Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа
Цель работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.
Задачи:
- проследить причины образования внебюджетных фондов;
-проанализировать деятельность государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- определить возможные пути решения проблем внебюджетных фондов, а также перспективы их дальнейшего решения.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………………………………….6
1.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов………….. 6
1.2 Источники формирования внебюджетных фондов и взаимосвязь между ними……………………………………………………………………………9
ГЛАВА 2 ВИДЫ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И ЗАДАЧИ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ………………………………………………………………………12
2.1 Пенсионный фонд (ПФ)…………………………………………………….12
2.2 Фонд социального страхования (ФСС)………………………………………16
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)…………………20
ГЛАВА 3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ…………………………………………… 24
3.1 Зарубежный опыт функционирования пенсионных систем………………24
3.2 Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ………………………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………36
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед участниками фонды создают страховой резерв.
С 1 июля 2012 года фонды должны будут создавать резерв и по обязательному пенсионному страхованию (для обеспечения устойчивости исполнения обязательств перед застрахованными лицами по договорам обязательного пенсионного страхования) в связи с вступлением в силу соответствующего положения Федерального закона № 359-ФЗ от 30 ноября 2011 года. Кроме того, вводится понятие сохранности пенсионных накоплений. Это «требование, в соответствии с которым сумма средств пенсионных накоплений застрахованного лица на дату назначения накопительной части трудовой пенсии по старости и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты не должна быть меньше суммы страховых взносов поступивших и учтенных за весь период формирования пенсионных накоплений».
Однако внесенные в законодательство изменения не учитывают неминуемый процесс обесценивания пенсионных накоплений вследствие инфляции.
В соответствии с Федеральным законом от 07 мая 1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» НПФ вправе создавать на добровольной основе объединенные гарантийные фонды (для обеспечения исполнения обязательств перед участниками и застрахованными лицами). Однако имеются пробелы в законодательстве в части регулирования порядка создания этих фондов.
НПФ «вправе участвовать в обществах взаимного страхования, а также заключать договоры страхования, обеспечивающие дополнительные гарантии исполнения обязательств фондов перед участниками». Однако важно создать систему обязательного страхования пенсионных накоплений, аналогичную той, которая действует в банковской сфере и охраняет вклады физических лиц. [2]
В настоящее
время в Минфин внесен проект закона о
том, чтобы создать специальную компенсационную
схему в рамках АСВ по негосударственным
пенсионным фондам.
Рост системы государственного
(добровольного) пенсионного страхования
по всем показателям замедлился. Эксперты
отмечают, что в результате пенсионной
реформы у граждан оказался подорван как
спрос, так и интерес на услуги негосударственных
пенсионных фондов.
В качестве мер для преодоления
сложившейся ситуации планируется усовершенствование
системы налогообложения негосударственных
пенсионных фондов, которая в настоящее
время является запретительной, и расширение
спроса граждан на их услуги через предоставление
адекватной информации об их деятельности.[15,
c.62]
В результате были
представлены предложения Национальной
ассоциации негосударственных пенсионных
фондов по базовым положениям концепции
налогообложения участников негосударственного
пенсионного обеспечения. В настоящее
время деятельность по негосударственному
пенсионному обеспечению осуществляют
почти 300 негосударственных пенсионных
фондов. 700 тыс. человек уже получают негосударственную
пенсию.[9]
Основной целью концепции
является снижение бремени государства
в деле пенсионного обеспечения путем
повышения ответственности работодателей
перед своими работниками через систему
негосударственного пенсионного обеспечения.
Кроме того, концепция направлена на установление
тесной связи между размером пенсии и
прошлым заработком пенсионера и на создание
равных условий для всех институтов, осуществляющих
пенсионное обеспечение и страхование.[7,
c.64]
По оценкам Министерства
финансов РФ, уже к 2015 году пенсионная
система России будет переживать серьёзнейший
кризис, связанный с уравниванием численности
работающего и неработающего населения.
К тому времени даже для подержания сегодняшнего
уровня пенсий государству придётся привлекать
дополнительные средства в размере 2% ВВП.[9]
Дефицит бюджета Пенсионного
фонда Российской Федерации придётся
компенсировать за счёт, человеческого
фактора, т.е. повысить возрастной пенсионный
порог.
Тем не менее, по мнению
Председателя правления Пенсионного фонда
РФ Антона Викторовича Дроздова, дефицит
существовал практически всегда и не о
каком повышении пенсионного возраста
для россиян речи пока не идёт. С другой
стороны, назрела потребность решения
вопроса, касающегося досрочного выхода
на пенсию части россиян, занятых в некоторых
областях российской экономики. Треть
государственного бюджета уходит именно
на досрочников. Оплачивать такие расходы
в новом законопроекте о профессиональных
пенсионных системах предлагается работодателям,
которым в случае принятия закона придется
отчислять на социальные нужды на 3-7% больше.
Одновременно с этим будет корректироваться
перечень профессий, имеющих возможность
досрочного выхода на пенсию.
Повысить пенсионный
возраст и стимулировать работать пенсионеров,
можно, за счёт увеличения для них размеров
пенсии. С точки зрения экономической
эффективности, эти ихменения были бы
вполне оправданы. И позволили бы решить
проблемы бюджетного дефицита фонда. Но
в нашей стране подобные меры невозможны
по двум причинам:
-во-первых, они непопулярны
среди населения с социально-политической
точки зрения;
-во-вторых, в тех странах,
где порог пенсионного возраста выше,
чем в России, совсем другие стандарты
медицинского обслуживания и уровень
жизни, в целом, гораздо выше. В Российских
условиях реализовать эту меру можно только
в совокупности с весьма существенным
пакетом экономических реформ. Но в связи
с тем, что реформы в стране продвигаются
достаточно медленно, осуществить предложенные
изменения затрудняются. [4, c.98]
Дефицит бюджета Пенсионного
фонда РФ также связан принятием на себя
государством новых социальных обязательств,
лежащих вне пенсионной сферы. В таблице
приведены доходы и расходы Пенсионного
фонда РФ за период 2009-2015гг.
Показатели бюджета Пенсионного фонда,
млрд. руб.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | ||||||||||||||
Утверждено |
Исполнено |
Утверждено |
Исполнено |
утверждено |
исполнено |
Утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено |
утверждено |
исполнено | ||||||||
Доходы бюджета Пенсионного фонда,всего |
3282,95 |
3222,65 |
4680,04 |
4610,08 |
5137,38 |
5255,64 |
5696,86 |
5890,36 |
6343,33 |
4605,48 |
6894,72 |
7787,42 |
|||||||||
Расходы бюджета Пенсионного фонда,всего |
3041,48 |
3008,66 |
4398,04 |
4249,23 |
4822,39 |
4922,11 |
5407,31 |
5451,22 |
6088,73 |
4401,92 |
6722,39 |
7431,54 |
|||||||||
Величина дефицита/профицита бюджета Пенсионного фонда |
241,47 |
213,99 |
282,00 |
360,85 |
314,99 |
333,53 |
289,55 |
439,15 |
254,60 |
203,56 |
172,33 |
355,87 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге не смотря на все недостатки, и недоработки, можно считать, что система социальных внебюджетных фондов в России создана и работает.
Порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) во внебюджетные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации. В отношении налогоплательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Основными внебюджетными фондами являются фонды, направленные на социальную поддержку и социальную защиту населения. Это Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ. Специальные внебюджетные фонды направлены на стимулирование экономического и научно-технического развития РФ.
Безусловно, система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Совершенствование этой системы приведёт к благополучной ситуации внутри страны и росту престижа страны на мировой арене. Помимо точно просчитанных и экономически обоснованных методов решения проблем, необходимо внедрять и рационализаторские идеи, которые будут также не менее грамотно просчитаны, желательно на несколько лет вперед.
Процесс создания, распределения и использования внебюджетных фондов непосредственно связан со всеми экономическими, политическими, социальными и другими течениями в обществе. Поэтому при совершенствовании системы внебюджетных фондов необходимо учитывать внешние факторы, так как все «жизнедеятельные» отрасли тесно связаны друг с другом и изменения в качественно лучшую сторону одних, ведёт к негативным последствиям других.
Рассмотрев и проанализировав работу внебюджетных фондов, видно их несовершенство и нестабильность, что вызывает массу нареканий со стороны налогоплательщиков. В любом случае ждёшь какой-то хорошей отдачи от государства, хочешь почувствовать, что оно заинтересовано в жизни граждан, стремиться сделать жизнь граждан ничем не хуже, как в самых экономически и социально развитых странах, но на самом деле в России всё выглядит совсем иначе и каждый пытается жить, рассчитывая только на себя.
CПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Мысляева И. М.Государственные и муниципальные финансы. – М.:Инфра-М,2009. – С - 272
2.Справочная правовая система «Гарант»
3.Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы, 2010, №10. С. 17–23.
4.Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Юрайт-Издат. 2009, 543 с.
5.Российский статистический ежегодник 2011. // Под ред. В.Л. Соколина. М.:ФСГД, 2009. 689 с.
6.Официальный сервер
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2012
8. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ/ М.В. Романовский и др.; под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской, М.: Юрайт-М, 2010.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
10. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. – М.: Юнити, 2009г.
11. Официальный сервер ФОМС http://www.rosmedstrah.ru
12. Официальный сервер
Министерства финансов www.
13. проф. Л.А. Дробозиной - М.: Финансы, Юнити,
2009г.
14. «Финансы. Денежное обращение. Кредит.»:
Учебник для вузов
15. «Финансы» / под ред. А.М. Ковалевой -
М.: Финансы и статистика -2011 г.
16. Мысляева И.М.Государственные и муниципальные
финансы. – М.:Инфра-М,2007
17. Федотов Д.Ю. О формировании доходов
внебюджетных фондов России // Финансы.
- 2006. - N 7. - С.61-63.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития пенсионного фонда РФ