Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа
Цель работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.
Задачи:
- проследить причины образования внебюджетных фондов;
-проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………….. 6
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов и взаимосвязь между ними……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ………………………………………………………………………12
2.1 Пенсионный фонд (ПФ)…………………………………………………….12
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)………………………………………16
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)…………………20
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………………………………………… 24
3.1 Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем………………24
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ
ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….6
1.1 Социально-экономическая сущность
внебюджетных фондов………….. 6
1.2 Источники формирования внебюджетных
фондов и взаимосвязь между ними……………………………………………………………………
ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ,
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ НА ФИНАНСОВОМ
РЫНКЕ…………………………………………………………………
2.1 Пенсионный фонд (ПФ)…………………………………………………….12
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)………………………………………16
2.3 Фонд обязательного
медицинского страхования (ФОМС)…………………20
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………………………………………… 24
3.1 Зарубежный опыт функционирования пенсионных
систем………………24
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного
фонда РФ…………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36
ВВЕДЕНИЕ
Внебюджетные фонды -
один из методов перераспределения национального
дохода государства в пользу определенных
социальных групп населения. Государство
мобилизует в фонды часть доходов населения
для финансирования своих мероприятий.
Средства, обобществленные внебюджетными
фондами, используются для процесса воспроизводства.
Внебюджетные фонды решают две важные
задачи: обеспечение дополнительными
средствами приоритетных сфер экономики
и расширение социальных услуг для населения.
Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.
Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.
На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.
Постепенно из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.
Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:
Пенсионный фонд Российской Федерации;
Фонд социального страхования Российской Федерации;
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
Объектом исследования являются внебюджетные
фонды страны.
Предмет исследования
– проблема функционирования внебюджетных
фондов на финансовом рынке страны на
примере России.
Цель работы – отразить сущность
государственных внебюджетных фондов
России и определить их место в финансовой
системе Российской Федерации.
Задачи:
- проследить причины образования внебюджетных фондов;
-проанализировать деятельность
государственных внебюджетных фондов
России и выяснить проблемы, с которыми
они сталкиваются на современном этапе;
-
определить возможные пути решения проблем
внебюджетных фондов, а также перспективы
их дальнейшего решения.
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ
ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных
фондов
Внебюджетные
фонды - это форма перераспределения и
использования финансовых ресурсов, привлекаемых
государством для финансирования некоторых
общественных потребностей и комплексно
расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью выделения
специальных денежных ресурсов
с целью их более эффективного
и строго целевого
2) необходимостью определения
особых и одновременно
3) необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.[17, c.61]
Внебюджетные фонды появились задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и потому обязательным к исполнению. [8]
На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируются принципы функционирования. В современных условиях повышается значение внебюджетных фондов. [11]
Увеличение количества и объема
этих фондов объясняется рядом причин.
Во-первых, у органов государственной
власти появляются дополнительные средства
для вмешательства в хозяйственную жизнь
и финансовой поддержки предпринимательства,
особенно в условиях нестабильной экономики.
Во - вторых, эти фонды, будучи автономными
от бюджета, предназначались для решения
новых важных задач, которые требуют особого
внимания со стороны государства.
В – третьих,
внебюджетные фонды могут при определенных
условиях использоваться для покрытия
бюджетного дефицита через механизм кредита.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:
1) запланированы органами
власти и управления и имеют
строгую целевую
2) денежные средства фондов
используются для
3) формируются, в основном,
за счет обязательных
4)страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
5) на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ;
6) денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
7) расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда. [6]
Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд
Таким образом, внебюджетные
фонды позволяют преодолеть остаточный
принцип финансирования социальных и
других расходов. Они позволяют также
разгрузить бюджет, беря на себя часть
его расходов, разрешая тем самым проблему
финансирования бюджета. Имея строго целевое
направление использования средств, внебюджетные
фонды дают возможность увеличить ресурсы,
мобилизуемые государством. Конечно, это
можно сделать и за счет увеличения налогов,
но, как правило, увеличение налогов негативно
воспринимается в обществе. А вот увеличение
ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается
более спокойно, поскольку большинство
граждан получает доходы из внебюджетных
фондов. [7]
1.2 Источники формирования внебюджетных
фондов и взаимосвязь между ними
Государственные
внебюджетные фонды создаются на базе
соответствующих актов высших органов
власти, в которых регламентируется их
деятельность, указываются источники
формирования, определяются порядок и
направленность использования денежных
средств. Решение об образовании внебюджетных
фондов принимает Федеральное собрание
РФ, а также государственные представительные
органы субъектов Федерации и местного
самоуправления. Внебюджетные фонды находятся
в собственности государства, но являются
автономными. Они имеют, как правило, строго
целевое назначение и решают две важные
задачи: обеспечение дополнительными
средствами приоритетных сфер экономики
и расширение социальных услуг населения.[1,
c.272]
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
- формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.
Целевые внебюджетные
фонды предназначены для
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
1) обязательные
платежи, установленные
2) добровольные
взносы физических и
3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;
4) другие доходы,
предусмотренные
Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.
Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод - это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.
Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.
В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов. [2]
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете).
По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов. [12]
Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.
При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ