Проблемы и перспективы развития фондового рынка России в сравнении с мировыми тенденциями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследования фондового рынка России и деятельности фондовых бирж.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность, виды и функции фондового рынка;
- исследовать понятие фондовых бирж;
- определить основные тенденции мирового фондового рынка;
- проанализировать основные тенденции функционирования фондового рынка и фондовых бирж России за последние несколько лет;
- изучить проблемы и перспективы развития фондового рынка России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЙ ФОНДОВОГО РЫНКА И ФОНДОВЫХ БИРЖ
1.1. Сущность, виды и функции фондового рынка 5
1.2. Понятие и задачи фондовой биржи 9
1.3. Структура фондового рынка 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА И ФОНДОВЫХ БИРЖ РФ
2.1. Основные тенденции функционирования фондового рынка и бирж РФ 17
2.2. Проблемы и перспективы развития фондового рынка России в сравнении с мировыми тенденциями 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по долгосрочной финансовой политике.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

С развитием фондового  рынка все более возрастает его роль в процессе управления финансовыми рисками. Как свидетельствует мировой опыт, по мере роста и расширения операций на фондовом рынке доля инструментов страхования рисков постоянно возрастает по сравнению со спекулятивными инструментами. Совершенствование технологии организации и механизма проведения торгов должны быть направлены на достижение прозрачности рынка и сокращение степени риска проводимых на нем операций. Развитие фондового рынка в России в немалой степени связано со степенью заимствования зарубежного опыта финансового инжиниринга, а также с уровнем активности государственных регулирующих органов, саморегулирующихся организаций и профессиональных участников рынка в сфере управления рисками.

Отсутствие достаточной  государственной законодательной и нормативной базы на начальном этапе формирования рынка стимулировало его расширение и развитие, и было привлекательно для участников фондового рынка высокой доходностью и практически полным отсутствием контроля со стороны финансовых и налоговых органов. Развитие и расширение деятельности на фондовом рынке приводит к необходимости формирования процесса саморегулирования рыночной деятельности. Формирование цивилизованного и высокотехнологичного фондового рынка становится возможным с появлением законодательной и нормативной базы, которая обеспечивает доступ на рынок профессионально подготовленным участникам и контролирующим органам. При этом происходит неизбежное снижение доходности операций с соответствующим уменьшением уровня их риска. Большинство профессиональных участников рынка устраивает такое соотношение между риском и доходностью, так как потерю доходности они рассматривают как некую плату за низкий риск проводимых операций, обеспеченных принятой законодательной базой.

Следует отметить, что  российский фондовый рынок по-прежнему носит в основном спекулятивный характер. Поэтому на рынке не происходит перераспределения рисков, а все выигрыши одних участников рынка складываются из проигрышей других. Следовательно, стабильный доход может получить лишь группа наиболее квалифицированных и крупных участников рынка, которые имеют возможность резко менять котировки ценных бумаг. В этом случае большинство участников рынка несут значительные потери. Таким образом, для большинства участников фондового рынка актуальна проблема использования в сделках внутренней информации и манипулирования ценами со стороны отдельных крупных участников рынка.

В условиях отсутствия устойчивого  спроса, как на приобретение, так  и на размещение ценных бумаг на открытом биржевом рынке со стороны основных субъектов экономики макроэкономическая роль фондового рынка, как системы межотраслевого перераспределения инвестиций для финансирования реального сектора, не выполняется. Следовательно, биржевой рынок используется преимущественно для спекулятивных операций, а большинство сделок со значительными пакетами акций крупных и средних предприятий осуществляется на внебиржевом рынке.

Один из путей развития Российского фондового рынка - это  формирование и развитие в России самостоятельного национального финансового центра. Это — единственно верный в нынешних условиях путь. Основой в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте — в рублях.

Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта  от действий регулирующих органов, можно  предположить, что в ближайшем  будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом.

Ещё один путь -  объединение  бирж. Это позволит объединить их расчетные  палаты и депозитарии, что существенно  повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.

В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.

В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.

Объединение бирж в холдинг  прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью 2009 года. Однако в документе  не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.

В этих условиях объединение  бирж должно начинаться с объединения  их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения. По моему мнению, объединение бирж должно начинаться «снизу». Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции технические работы по объединению регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.

Государственное участие  в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку  участников рынка «живыми» деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе  процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.

Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами  решения о технологическом объединении  крупнейших российских бирж и создании на их основе прообраза единой мощной национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы страны и активизации деятельности ее участников, что, в конечном счете послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования в будущем в России самостоятельного международного финансового центра.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Фондовый рынок (или  Рынок акций, облигаций и иных ценных бумаг, англ. Securities market) — составная  часть рынка капиталов; рынок  торговли ценными бумагами, как допущенными к торгам на какой-либо бирже, так и торгуемыми вне биржи, то есть на внебиржевом рынке.

Фондовая биржа —  организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых  условий нормального обращения  ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Предыдущие три года были для российского рынка ценных бумаг периодом испытаний и проверки способностей регулятивной системы, инфраструктуры рынка и рыночных посредников к функционированию в кризисных условиях и посткризисному восстановлению. В течение второй половины 2009 – 2010 гг. рынок постепенно восстанавливался после глубокого падения.

В течение 2010 – первой половины 2011 г. рынок постепенно восстанавливался и компенсировал большую часть потерь кризисного 2008 года. Тем не менее, по многим основным показателям российский рынок ценных бумаг еще далек от своего докризисного уровня.

С 2008 и до завершения первого полугодия 2010 г. количество эмитентов акций, представленных на фондовых биржах, остается без значительных изменений. Такая же ситуация сложилась и с количеством акций в котировальных списках.

Капитализация российского  рынка акций за 2009 год возросла на 104% и составила 0,76 трлн долл.  В  2010 г. продолжился начатый ранее рост капитализации внутреннего российского рынка акций, однако во втором квартале было отмечено ее снижение. 2011 год полностью компенсировал снижение капитализации 2011 года.

В 2010-2011 годах происходил рост объема обращения корпоративных облигаций, представленных на внутреннем рынке, составил к концу второго квартала 2011 года  3,1 трлн руб., увеличившись за год на 58%. Вместе с тем до 10% выросла доля так называемых нерыночных выпусков. Количество эмитентов облигаций уменьшилось на 9% и составило немногим более 400 компаний.

Основные фондовые индексы  акций испытали двух лет стремительный  рост, начавшийся в марте 2009. Все  Российские индексы приблизились к  своим докризисным значениям, что свидетельствует о постепенном выходе из кризиса.

Также можно сделать  вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе  процессы наглядно показали ведущую  роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал  его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.

В последние десятилетия  наблюдается глобализация мировых  финансовых рынков с включением России в этот международный финансовый комплекс. В долговременной перспективе  есть основания прогнозировать большее  сближение российского и международного финансовых рынков, в том числе за счет большей унификации правил биржевой торговли и стандартов работы торговых площадок, а также приведения в соответствие с мировыми стандартами законодательной и налоговой системы, принципов ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Таким образом, фондовый рынок в России принимает все более транснациональный характер, его структура усложняется, появляются специализированные сегменты, ориентированные на использование определенного инструментария.

Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами решения о технологическом объединении крупнейших российских бирж и создании на их основе прообраза единой мощной национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы страны и активизации деятельности ее участников, что, в конечном счете послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования в будущем в России самостоятельного международного финансового центра.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аппель Дж. Технический анализ. Эффективные инструменты для активного инвестора. СПб.: 2007.

2. Царихин К.С. Практикум по курсу рынок ценных бумаг.++

3. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Форум: Инфра-М, 2006.

4. Миркин Я. 30 тезисов. Ключевые идеи развития фондового рынка // Рынок ценных бумаг, 2007, № 11

5. Миркин Я. Традиционные ценности населения и фондовый рынок.// Рынок ценных бумаг, 2007, № 7.

6. Рынок ценных бумаг: шаг России в информационное общество / Н.Т. Клещев, А.А. Федулов, В.А. Симонов и др.; под ред. Н.Т. Клещева. - М.: ОАО "Издательство "Экономика"", 2007. - 559 с.

7. Московская межбанковская валютная биржа // http://www.micex.ru/

8. Фондовая биржа «Российская Торговая система» // http://www.rts.ru

9. Центральный Банк РФ. // http://www.cbr.ru

10. Электронная версия журнала «Рынок ценных бумаг» // http://www.rcb.ru

11. http://naufor.ru/download/pdf/factbook/ru/RFR2011_1.pdf

12. www.bloomberg.com




Информация о работе Проблемы и перспективы развития фондового рынка России в сравнении с мировыми тенденциями