Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.
Задачи:
- проследить причины образования внебюджетных фондов;
-проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………….. 6
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов и взаимосвязь между ними……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ………………………………………………………………………12
2.1 Пенсионный фонд (ПФ)…………………………………………………….12
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)………………………………………16
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)…………………20
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………………………………………… 24
3.1 Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем………………24
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ1.docx

— 277.52 Кб (Скачать файл)

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.[4, c.543]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ

 

2.1 Пенсионный фонд (ПФР)

 

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990 г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992 г. Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.

Пенсионный фонд обеспечивает:

- целевой сбор и аккумуляцию  страховых взносов, а также финансирование  соответствующих расходов;

- организацию работы по  взысканию с работодателей и  граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца;

- капитализацию средств  Пенсионного фонда РФ, а также  привлечение в него добровольных  взносов (в том числе валютных  ценностей) физических и юридических  лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным  и полным поступлением в Пенсионный  фонд страховых взносов, а также  контроль за правильным и рациональным  расходованием его средств;

- организацию и ведение  индивидуального учета застрахованных  лиц в соответствии с Федеральным  законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного  пенсионного страхования», а также  организацию и ведение государственного  банка данных по всем категориям  плательщиков страховых взносов  в Пенсионные фонд РФ;

- межгосударственное и  международное сотрудничество РФ  по вопросам, относящимся к компетенции Фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсии и пособий;

- изучение и обобщение  практики применения нормативных  актов по вопросам уплаты в  Пенсионный фонд страховых взносов  и внесение в Верховный Совет  РФ предложений по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования;

- разъяснительную работу  среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции Фонда. Пенсионный  фонд может принимать участие  в финансировании программ социальной  защиты пожилых и нетрудоспособных  граждан.[9]

Средства ПФ формируются за счет следующих источников:

1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров, адвокатов (85—90% всех  доходов ПФ);

2) ассигнований из бюджета  на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и  компенсаций (5—6%);

3) добровольных взносов  физических и юридических лиц (1 — 2%);

4) доходов от капитализации  средств ПФ и других поступлений(2-3%);

5) средств, возмещаемых ПФ  Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначением досрочных  пенсий безработным (1%);

6) пеней, штрафов, финансовых  санкций, а также банковских начислений  по остаткам средств на счетах  региональных ПФ(1%).

Бюджет ПФ формируется в основном за счет страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

• работодатели — предприятия, учреждения, организации;

• крестьянские хозяйства;

• родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

• индивидуальные предприниматели;

• нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, частные детективы.

Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов на счет ПФ РФ по месту регистрации в качестве плательщиков взносов.  
 
Размеры тарифов страховых взносов  

Наименование фонда

Система налогообложения

2010г.

2011-2012гг.

2013-2014гг.

2015г.

                             проценты

Пенсионный фонд РФ

Общая система налогообложения

20

26

26

26

Льготные категории плательщиков

15,8

16

21

Льготные категории плательщиков

14,0

Льготные категории плательщиков

10,3


 

 

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим  за пределы России;

2) выплата социальных пенсий  и пособий (1,5% расходов ПФ).

Социальные пенсии — это пенсии людям, не имеющим заработка(например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;

3) выплата пенсий военнослужащим  и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются  из госбюджета (5% расходов ПФ);

4) содержание аппарата  ПФ (0,7%);

5) расходы по доставке  пенсий (3,6%);

6) выплата пособий на  погребение (0,5%).

ПФ финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.[11]

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление, и его постоянно действующий орган — Исполнительная дирекция. Правление осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными и международными организациями. Отделения ПФ есть во всех регионах и крупных городах.

Основу новой пенсионной системы составили три федеральных закона, принятых в конце 2001 г., - «О государственном пенсионном обеспечении», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». 24 июня 2002 г. был принят еще один Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».[6]

В соответствии со всеми законами трудовая пенсия делится на три части: базовую, страховую и накопительную часть.  
 
схема 1.1-Система ПС РФ  
 
 
Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера». Как базовая, так и страховая части являются элементами распределительной системы. Они не предполагают инвестирования собранных пенсионных взносов, а финансируются за счет распределения текущих поступлений.

Третья часть трудовой пенсии — накопительная. Она представляет собой определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка. Эта часть накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Накопительная часть формирует будущую пенсию. При этом аккумулированные средства инвестируются либо государственной управляющей компанией (Внешэкономбанк), либо частными структурами — уполномоченной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом. [16, c.72]  
 
 
 
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)

 

Образован согласно указу президента РФ в 1992 году. Фонд социального страхования(ФСС) – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.[10]

ФСС создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

- выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу  за ребенком до достижения  им возраста 1,5 лет, а также социального  пособия на погребение;

- оплату дополнительных  выходных дней по уходу за  ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им  возраста 18 лет;

- санаторно-курортное лечение  и оздоровление работников и  членов их семей, в т.ч. расходы  на лечебное питание;

- частичное содержание  находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев, имеющих  лицензии на право занятия  этим видом деятельности (оплата  расходов на питание, лечение  и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

- частичную оплату путевок  в детские загородные оздоровительные  лагеря, находящиеся на территории  РФ, для детей работающих граждан;

- частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ;

- оплату проезда к месту  лечения и обратно;

- создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости  фонда на всех уровнях;

- обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления фонда;

- проведение научно-исследовательских  работ по вопросам социального  страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами  фонда. 
 
схема 2.2-доходы фонда Соц.страхования РФ  
 

Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.[3, c.17-23]

В настоящий момент в России введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан от несчастных случаев на производстве. Страховые взносы в этом случае начисляются на заработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном предприятии.  
 
таблица -Размеры тарифов страховых взносов  

Наименование фонда

Система налогообложения

2010г.

2011-2012гг.

2013-2014гг.

2015г.

                             проценты

Фонд социального страхования РФ

Общая система налогообложения

2,9

2,9

2,9

2,9

Льготные категории плательщиков

1,9

1,9

2,4

Льготные категории плательщиков

0

Льготные категории плательщиков

0


 

 

Источники формирования Фонда социального страхования:

1) страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся  индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую  деятельность на иных условиях  и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов);

2) доходов от инвестирования  части временно свободных средств  фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские  вклады в пределах средств, предусмотренных  бюджетом на соответствующий  период;

3) добровольных взносов  физических и юридических лиц;

4) ассигнований из бюджета  РФ на покрытие расходов, связанных  с доставлением льгот и компенсаций  лицам, пострадавшим вследствие  катастрофы на Чернобыльской  АЭС или радиационных аварий  на других атомных объектах  гражданского или военного назначения  и их последствий;

5) прочих доходов (возмещаемые  страхователем расходы, не принятые  к зачету в счет страховых  взносов, не принятые к зачету  расходы на выплату пособий  по временной нетрудоспособности  вследствие трудового увечья  или профессионального заболевания; недоимки по обязательным платежам, суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные законодательством; уплаченные в установленном порядке  суммы за путевки, приобретенные  страхователем за счет средств  Фонда, возмещаемые Фонду в результате  исполнения регрессных требований  к страхователям и др.). [5, c.689]

      Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

Информация о работе Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ