Проблемы и перспективы развития кредитных отношений в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 09:53, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Сегодня нельзя дать однозначную оценку текущей ситуации в банковском секторе Казахстана. С одной стороны, банковская система находится на этапе устойчивого развития, продемонстрировав способность к динамичному росту. С другой стороны, как показывают сложившиеся на данный момент трудности в банковском секторе, вызванные ипотечным кризисом в США, высокие риски сохраняются во всех сферах банковской деятельности, и ни один коммерческий банк не может себя считать застрахованным от банкротства даже в условиях самой благоприятной экономической конъюнктуры.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы организации кредитной деятельности коммерческого банка
Экономическая сущность кредита и его виды
Принципы организации кредитной деятельности банка
Правовое регулирование кредитной деятельности в Казахстане
Анализ кредитного портфеля АО «АТФ БАНК»
Анализ финансовой деятельности АО «АТФ банк»….
Анализ кредитного портфеля банка АО «АТФ банк».
Кредитный мониторинг банка…………………………………
Пути повышения качества кредитного портфеля и методы оценки его качества
Основные направления совершенствования кредитной политики коммерческих банков Казахстана…………………...
Совершенствование системы управления кредитным портфелем и кредитным риском……………………………..
Совершенствование процедуры работы с просроченной задолженностью в условиях кризиса………..
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

др КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.docx

— 221.30 Кб (Скачать файл)

         Эффективность системы контроля  лимитов напрямую зависит от  того, насколько актуальна и полна  информация, используемая для расчета  лимитируемой величины. Так, при  контроле лимита на контрагента  необходимо учитывать весь спектр  банковских операций, на результат  которых способно повлиять банкротство  контрагента. К числу таких операций  относятся и сделки с контрагентом  на финансовых рынках, розничные  кредиты, выдаваемые контрагенту, покупка  ценных бумаг, эмитируемых контрагентом, залоговые операции с бумагами  контрагента и другие. Важным  аспектом системы контроля лимитов  является ее интеграция в общий  технологический процесс обработки  транзакций. Факт нарушения лимита  может быть установлен на различных  этапах обработки транзакций. Поэтому  процедура контроля лимитов должна  быть организована в виде технологического  процесса в реальном масштабе  времени (с возможностью дифференциации  по типам финансовых операций).

Стресс-тестирование – с его помощью банк решает две важные задачи: оценку размера убытков по портфелю при экстремально неблагоприятном развитии событий и оценку качества собственной методики управления рисками. Для эффективного решения этих задач принципиально важной представляется возможность не только тестирования на исторических данных, но и создание (для последующего тестирования) произвольных многомерных сценариев изменения рыночных факторов во времени. Прежде всего, потому, что для каждого банка в силу специфики инвестиционной стратегии и структуры портфеля «экстремально неблагоприятный сценарий» может быть свой. Стресс-тестирование необходимо не только для оценки величины убытков в экстремальной ситуации, но и выработки плана адекватных действий по устранению негативных последствий такого развития событий. Это полностью соответствует подходу НБ РК и АФН, которые планируют в ближайшем будущем сделать стресс-тестирование обязательным для казахстанских банков.

Наиболее чувствительно отреагировал на ценовые параметры кредитного рынка и тенденции экономического развития спрос на ипотечные и потребительские займы со стороны физических лиц. Снижение спроса отметили половина и треть опрошенных банков соответственно. В целом 5-ка крупнейших банков наиболее существенно ужесточила кредитную политику и условия кредитования.

Необходимо отметить, что негативные тенденции, по мнению Национального Банка Казахстана, продолжат свое развитие и в 2009 году. В частности намерены незначительно смягчить кредитную политику в отношении: кредитования нефинансовых организаций только 2 банка, ипотечного кредитования - 1 банк, потребительского - 3 банка [30].

При этом в отношении кредитования физических лиц намерение дальнейшего ужесточения кредитной политики (особенно у первой 5-ки банков) более выражено, что отражается на ожидаемом дальнейшем замедлении спроса со стороны данной категории заемщиков. В целом, ужесточение затронет ценовые условия не только по рискованным видам кредитования, но и по стандартным кредитам. Кроме того, банки ожидают некоторого возрастания уровня кредитного риска в 2009 году, который будет выражаться в росте количества пролонгаций и росте количества операций по взысканию залогового имущества по проблемных кредитам. Этот рост по оценке Национального Банка Казахстана  будет сопровождаться ожиданиями банков дальнейшего снижение рыночной стоимости недвижимости, а вместе с ней и залогового имущества [30].

На втором по значимости месте банки выделили риск ликвидности, который не утратит своей актуальности в свете предстоящих погашений внешних заимствований банками, в особенности крупнейшими. Кредитная политика коммерческих банков реализуется с учетом тенденций и направленности денежно-кредитной политики страны в целом.

Таким образом, в ситуации, когда банки справляются с задачей поддержания ликвидности, первостепенное значение приобретает вопрос поддержания банками достаточности капитала в условиях более жестких параметров кредитного рынка и оптимизация параметров проводимой кредитной политики.

 

 

3.2 Совершенствование  системы управления кредитным  портфелем

и кредитным риском

 

 Для эффективного функционирования  коммерческим банкам необходимо  организовывать работу по совершенствованию  системы управления кредитным  портфелем и кредитным риском. Сложившаяся в настоящий момент  в Республике Казахстан кризисная  ситуация в отношении уровня  ликвидности требует от банков второго уровня организованных действий по повышению финансовой устойчивости. Для понижения риска ликвидности в оптимизации структуры высоколиквидных активов Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) рекомендует следующие мероприятия:

  • минимизация остатков наличности в кассе, средств на корреспондентских счетах в НБ РК, не приносящих доход;

  • повышение уровня доходности размещения средств на счетах в банках-корреспондентах и в межбанковских депозитах;

  • создание высоколиквидных торговых портфелей ценных бумаг первоклассных казахстанских и иностранных эмитентов, обеспечивающих доходность на уровне выше ставок денежного рынка; размещение средств в краткосрочные финансовые инструменты международного финансового рынка с фиксированными параметрами риска и доходности.

Кредитная политика коммерческого банка центральным моментом рассматривает вопросы оптимизации объемов представляемых кредитных ресурсов. При определении их величины банк ориентируется на достижение двух параметров: высокий уровень доходности и необходимый уровень ликвидности.

 В отношении критерий Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», и Законом Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»  АФН в 2005 году утвердило «Инструкцию о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня» от 30 сентября 2005 года № 358. Согласно данной инструкции были установлены нормативные значения и методика расчетов пруденциальных нормативов, обязательных к соблюдению банками второго уровня: 1) коэффициент достаточности собственного капитала банка (k1) – должен быть не менее 0,06, для банка, участником которого является банковский холдинг, значение коэффициента достаточности собственного капитала банка k1 должно быть не менее 0,05; 2) максимальный размер риска на одного заемщика - отношение размера риска банка на одного заемщика по его обязательствам к собственному капиталу банка не должно превышать: для заемщиков, являющихся лицами, связанными с банком особыми отношениями (k3) - 0,10. Совокупная сумма рисков по заемщикам, связанным с банком особыми отношениями, не должна превышать размера собственного капитала банка; для прочих заемщиков (k3) - 0,25.

При определении суммы, которая может быть предоставлена в виде кредита, коммерческий банк руководствуется политикой Национального Банка и ее инструментом «Нормы резервных требований». В настоящий момент она составляет 11%. Это означает, что коммерческий банк из всей суммы привлеченных средств 11 процентов резервирует на счетах Национального Банка, а оставшаяся часть может быть направлена на выдачу кредитов.

С целью создания ресурсной основы для расширения активных операций, инвестиций в реальный сектор экономики и снижения собственных процентных рисков в качестве основных приоритетов при формировании ресурсной базы следует выделить: удлинение сроков привлечения средств, снижение общей стоимости ресурсов, оптимизацию структуры привлечения ресурсов по параметрам «цена - срок - риск переоценки или досрочного отзыва».

Банки, пытающиеся создать комплексные системы оптимизации банковских рисков, как правило, сталкиваются, с некоторыми трудностями. Прежде всего, это касается информационно-аналитической службы банка. К сожалению, не все банки отдают себе отчет в том, что отдельные структурные единицы учреждения в совокупности являются единым информационным полем, интегрированным в макросреду. В том случае, если нарушается внутренний и внешний обмен информации, становится невозможным оперировать доходностью, ликвидностью и риском, что неминуемо ведет к банкротству. Оно наступает еще быстрее, когда информационные потоки не увязаны со стратегическими целями, с конкретными этапами их достижения.

Для успешного менеджмента необходимы как текущие данные, так и система аналитических показателей, рассчитанных на основе статистики за определенный период, позволяющих составить прогноз на ближайшую, средне- и долгосрочную перспективу.

Каждый банк имеет свою специфику, связанную с составом клиентов, предоставляемыми услугами, возможностями диверсификации рисков, квалификацией банковского персонала и так далее, следовательно, система оптимизации рисков в каждом отдельном банке заведомо будет отличаться от базовой модели. Примером могут служить разработанные и используемые в казахстанских коммерческих банках методики оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков, учитывающие зарубежную практику. Однако, существуют и универсальные способы оценки рисков. Банковский сектор различает такие виды рисков как процентный, риск несбалансированной ликвидности, технологический, валютный, законодательный, процентный, селективный и операционный риски. Следовательно, вопрос формирования полной и обоснованной классификации банковских рисков остается еще открытым, требующим дальнейшей разработки.

В казахстанской банковской практике разработана система нормативов деятельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за соблюдением этих нормативов и введены санкции к финансовым посредникам, нарушающим установленные показатели. Система нормативов, предложенная Базельским комитетом, не учитывает корреляции рисков по различным группам активов, не предусматривает необходимости дифференциации условий кредитования для различных групп банковских заемщиков, не учитывает изменение уровня риска в зависимости от категории клиентов и видов банковских операций.

В 2006 году Базельские стандарты Basel-I были заменены стандартами Basel-II. Новое Базельское соглашение о капитале (New Basel Capital Accord), иначе «Базель II», состоит из трех основных компонентов (pillars):

  • минимальные требования достаточности капитала;
  • процедуры надзора за достаточностью капитала со стороны органов банковского надзора;
  • требования по раскрытию банками информации о капитале и рисках в целях усиления рыночной дисциплины.

Basel-II предлагает новые, во  многом революционные подходы  в оценке достаточности капитала  как с точки зрения методики  ее определения, так и с точки  зрения сопутствующих обстоятельств. В то же время документ не предполагает изменения самой методики расчета капитала, сохраняя порядок, действующий с 1988 года.  Так, Basel-I  предполагает достаточность капитала на уровне 8%, а Basel-II это положение не отменяет. Это минимальный ориентир, но Basel-II определяет, что банк должен иметь капитал выше минимального уровня, то есть нормальная величина — 12%. И если этот показатель будет  ниже 12%, то орган надзора не должен ждать, когда он достигнет 8%, а  должен своевременно принять меры.

Существенные изменения внес Basel-II в методологию расчетов рисков, прежде всего кредитных. Эти расчеты являются основными и в Basel-I, но сейчас предлагается несколько модифицированных вариантов подходов к оценке кредитных рисков. Новые подходы включают как самые простые кредитные риски, так и самые сложные и проблемные, которые предполагают наличие у банков собственных систем оценок рисков и внутренних рейтинговых систем. Их применение позволяют банку относить заемщиков в ту или иную категорию рисков с точки зрения вероятности потерь. Это является крупной новацией Basel-II. Два других важных компонента Basel-II — оценка ситуации со стороны органа регулирования или органа надзора и те требования, которые он должен предъявлять к банку при оценке рисков и оценке капитала.

Приобретает большее значение такой компонент, как транспарентность банков, то есть тот объем информации, который кредитные организации должны предоставлять рынку по линии состояния и достаточности капитала. Так, Basel-II нацелен на развитие методологии и практики оценки кредитных рисков. В своей самой развитой фазе он предполагает создание банками собственных методик рейтинговых оценок заемщиков. Их же в свою очередь можно сформировать при условии высокого качества управления банками, при существовании системы оценки заемщиков по основным характеристикам. Существенно, что Basel-II в отличие от Basel-I говорит не только о кредитных, но и об операционных рисках, которые предполагается учитывать при оценке достаточности капиталов. То есть во внимание должны приниматься все материальные или измеряемые риски. Правда, операционные риски оценить гораздо сложнее, чем кредитные. Базельский комитет сейчас пытается разработать методики, способные рассчитывать и такие опасности. В то же время при всех своих революционных новшествах Basel-II является очередным этапом эволюционного развития совершенствования системы оценок рисков.

Следовательно, в основе процесса управления неопределенностью в банковской сфере должна быть индивидуально разрабатываемая банками собственная система оценки различных видов рисков, основанная на зарубежных методиках и одновременно учитывающая специфику макроэкономической среды осуществления своей деятельности, занимаемого банком сегмента рынка банковских услуг - клиентской базы выполняемых операций, размера собственного капитала и активов банка. Обязательным условием успешного управления рисками является функционирование в банке комитета контроля рисков. Перспективным направлением считается построение комплексной системы оптимизации банковских рисков, позволяющая достичь результата.

Сегодня АО "АТФ банк" реализует следующую кредитную политику. Для качественного формирования кредитного портфеля использует индивидуальный подход при выборе заемщиков с обязательной оценкой его кредитоспособности (как юридического, так и физического лица), а также соблюдение положений кредитной политики.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития кредитных отношений в Республике Казахстан