Проблемы оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности доходов государственного бюджета, субъектов, муниципальных образований Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру доходов бюджета;
- проанализировать основные составляющие доходов федерального бюджета;

Файлы: 1 файл

план курсовой.doc

— 855.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2.2. Анализ состава и структуры бюджета субъекта Российской Федерации на примере Белгородской области

 

Для анализа состава и структуры бюджета субъекта Российской Федерации (Белгородской области) исследуем аналитические таблицы по доходам Белгородской области за 2009 – начало 2012 г. Эти данные представлены в приложениях 2-5.

Сначала исследуем  данные за 2009 год. Мы видим, что на этот год доходы бюджета Белгородской области в общей сумме, включая доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, были запланированы в количестве 22000829 тыс. рублей. Однако поступило только 21620003 тыс. рублей. Это значит, что в бюджет поступило на 380826 тыс. рублей меньше, то есть выполнено 98,3% плана.

Налоговые доходы составили в 2009 году 19545558 тыс. рублей. Это на 200502 тыс. рублей меньше, чем было запланировано. Неналоговые доходы поступили в количестве 880904 тыс. рублей из запланированных 912492 тыс. рублей, то есть на 3,5% меньше плана. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также не достигли запланированного объема, они составили 1193541 тыс. рублей из запланированных 1342277 тыс. рублей [25].

На рисунке 3 изображены доли различных видов доходов в бюджет Белгородской области в 2009 году.

 

Рис. 3. Процентное соотношение различных видов доходов бюджета Белгородской области в 2009 году

Из диаграммы  видно, что в 2009 году налоговые доходы составили 90% от общей суммы. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составили 6%, а неналоговые доходы – 4%. Это означает, что основная часть доходов в бюджет Белгородской области приходится на налоговые доходы, а остальные виды доходов занимают незначительную часть.

Также из данных Приложения 2 можно сделать вывод, что наибольшую часть доходов  бюджета Белгородской области в 2009 году составил налог на доходы физических лиц. Он равен 6707580 тыс. рублей. На втором месте по величине вклада в бюджет находился налог на прибыль организации в размере 5959898 тыс. рублей. На третьем – налог на имущество, который составил 3085455 тыс. рублей.

Далее рассмотрим данные доходов бюджета Белгородской области за 2010 год. На 2010 год было запланировано получить в бюджет 30265202 тыс. рублей, однако было получено 3168327 тыс. рублей. То есть план был перевыполнен на 4,6%.

Наибольшую  часть доходов составили налоговые  доходы в размере 29501126 тыс. рублей, что на 1579467 тыс. рублей больше плана. Неналоговые доходы также превысили плановые показатели на 107468 тыс. рублей. Они составили 894649 тыс. рублей. Однако доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не достигли плана на 19,2%. Их объем составил 1257495 тыс. рублей.

Для сравнения  различных доходов в бюджет Белгородской области в 2010 году построим диаграмму.

Рис. 4.  Процентное соотношение различных видов доходов бюджета Белгородской области в 2010 году

 

В 2010 году, также  как и в 2009, налоговые доходы занимают основную часть в бюджете Белгородской области. Но в 2010 году их доля увеличилась на 3% и составила 93%. Однако доля неналоговых доходов и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности  уменьшилась. Неналоговые доходы занимают 3% от всех доходов, а доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 4%.

Наибольший  вклад в 2010 году в бюджет внесли доходы от сбора налога на доходы физических лиц в размере 13804868 тыс. рублей. Также весомую часть в доходной части бюджета занимает налог на прибыль организаций, который составил 7228717 тыс. рублей. Налог на имущество организаций поступил в объеме 3791761 тыс. рублей.

Также исследуем  доходы, поступившие в бюджет Белгородской области за 2011 год. В 2011 году в бюджет всего поступило 81394927 тыс. рублей из запланированных 79699911 тыс. рублей. Это означает, что план был перевыполнен на 2,1%.

В 2011 году в бюджете  учитывались налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы, также как и в предыдущих годах составляют наибольшую долю в бюджете Белгородской области. Их объем в 2011 году достиг 54450303 тыс. рублей, это на 1668782 тыс. рублей больше, чем было запланировано получить. Неналоговые доходы также превысили плановые показатели (на 163494 тыс. рублей), они составили 5656935 тыс. рублей. Безвозмездные поступления поступили в объеме 81394927. Это на 0,6% меньше, чем было запланировано.

Для того чтобы  исследовать объем различных доходов в бюджете Белгородской области в 2011 году, построим диаграмму.

Рис. 5.  Процентное соотношение различных  видов доходов бюджета Белгородской области в 2011 году

 

В 2011 году налоговые  доходы также заняли наибольшую долю в доходной части бюджета, однако процент налоговых доходов снизился до 67%. Неналоговые доходы заняли 7% от общего объема бюджетных доходов.

На долю безвозмездных  поступлений приходится 26% всех доходов.

Налог на прибыль  организаций в 2011 году составил 13804868 тыс. рублей, налог на доходы физических лиц – 14743706 тыс. рублей, а налог на имущество поступил в размере 8501680 тыс. рублей.

Для более полного  анализа проведем сравнение доходной части бюджета Белгородской области за 2009, 2010 и 2011 года. Построим диаграмму на основе данных за эти года.

 

Рис. 6.  Доходы в бюджет Белгородской области в период с 2009 по 2011г.

 

Из диаграммы  видно, что с каждым годом поступления  доходов в бюджет Белгородской области  увеличивается, причем доходы бюджета за 2011 год превышают доходы за 2009 год практически в 4 раза, а за 2010 – более чем в 2,5 раза.

Далее поведем  анализ доходов бюджета Белгородской области за первый квартал 2012 года. На 2012 год запланировано получить доходов на сумму 70354336 тыс. рублей. За первый квартал в бюджет уже поступило 17422322 тыс. рублей. Это означает, что 24,8% плана уже выполнено. Налоговых доходов поступило 25,8% из запланированных 59699015 тыс. рублей. Поступление неналоговых доходов запланировано в объеме 4096873 тыс. рублей. А план по безвозмездным поступлениям выполнен уже на 74,1%.

Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что в 2012 году план поступления доходов в бюджет Белгородской области будет выполнен с избытком. Если в последующих кварталах в доходах не произойдет резких изменений, то безвозмездные поступления поступят в бюджет с большим перевыполнением, что сможет покрыть недостаток остальных доходов.

 

 

2.3. Формирование доходной части местного бюджета на примере городского округа город Белгород

 

Город Белгород имеет собственный бюджет, утверждаемый решением Совета депутатов города Белгорода.

 В бюджете  города Белгорода раздельно предусматриваются  доходы, направляемые на осуществление  полномочий органов местного  самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления города Белгорода отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Белгородской области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Доходы бюджета  города Белгорода формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, других доходов в безвозмездном и безвозвратном порядке поступающих в соответствии с законодательством Российской Федерации, Белгородской области, нормативными правовыми актами Совета депутатов города Белгорода в распоряжение органов местного самоуправления           [8, c. 289].

К доходам бюджета  города Белгорода относятся:

  1. средства самообложения граждан;
  2. доходы от местных налогов и сборов;
  3. доходы от региональных и федеральных налогов и сборов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Белгородской области;
  4. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности города Белгорода, предоставляемые в соответствии с федеральными законами и законами Белгородской области, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней и другие безвозмездные перечисления;
  5. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  6. часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых решениями Совета депутатов города Белгорода, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
  7. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
  8. добровольные пожертвования;
  9. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Белгородской области и решениями Совета депутатов города Белгорода [13, c. 263].

Для того чтобы  исследовать доходы бюджета городского округа города Белгорода рассмотрим Приложение 6.

Из данной таблицы  можно проследить, что в 2009 году собственные  доходы города Белгорода составили 365653 тыс. рублей. В 2010 голу в бюджет поступило 3902354 тыс. рублей, а в 2011 году – 3780694 тыс. рублей. На 2012 год запланировано получить в бюджет доходы в размере 3902070 тыс. рублей. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что наименьший объем поступлений приходится на 2009 год, а наибольший на 2010 год.

Для того чтобы  наглядно проследить динамику поступлений в бюджет города Белгорода построим график изменения размера доходов с 2009 по 2011 год  и плановый 2012 год.

Рис. 6. Динамика поступления доходов в местный бюджет городского округа города Белгород

 

Из графика  видно, что в 2010 году доходы возросли по сравнению с 2009 годом, после чего в 2011 году произошел спад. Однако в 2012 году планируется достигнуть уровня доходов равному поступлений 2010 года.

В структуру  доходов Белгорода входят налоговые  и неналоговые доходы. Налоговые  доходы составляют основную часть всех доходов бюджета.

Рис. 7. Структура  доходов городского округа города Белгород

 

Из рисунка видно, что объем налоговых доходов с каждым годом увеличивается, а неналоговые доходы к 2012 году уменьшаются. Также можно сделать вывод, что резкий скачок доходов в 2010 году вызван тем, что вырос объем и налоговых, и неналоговых поступлений в бюджет. А уменьшение неналоговых доходов в 2011 году было настолько велико, что налоговые доходы не смогли покрыть этого недостатка, следствием чего был спад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с  провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой Конституции 12 декабря 1993 г., которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство. Новая организация межбюджетных отношений между органами государственной власти федерации и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально-экономического кризиса.

Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между федеральными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса [3, c. 46].

Основные подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований были разработаны в соответствии с Посланием Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2006-2008, 2008-2010, 2009-2011, 2010-2012 годы.

Бюджетная политика в  сфере межбюджетных отношений в 2012-2014 годах будет сосредоточена  на решении следующих задач:

- корректировка  механизмов оказания финансовой  помощи субъектам Российской  Федерации в целях повышения  ее эффективности; 

- создание стимулов по наращиванию доходной базы региональных и местных бюджетов;

- совершенствование  системы разграничения расходных  обязательств между уровнями бюджетной системы [2, c. 15].

Доля доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации без учета трансфертов из федерального бюджета составит в 2012 году 36,7%, в 2013 году – 36,5%, в 2014 году – 36,6%. После получения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации возрастет (таблица 2).

Таблица 2

Доля консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации, в %

Показатель

2011 год  

Проект

2012 год

2013 год

2014 год

Доходы  
(до получения трансфертов)

35,5

36,7

36,5

36,6

Доходы  
(после получения трансфертов)

43,9

43,5

42,1

41,5


 

Сокращение  доли консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в доходах (после получения межбюджетных трансфертов) в основном объясняется снижением объемов межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета.

Несмотря на стабильное восстановление экономики  и увеличение собственной доходной базы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, исполнение их расходных обязательств в значительной степени зависит от финансовой помощи из федерального бюджета, а финансовое положение в среднесрочной перспективе характеризуется рядом рисков, что требует пристального внимания со стороны Российской Федерации и предопределяет необходимость наличия инструментов для их предупреждения или сглаживания негативных последствий.

Информация о работе Проблемы оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации