличения расходов был в 2011г. на ЖКХ и национальную экономику, а так же на социальную политику. Расходы на социальную политику составили в 2010г. -35216,1 тыс.руб., в 2011г. – 45906,5 тыс.руб., а в 2012г. расходы увеличились на 35,1% по сравнению с 2010г. и составили 47572,5 тыс.руб.
По результатам табл. 3 прослеживается постоянная динамика роста расходов на общегосударственные вопросы, ЖКХ, образование. Увеличились расходы на межбюджетные трансферты и культуру. Каков удельный вес каждой группы расходов в общей структуре расходов местного бюджета г. Краснокаменска? Представим расчеты для анализа в таблице 4.
Таблица 4. Доля отдельных групп расходов в местном бюджете г. Краснокаменска
Наименование расходов |
2010г. |
Уд. вес, % |
2011г. |
Уд. вес, % |
2012г. |
Уд. вес, % |
Отклонения (+/-) 2012/2010 % |
Общегосударственные вопросы |
47232,3 |
5,7 |
53638,2 |
5,1 |
53846,5 |
6 |
0,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2145,3 |
0,3 |
2277,1 |
0,2 |
1892,4 |
0,2 |
-0,1 |
Национальная экономика |
13832,3 |
1,7 |
99136,9 |
9,4 |
17805,7 |
2 |
0,3 |
Национальная оборона |
0 |
0 |
1034,6 |
0,1 |
725,6 |
0,08 |
0,08 |
Межбюджетные трансферты |
80597,8 |
9,7 |
81422,4 |
7,7 |
59151,2 |
6,5 |
-3,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
203,9 |
0,02 |
6796,5 |
0,6 |
9854,6 |
1,09 |
1,07 |
Образование |
585516,4 |
70,7 |
695008,0 |
65,9 |
688910,3 |
76,2 |
5,5 |
Культура, кинематография, СМИ |
21256,1 |
2,6 |
25069,5 |
2,4 |
23802,4 |
2,6 |
0 |
Здравоохранение и спорт |
42165,4 |
5,1 |
44472,5 |
4,2 |
739,4 |
0,08 |
-5,02 |
Социальная политика |
35216,1 |
4,3 |
45906,5 |
4,4 |
47572,5 |
5,3 |
1 |
Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга |
0 |
0 |
101,8 |
0 |
278,0 |
0,03 |
0,03 |
Всего расходов |
828165,6 |
100,0 |
1054864,0 |
100,0 |
904578,6 |
100,0 |
- |
Как видно из результатов табл. 4 наибольший удельный вес в структуре расходов местного бюджета г. Краснокаменска составляет в настоящее время образование, а затем общегосударственные вопросы. Доля расходов на образование в 2010г. составляла 70,7%, в 2011г. - 65,9%, а в 2012г. уже 76,2%. Доля расходов на общегосударственные вопросы в 2010г. - 5,7%, в 2011г. - 5,1%, в 2012г. - 6,0%.
Глава 3. Пути преодоления проблем финансирования муниципального образования г. Краснокаменска
3.1 Проблемы формирования бюджета и пути преодоления дефицита бюджета муниципального образования г. Краснокаменска
Проблемы бюджета муниципального образования г. Краснокаменска во многом схожи с общими проблемами местных финансов в Российской Федерации. Как уже отмечалось, в реально функционирующей бюджетной системе Российской Федерации, в настоящее время полномочия муниципальных органов власти во многом не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. Иными словами, происходит постоянное снижение уровня бюджетной обеспеченности местных муниципальных образований. Растут затраты на охрану общественного порядка, усиливается контроль за использованием земель, за социальной поддержкой и содействием занятости населения, необходимостью покрытия затрат на природоохранные мероприятия и т. д.
Остается проблема взаимоотношений центра и территорий. Ведь формирование местного бюджета, во многом зависит от политики федеральных органов.
Процесс развития местных бюджетов напрямую связан с решением вопросов по разграничению государственных и муниципальных полномочий.
Выход из этой запутанной ситуации видится в четком разграничении различных полномочий и способов их финансирования. Во-первых, было бы целесообразным исключить из списка «вопросов местного значения» (по сути являющегося списком «собственных» полномочий органов местного самоуправления) все те функции, в отношении которых местные органы лишь применяют правила и нормы, установленные на федеральном или региональном уровнях: они должны быть приравнены к делегированным полномочиям (например, выплата зарплаты преподавателям, а также различных пособий).
Во-вторых, следовало бы признать недостаточным содержащееся в законодательстве требование, согласно которому финансирование «собственных» и «делегированных» полномочий (в отношении как поступлений, так и расходов) прописывалось в бюджете отдельно. Важно пойти дальше, добиваясь того, чтобы средства, предназначенные для финансирования «делегированных» полномочий (которых в перспективе, вероятно, будет больше, чем сейчас), вообще не включались в бюджет муниципального образования, а перечислялись на казначейский счет муниципалитета; распорядителем же этих средств должен стать глава местной администрации, работающий под контролем как местного представительного органа, так и администрации субъекта Федерации.
Процесс развития местных бюджетов будет постоянно зависеть от решения проблемы налогообложения на муниципальном уровне.
Ведь, как отмечалось выше, основу доходов местных бюджетов составляют регулируемые отчисления из вышестоящих бюджетов, которые как правило, не закреплены на постоянной основе, а меняются год от года.
Кроме того, в эти доходы входят отчисления от налога на прибыль
предприятий, от подоходного налога на физических лиц, а также акцизов, платежей за пользование природными ресурсами, налога с продаж, налога на вмененный доход и др. Практически все эти налоги являются федеральными или региональными. Естественно, это органы местного самоуправления не имеют реальной возможности влиять на изменения их ставки или долю отчисления в местный бюджет.
Как показал проведенный анализ доходов и расходов бюджета г. Краснокаменска вряд ли органы местного самоуправления в достаточной мере могут справиться самостоятельно с проблемой формирования доходов без помощи от центра.
Выход видится в том, чтобы при формировании доходов увеличивать долю собственных доходов.
Собственные доходы - общепризнанный символ автономии местного самоуправления и мерилом его реальной финансовой самостоятельности. Эти доходы, как мы рассматривали выше складываются как из налоговых доходов, так и неналоговых доходов.
Конечно, самым четким выражением самостоятельности органов местного самоуправления и оптимальным видом собственных доходов местных бюджетов являются так называемые эксклюзивные налоги, которые могут взиматься только данным муниципальным образованием. Но даже в этом случае, законодательная база по налогообложения в данный момент не благоприятствует развитию получения доходов в этом направлении. Но и в данной ситуации, есть выход. Не могут муниципальные образования увеличить налоги на землю, но могут увеличить арендную плату за пользование природными ресурсами. Так, например, в г. Краснокаменск можно увеличить плату за аренду земли, взимать сбор за пользование автостоянками. Но при этом следует, конечно, подходить к этому вопросу дифференцировано, не затрагивая интересы малообеспеченных людей.
Эта проблема напрямую связана с развитием рыночной инфраструктуры муниципальной собственности - следует увеличивать количество предприятий муниципальной собственности. Ведь в данный момент доходы от организации тех же автостоянок, оптовых рынков получают различные предприниматели, а не муниципальные образования. Увеличение муниципальных предприятий именно в тех направлениях, которые в данный момент регулируются муниципальным образованием г. Краснокаменска - один из путей улучшения формирования доходной базы местного бюджета.