Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа
Цель исследования – изучить особенности доходов государственного бюджета, субъектов, муниципальных образований Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру доходов бюджета;
- проанализировать основные составляющие доходов федерального бюджета;
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет как фонд денежных
средств имеет своим
Актуальность темы исследования заключается в том, что федеративный характер Российского государства, а также самостоятельность местного самоуправления обуславливают всю сложность бюджетно-правового регулирования отношений по формированию доходов бюджетов. Требуется создание чётких и гибких механизмов эффективного распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Специфика распределения доходов в Российской Федерации связана с тем местом, которое занимает сама Федерация в этом процессе. С учётом существующего неравенства в экономическом и социальном развитии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российская Федерация вынуждена занять центральное место в перераспределении доходов между бюджетами. Необходимо соблюдение конституционных гарантий самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Цель исследования – изучить особенности доходов
государственного бюджета, субъектов,
муниципальных образований
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру доходов бюджета;
- проанализировать основные
составляющие доходов
- рассмотреть элементы доходов бюджетов
- выявить основные составляющие доходов местных бюджетов;
- провести анализ основных тенденций развития межбюджетных отношений в России.
Объект исследования – доходы
бюджетов, как экономическая категория.
Предмет исследования – особенности доходов
Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы, заключение, список используемой литературы.
Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены объект и предмет исследования, поставлены цель и задачи исследования.
В главе первой «Теоретические основы формирования доходной части бюджетов разных уровней» описывается структура и функции доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации.
Во второй главе «Анализ доходов бюджетов разных уровней в России» проводится анализ поступлений в федеральный бюджет, региональные бюджеты на примере Белгородской области и местные бюджеты на примере городского округа города Белгорода. В главе третьей «Основные тенденции развития отношений между бюджетами различного уровня в Российской Федерации» анализируются межбюджетные отношения в Российской Федерации и перспективы их развития.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
1.1.Социально-экономическая сущность бюджетных доходов как составной части доходов федерации и субъектов
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций.
Доходы бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в средствах для выполнения основной части возложенных на государство функций [7, c. 94].
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
В Российской Федерации различают доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, доходы местных (муниципальных) бюджетов.
Федеральный бюджет - общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств.
Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
Федеральный бюджет является главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства и тем самым дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения [16, c. 274].
В процессе формирования
своих доходов государство
Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы на спиртосодержащую и табачную продукцию, налог на добычу полезны ископаемых, государственные пошлины. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся: доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности, часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, таможенные пошлины и сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности [1, c. 40].
По методам
аккумуляции среди доходов
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет свой собственный бюджет.
Региональные бюджеты представляют собой второй уровень иерархически построенной бюджетной системы. В этом выражается их особенность. По своему статусу они занимают двойственное положение, поскольку, с одной стороны, имеют самостоятельные источники формирования доходов и направления расходования средств, а с другой стороны, занимают промежуточное место в финансово-бюджетной системе: получая помощь из федерального бюджета, сами оказывают аналогичное финансовое содействие местным бюджетам.
В соответствии с БК РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы. Также относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
В доходах региональных бюджетов превалируют поступления от регулирующих источников (более 70%), в том числе отчисления от федеральных налогов составляют более 40%, а поступления в виде дотаций, субвенций, трансфертов - более 25%.
Таким образом, собственные доходы составляют менее 30%. Из них наиболее весомые: налог на имущество предприятий – около 9%, доходы от государственной собственности – 1,1%, доходы от продажи принадлежащего субъектам РФ имущества – 1,5%, поступления от целевых бюджетные фондов – 2,8%.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения [17, c. 504].
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
• формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;
• распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
• контроль за
финансово-хозяйственной
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:
• местные налоги и сборы: налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы, земельный налог;
• доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям).
Постоянно увеличивающиеся расходы местных бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т.е. средств, поступивших из источников вышестоящих бюджетов. Главные регулирующие доходы местных бюджетов это отчисления: от НДС, от акцизов, от налога на прибыль предприятий, от НДФЛ [18, c. 183].
Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.
1.2.Налоговые доходы как основа формирования финансовых ресурсов органов власти разных уровней и бюджетной системы
Во всех странах налоговые доходы бюджетов построены на основе разумного сочетания прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги — это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль с организаций, налог на имущество.
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины [6, c. 176].
Основные черты налоговых доходов бюджетов проявляются в следующем:
1. Налоговые доходы базируются исключительно на правовой основе;
2. Налоговое
законодательство
3. Налоговое
законодательство
4. Налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов;
5. Разделение
полномочий в сфере применения
налогового законодательства
Наиболее сложен и актуален, вызывает массу споров и противоречий вопрос о разделении налогов по уровням бюджетной системы.