Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.
Задачи:
- проследить причины образования внебюджетных фондов;
-проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………….. 6
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов и взаимосвязь между ними……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ………………………………………………………………………12
2.1 Пенсионный фонд (ПФ)…………………………………………………….12
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)………………………………………16
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)…………………20
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………………………………………… 24
3.1 Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем………………24
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ФИНАНСЫ1.docx

— 277.52 Кб (Скачать файл)

оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

оплату проезда к месту лечения и обратно;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.[12]

Средства Фонда используются только на целевое финансирование. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных. 
 

2.3 Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС)

 

28 июня 1991 г. был принят  Закон РСФСР «О медицинском  страховании граждан в РСФСР». Именно с этого момента в  России начался переход к системе  обязательного медицинского страхования (ОМС), призванной укрепить финансы  здравоохранения, повысить роль  экономических регуляторов деятельности  медицинских учреждений. [13]

Основными задачами Федерального фонда являются:

финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации";

обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

В целях выполнения основных задач Федеральный фонд:

1) осуществляет выравнивание  финансовых условий деятельности  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования в рамках  базовой программы обязательного  медицинского страхования;

2) осуществляет финансирование  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

3) осуществляет контроль  за рациональным использованием  финансовых средств обязательного  медицинского страхования;

4) вносит в установленном  порядке предложения по совершенствованию  законодательных и иных нормативных  правовых актов по вопросам  обязательного медицинского страхования;

5) участвует в разработке  базовой программы обязательного  медицинского страхования граждан;

6) организует в порядке, установленном Правительством Российской  Федерации, подготовку специалистов  для системы обязательного медицинского  страхования;

7) ежегодно в установленном  порядке представляет в Правительство  Российской Федерации проекты  федеральных законов об утверждении  бюджета Федерального фонда на  соответствующий год и о его  исполнении.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования в области финансово-кредитной деятельности и контроля над рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования осуществляют следующие основные функции:

аккумулируют финансовые средства территориальных фондов;

осуществляют финансирование обязательного медицинского обслуживания, проводимого страховыми медицинскими учреждениями;

проводят финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

выравнивают финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

совместно с органами государственной налоговой службы РФ осуществляют контроль за своевременным и полным поступление в территориальный фонд страховых взносов, а также за рациональным использованием поступивших финансовых средств;согласовывают совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения, вносят предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления, о тарифах на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию. 
 
Размеры тарифов страховых взносов  

Наименование фонда

Система налогообложения

2010г.

2011-2012гг.

2013-2014гг.

2015г.

                             проценты

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

Общая система налогообложения

1,1

2,1

2,1

2,1

Льготные категории плательщиков

1,1

1,1

1,6

Льготные категории плательщиков

0

Льготные категории плательщиков

0


 

 

Финансовые средства Федерального фонда являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:

1) части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов  и иных организаций на обязательное  медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом;

2) ассигнований из федерального  бюджета на выполнение федеральных  целевых программ в рамках  обязательного медицинского страхования;

3) добровольных взносов  юридических и физических лиц;

4) доходов от использования  временно свободных финансовых  средств;

5) нормированного страхового  запаса Федерального фонда;

6) поступлений из иных  источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.[14]

  В итоге в Российской Федерации можно выделить 3 больших фонда, направленных на социальное обеспечение: пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. Все эти фонды стремятся обеспечить лучшую жизнь для каждого россиянина.

Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. Он выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. [6]

 Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования созданы  Федеральный и Территориальный  фонды обязательного медицинского  страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Они играют важную роль в реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. [11]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ  
 
3.1 Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем 
 
     Пенсии финансируются на принципе солидарности или на авансировании средств на пенсионное обеспечение. С начала 80-х годов проблемы пенсионного обеспечения выдвинулись в центр политики научных и общественных дискуссий во всех странах мира. Главная причина - старение населения (в результате снижения рождаемости и увеличения средней продолжительности жизни). [17, c.127]  
     По мере старения населения и изменений в масштабах и формах занятости (сокращение общей численности занятых, распространение неформальной и частичной занятости, работа на дому) в солидарных пенсионных системах растет доля государственных расходов на поддержку престарелых в ВВП, увеличивается нагрузка на трудоспособных членов общества. 
    Так, с 1960 по 1985 гг. расходы на государственные пенсии в государствах - членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОСЭР) росли в два раза быстрее, чем ВВП. Со второй половины 80-х гг. благодаря предпринимаемым усилиям по ограничению социальных расходов темпы их роста снизились. В настоящее время страны ОЭСР тратят на пенсии в среднем 9% ВВП и данные заметно различаются по странам. Например, в Австрии расходы на государственные пенсии составляют около 15%, в Италии - 14%, во Франции - 13%, в США - 6,5%, Японии -5% и Канаде - 4,5% ВВП. В большинстве развитых стран на одного человека старше 65 лет приходится 4-5 человек трудоспособного возраста, но к 20 -25 годам это соотношение составит в странах Европы 1:2,5, в США - 1:3,5. Согласно расчетам экспертов, расходы на пенсии в первые десятилетия будущего века повысятся до 14 - 20% ВВП в Японии и государствах Европы.[5]  
        Сегодня системы пенсионного обеспечения, действующие в большинстве стран более 40 лет, достигли своей зрелости. Это означает, что большинство работающих охвачены пенсионными планами и имеют право на получение пособий в полном размере, население состарилось, доля лиц, делающих взносы в рамках пенсионного обеспечения, уменьшается.   
       В настоящее время существующая государственная пенсионная программа в России формируется на солидарной основе, так и программы государственных пенсий во многих других странах мира.  
         Стандартная распределительная (солидарная) пенсионная система основана на налогообложении фонда заработной платы работающих и выплаты пособий пенсионерам из этих средств. Величина пенсионного пособия индивида является функцией заработной платы и трудового стажа, однако без тесной увязки величины заработной платы и пенсий, то есть система предусматривает пособия, которые не увязываются с объемом взносов. Уровень взносов колеблется от 5% в Канаде до 27% в США. В таких странах, как США, Япония, Германия и Канада эти взносы платят поровну работники и предприниматели, в других (Франция, Италия, Швеция) работодатели берут на себя большую часть бремени. В большинстве государственных пенсионных систем (кроме Италии) ограничивается заработок, с которого делают взносы. 
        Распределительные пенсионные системы носят государственный характер, их невозможно создать на уровне предприятий и отраслей, и в целом обесценивают относительно высокий уровень пенсий сегодня. Создание в большинстве развитых государств условий, позволяющих пенсионерам жить, не ограничивая себя в рамках сложившихся жизненных стандартов, рассматривается в качестве оного из главных достижений западных демократий в социальной сфере. Главное достоинство распределительной системы - значительное сокращение нищеты среди пенсионеров, поскольку в ней сильны перераспределительные элементы.  
        Как правило, на ранних стадиях функционирования распределительной системы низкий уровень пособий был достаточным для обеспечения выплат относительно небольшому числу получателей, но по мере возрастания степени зрелости системы выплаты имеют тенденцию превышать взносы, вызывая потребность в увеличении налогов на фонд оплаты труда или бюджетных трансфертов.[3] 
        Проведем сравнительный анализ размера пенсий в Российской Федерации и развитых странах. Пенсионные взносы в США составляют 12 % зарплаты (в РФ 20 %) и платятся пополам работником и работодателем. Средняя пенсия - половина средней зарплаты в США (в РФ — 25 % средней зарплаты). 
         Государственная пенсия в Германии имеет распределительный характер и зависит от уровня зарплаты и трудового стажа. Работник и работодатель отчисляют в государственный пенсионный фонд одинаковый процент, который в сумме составляет 19,4% от фонда оплаты труда. Средняя пенсия у мужчин 1391 евро, у женщин – 1115 евро.   
       Пенсионная система Канады обеспечивает гражданам страны высокий уровень социальной защиты. Она состоит из трех основных компонентов – государственная пенсия по старости, Канадский пенсионный план и Зарегистрированный пенсионный план сбережений. Широкое распространение в Канаде также получили различные частные пенсионные фонды. Средний размер пенсии 466,63 долларов в месяц. [10] 
         Французская пенсионная система основывается на двух фундаментальных принципах. Первый — «пенсионное накопительное страхование». Как уже было сказано, пенсия в этом случае выплачивается из средств, которые человек откладывает на протяжении трудовой деятельности. Второй — «солидарность». При этом пенсии выплачиваются из отчислений работающих сограждан. Средний размер пенсии 5000 долларов в год.  
         Пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, трехуровневая и подразделяется на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуге лет и негосударственные пенсии. Средний размер пенсии 3000 фунтов стерлингов в год.  
        Средний размер пенсии в Японии 214000 йен. Что касается России, то средний размер трудовой пенсии по старости в России в 2008 году составил 4902 руб.[13]  
         Таким образом, проанализировав модели пенсионного обеспечения, применяемые в развитых странах, а так же средние размеры пенсий можно сделать вывод о том, целью существования государства является достойная жизнь его граждан. Составной ее частью является пенсионное обеспечение, призванное гарантировать нормальный уровень доходов граждан, по различным причинам не способных трудится. К сожалению, на сегодняшний день государство не может обеспечить достойный уровень жизни российским пенсионерам. Если в России люди, вышедшие на пенсию, почти сразу начинают испытывать материальные трудности, то на Западе дело обстоит совсем по-другому. Там человек, выйдя на заслуженный отдых, получает желанное ощущение свободы и возможность реализации накопленных за долгие годы многочисленных планов.

 
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ  
 
 
     Одной из основных проблем нашей страны является отсутствие научно-обоснованных и объективных планов на долгосрочный период. На примере Пенсионного фонда РФ уже сейчас видно как не хватает средств на выплату пенсий. Не стоит забывать уже сегодня, что мы живём в обществе, где пожилое поколение преобладает над молодым. [15, c.172]  
      С 2011 года единый социальный налог заменяется страховыми взносами (34%). Такой способ хоть и более эффективный, но все равно не исключает возникновение иных проблем. К токовым можно отнести: 
      - Множественность регулирующих органов

Существует несколько государственных органов, регулирующих и контролирующих деятельность НПФ – Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России), Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Пенсионный фонд РФ, Министерство финансов РФ. Это не позволяет НПФ оперативно реагировать на запросы участников рынка в отношении его регулирования, приводит к перегруженному, дублирующему процессу контроля, а также межведомственным конфликтам.

Представляется целесообразным законодательно закрепить роль главного регулятора за ФСФР и свести к минимуму возможность регулирования и контроля со стороны других структур. На данное время существующий уровень взаимодействия между НПФ и ФСФР вполне отвечает требованиям регулирования, контроля и надзора. Можно также рассмотреть возможность использования двухкомпонентного подхода, оставив часть функций Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

 

Применение одного из предложенных подходов позволит, по мнению ряда специалистов, реагировать на потребности участников рынка – физических лиц и НПФ более оперативно и адекватно, приведет к повышению качества услуг, оказываемых конечным потребителям.

- Сюда же тесно примыкает проблема должного надзора и контроля над деятельностью НПФ и УК.

Ряд экспертов считает, что формальный надзор над деятельностью НПФ сегодня существует, но надзор, который принят во всем мире, чтобы обеспечить определенный уровень доверия, – рыночный надзор (это связано, прежде всего, с корпоративным управлением и требованиями к корпоративному управлению негосударственными пенсионными фондами и управляющим компаниям, которые управляют этими средствами) – на сегодняшний день в России практически отсутствует.

Многие специалисты считают, что необходимо ужесточение требований к деятельности НПФ и частных управляющих компаний, в том числе по достаточности собственного капитала и по стандартам операционной деятельности.

- Гарантирование сохранности пенсионных накоплений, страхование ответственности НПФ

Информация о работе Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ