Проблемы и перспективы кредитования юридических лиц в коммерческом банке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - проанализировать процесс кредитования юридических лиц в коммерческом банке. При достижении этой цели, были решены следующие задачи:
изучение сущности кредитования;
изучение организации кредитования юридических лиц в коммеческом банке;
ознакомление с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими кредитование юридических ли в России;
составлена общая характеристика объекта исследования ОАО "Сбербанк России";
изучены основные условия и параметры кредитования в ОАО "Сбербанк России".

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы процесса кредитования юридических лиц в коммерческом банке.
1.1 Понятие, сущность и значение кредитования.
1.2 Нормативно-правовое обеспечение кредитования.
1.3 Организация кредитования юридически лиц.
Глава 2. Практика кредитования юридических лиц в коммерческом банке на примере ОАО "Сбербанк"
2.1 Организационно-экономическая характеристика банка.
2.2 Основные условия и параметры кредитования юридических лиц в ОАО "Сбербанк".
Глава 3. Проблемы и перспективы кредитования юридических лиц в коммерческом банке.
3.1 Проблемы.
3.2 Перспективы.
Заключение.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 185.63 Кб (Скачать файл)

Для совершенствования системы  кредитования, к базовым элементам  системы кредитования предъявляются  требования. Это во-первых означает то, что банк не может кредитовать любого клиента. Желающих получить кредит всегда много, но среди них необходимо выбрать тех, кому можно его предоставить, доверить и быть уверенным, что ссуда будет своевременно возвращена и за ее использование будет выплачен ссудный процент. Объектом кредитования не может быть всякая потребность заемщика, а только та, которая связана с его временными платежными затруднениями, вызвана необходимостью развития производства. Кредитование должно выражать интересы обеих сторон кредитной сделки. Целью кредитования является создание предпосылок для развития экономики заемщика, его конкурентоспособности и прибыльности. У банка всегда есть выбор, куда лучше вложить свои собственные капиталы, его возможности часто ограничены. Банки, как известно, работают в конкретных границах, определяемых совокупностью имеющихся в данный момент ресурсов, нормативами экономического регулирования центрального банка. Объем кредитов, который может быть представлен клиентам, всегда зависит от объема собственных и привлеченных средств.

Возможности кредитования во многом определяются степенью риска. Как бы не хотелось заемщику получить ссуду, но если риск для банка чрезвычайно велик и нет полных гарантий, вероятнее всего такая ссуда не будет ему предоставлена. Клиент должен продемонстрировать реальную возможность и желание платить по своим долгам, включая ссудный процент.

 

3.2 Перспективы

Успешная реализация коммерческих задач Банка невозможна без серьезной  модернизации системы управления рисками. Наиболее существенные изменения планируются  в области управления кредитными рисками юридических и физических лиц. При этом развитие систем управления процентными рисками и риском ликвидности, операционными и рыночными  рисками также является важной задачей.

Совершенствование систем управления рисками нацелено на суще-

ственное повышение привлекательности кредитных продуктов для всех категорий клиентов за счет упрощения процедур, сокращения времени принятия решений и повышения их предсказуемости, снижения требований по залогам и прочему обеспечению (в первую очередь в рознице), большей дифференциации ставок и условий в зависимости от уровня риска клиента (в первую очередь в корпоративном бизнесе).

При этом важнейшей задачей  стратегии Банка в области  управления

рисками является создание условий для более агрессивной  коммерческой политики за счет повышения  прозрачности принимаемых решений  в области кредитных рисков и  повышения роли и полномочий функции  управления рисками как партнера и «конструктивного противовеса» бизнес-подразделениям Банка. Перед Банком также остро стоит задача предотвращения внутреннего и внешнего мошенничества и коррупции при получении кредитов.

Решение этих задач в свою очередь потребует внедрения  шести существенных изменений в  системах и процессах, связанных  с кредитным

риском:

  1. Построение систем формализованной оценки кредитного риска.            Для каждого клиента (как физического, так и юридического лица) Банк должен иметь возможность корректно и в явном виде оценить ожидаемый уровень кредитного риска (т.е. ожидаемые потери), который в свою очередь складывается из оценки риска клиента (вероятность дефолта) и риска транзакции (потери в случае дефолта). Используемые при этом методики и инструменты будут отличаться для различных продуктов и категорий клиентов и развиваться со временем, по мере того как банк будет успешно накапливать информацию о своих клиентах и совершенствовать инструменты ее анализа. Многие элементы данного подхода, например методика рейтингования клиентов—юридических лиц, уже существуют в банке и способны послужить хорошей основой для дальнейшей работы.
  2. Увязка ценообразования и коммерческих приоритетов в области кредитования с оценкой уровня кредитного риска клиента и транзакции. Численная оценка ожидаемых потерь должна стать минимальной «ценой риска», включаемой в стоимость кредитных ресурсов для клиента. Она также позволит увязать понимание риска с коммерческими приоритетами банка, например в части целевых характеристик кредитного риска для отдельных элементов портфеля или определения размеров лимитов и доли общей задолженности клиента, которую банк готов принимать на свой баланс.
  3. Усиление роли функции управления рисками в процессе подготовки и принятия кредитного решения. Наиболее принципиальными изменениями являются разделение независимой оценки кредитного риска и клиентской работы (принцип «четырех глаз») и «право вето» подразделения, отвечающего за риски, на принятие кредитного риска, преодоление которого требует выхода на следующий уровень принятия решения. В ряде случаев следствием такого разделения может стать географическая консолидация функции рисков, что повышает ее независимость и в ряде случаев улучшает управляемость и качество анализа (за счет концентрации информации о большом количестве кредитных заявок
  4. Оптимизация кредитной процедуры и построение электронного документооборота для всех кредитных заявок. Эти факторы являются необходимыми не только для эффективного функционирования кредитного процесса внутри Банка, но и для обеспечения прозрачности кредитных решений и эффективного взаимодействия между функцией управления рисками и клиентскими подразделениями банка. Одним из элементов изменения кредитного процесса является разделение функций клиентской работы, кредитного анализа и оформления и сопровождения кредитных договоров.
  5. Построение выделенной и консолидированной службы мониторинга качества кредитного портфеля и работы с просроченной задолженностью. Основной задачей в данной области является максимально раннее выявление потенциально проблемной задолженности и профессиональная работа с ней на тех стадиях, когда мероприятия по ее реструктуризации и взысканию могут быть наиболее эффективными.
  6. Формализация кредитной стратегии банка и создание эффективных механизмов мониторинга и управления параметрами кредитного

риска Банка на уровне портфеля.

Конкретная реализация этих направлений будет учитывать  особенности работы с различными клиентскими сегментами. Так, в частности, в кредитовании предусмотрена высокая  степень автоматизации аналитической  обработки клиентской информации как  на этапе принятия кредитного решения (скоринг), так и на более ранних этапах, призванных предотвратить мошенничество.

Кредитный процесс для  наиболее массовых клиентов малого бизнеса 

(микрокредиты) будет построен по схожей технологии, что и «Кредитная фабрика» для физических лиц. Для более крупных корпоративных клиентов кредитный анализ, вероятнее всего, будет сочетать элементы качественной оценки и статистического анализа. При этом, по крайней мере на начальном этапе, не предусматривается существенная консолидация функции кредитного анализа. Также необходимо совершенствование работы с залогами (оценка, сопровождение) за счет создания соответствующего выделенного подразделения и совершенствования регламентов работы. Наконец, необходима оптимизация процедуры принятия решений для крупнейшей клиентуры и сложных кредитных продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ показателей эффективности  деятельности ОАО «Сбербанк России»

Для обеспечения устойчивости банковской системы Центральный  банк РФ устанавливает ряд экономических  нормативов, т.е. определённых коэффициентов  с заданным уровнем.

Централизованно установленные  экономические нормативы включают следующие показатели:

  • норматив достаточности капитала
  • нормативы ликвидности баланса кредитной организации
  • нормативы ограничения крупных рисков области привлечения и размещения ресурсов.

Посредством экономических  нормативов регулируется, во-первых, абсолютный и относительный уровень собственного капитала кредитной организации, во-вторых, ликвидность баланса, в-третьих, диверсификация активных и пассивных операций кредитной  организации, в-четвёртых, создание каждой кредитной организацией централизованных резервов для обеспечения финансовой устойчивости банковской системы в  целом. Данные приведены в таблице 9.

Для соблюдения указанных  экономических нормативов в кредитных  организациях создаётся система  анализа и контроля. Подобной работой  занимается группа аналитиков, которой  разрабатываются специальные методики анализа. [46, c. 2-7]

Анализ экономических  нормативов осуществляется по следующим  направлениям:

- сравнение фактических  значений показателя с нормативным;

- рассмотрение динамики  изменения анализируемого показателя;

- выявление факторов, оказавших  влияние на показатели.

На первом этапе анализа  составляется таблица, характеризующую  фактический уровень экономических  нормативов в сопоставлении с  его предельным значением (см. таблицу 10).

Таблица 10

Обязательные нормативы  деятельности ОАО «Сбербанка России»  за 2009-2011 гг.

Показатель

Коэффициент

Норматив

01.2010г.

01.2011г.

01.2012г.

Норматив достаточности  собственных средств (капитала) банка

Н1

min 10%

23,22

17,72

15,2

Норматив мгновенной ликвидности  банка

Н2

min 15%

83,18

80,56

50,93

Норматив текущей ликвидности  банка

Н3

min 50%

115,10

103,01

73,01

Норматив долгосрочной ликвидности  банка

Н4

max120%

73,54

78,04

87,11

Максимальный размер риска  на одного заемщика или группу связанных  заемщиков

Н6

max 25%

16,05

17,9

17,2

Максимальный размер крупных  кредитных рисков

Н7

max800%

47,00

79,98

124,36

Максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам)

Н9.1

max 50%

0,00

0,00

0,00

Совокупная величина риска  по инсайдерам банка

Н10.1

max 3%

0,86

0,9

0,93

Норматив использования  собственных средств (капитала) банка  для приобретения акций (долей) других юридических лиц

Н12

max 25%

0,01

0,14

0,65


На втором этапе проверяется  соответствие каждого показателя его  нормативному уровню.

Далее необходимо рассмотреть  показатели в динамике, чтобы убедиться  в устойчивости или случайности  ситуации.

На следующем этапе  проводится пофакторный анализ существенных отклонений. При устойчивой отрицательной тенденции такой анализ осуществляется на ряд дат, чтобы выявить причины отклонений.

Анализ состояния капитала рассматривается во взаимосвязи  с анализом показателя, характеризующего достаточность капитала (Н 1).

Коэффициент достаточности  капитала (Н 1) обусловлен двумя его  составляющими: объёмом собственного капитала и суммой совокупного риска  активов. Воздействие этих компонентов  на рассматриваемый нормативный  коэффициент противоположно: коэффициент  достаточности капитала возрастает при росте объёма собственного капитала и снижается при увеличении риска  активов. Минимальное значение коэффициента составляет 10% на 01.2010 - 23.22%, на 01.2011 – 17.72%, на 01.2012 – 15.2%.

Анализ коэффициентов  ликвидности начинается с показателя Н 2. Его уровень зависит от объёма общей суммы ликвидных активов (денежные средства и активы до 30 дней) и суммы обязательств по счетам до востребования и на срок до 30 дней. Критериальный уровень – 15% на 01.2010 – 83.18%, 01.2011 – 80.56%, 01.2012 – 50.93%.

Наряду с показателем  текущей ликвидности (Н 2) в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ № 1 вводится показатель мгновенной ликвидности  банка (Н 3), определяемый в виде отношения  высоколиквидных (денежные средства в  наличной и безналичной форме) активов  к быстрооборачивающимся депозитам до востребования. Минимально допустимое значение 50% на 01.2010 – 115.1%, 01.2011 – 103.01%, 01.2012 – 73.01%.

Долгосрочную ликвидность  банка характеризует показатель Н 4. Он рассчитывается в виде отношения  долгосрочных кредитов (сроком свыше  одного года) к собственному капиталу и обязательствам банка сроком погашения  свыше одного года. Максимальное значение установлено в пределах 120 %. По состоянию  на 01.2010 год – 73.54%, 01.2011 – 78.04%, 01.2012 – 87.11%.

Одним из методов регулирования  деятельности кредитных организаций, получившим развитие в последнее  время. Является ограничение крупных  по величине рисков.

В этой связи в Инструкции ЦБ РФ № 1 предусмотрен ряд показателей (Н 6, Н7, Н 9.1, Н 10.1), с помощью которых регулируются максимальные размеры осуществления кредитными организациями отдельных активных, пассивных, забалансовых операций.

Коэффициент Н6 характеризует максимальный размер риска на одного заёмщика, а также группу экономически или юридически связанных между собой заёмщиков. Он рассчитывается в виде отношения совокупной суммы кредитов, выданных кредитной организацией одному заёмщику или группе связанных заёмщиков, а также гарантий, предоставленных одному заёмщику (группе связанных заёмщиков) к объёму собственных средств кредитной организации.

Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования юридических лиц в коммерческом банке