Проблемы оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности доходов государственного бюджета, субъектов, муниципальных образований Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру доходов бюджета;
- проанализировать основные составляющие доходов федерального бюджета;

Файлы: 1 файл

план курсовой.doc

— 855.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с первой частью Налогового кодекса  Российской Федерации в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

Федеральные налоги — основа налоговой системы. Перечень федеральных налогов, объекты налогообложения, виды льгот и ставок, плательщики, порядок взимания налогов и зачисления их в бюджет и внебюджетные фонды устанавливаются законодательными органами Российской Федерации в порядке, предусмотренном соответствующими процедурами принятия законодательных актов Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ и Президентом РФ.

В состав федеральных  налогов и сборов входят:

• налог на добавленную  стоимость;

• акцизы на отдельные  виды товаров (услуг) и отдельные  виды минерального сырья;

• налог на прибыль  организаций;

• налог на добычу полезных ископаемых;

• регулярные платежи за добычу полезных ископаемых;

• сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов;

• государственная  пошлина;

• водный налог.

Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации.

Большинство федеральных  налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.

Региональные  налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты собственными источниками финансирования своих расходов.       

Региональными налогами и сборами являются:

• налог на имущество организаций;

• транспортный налог;

• налог на игорный  бизнес [15, c. 463].

Региональные  налоги и сборы устанавливаются  законодательными органами субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлены широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения: налоговых льгот, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты. Кроме того, субъект РФ вправе устанавливать свои собственные формы отчетности по конкретным региональным налогам и сборам. Если субъект Федерации по какой-либо причине не реализует свои права, то, как правило, применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством [9, c. 19].

Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.

К местным налогам и сборам относятся:

• земельный  налог;

• налог на имущество  физических лиц;

• налог на рекламу.

В развитых капиталистических  государствах местные налоги и сборы  получили широкое развитие, на их долю приходится до 80% от всех поступлений  в местные бюджеты. В Российской Федерации поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Доля местных налогов и сборов колеблется от 0,7 до 17%, и они не способны полностью покрыть финансовые потребности территорий           [19, c. 192].

 

 

1.3.Неналоговые доходы бюджета федерации и субъектов

 

Доходы бюджетов разных уровней формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов. Объем поступлений неналоговых доходов и их виды устанавливается в соответствующих бюджетах.

Состав неналоговых  доходов определяется Бюджетным  кодексом РФ и включает:

1. Доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

• средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное  пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

• средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

• средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных гарантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муниципальным гарантиям;

• плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

• доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям;

• часть прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

• другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности [20, c 281].

2. Доходы от  продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе:

• средства от продажи уставного капитала организаций, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

• средства от продажи акций, находящихся в  собственности государства;

• доходы от реализации государственных запасов и резервов;

• доходы от продажи  государственных производственных и непроизводственных фондов, земли  и нематериальных активов;

• иные доходы [21, c. 183].

3. Доходы от  платных услуг, оказываемых соответствующими  органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти. Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4. Средства, полученные  в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Доходы в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

6. Иные неналоговые  доходы [14, c. 145].

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основе. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

Как правило, большинство  неналоговых доходов зачисляются  в соответствующие бюджеты в  полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами [12, c. 178].

В структуре  неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ В РОССИИ

 

2.1.Анализ поступлений в федеральный бюджет в период с 2007 по 2012г.

 

Федеральный бюджет состоит из двух дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны,  рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой [5, c. 382].

Проведем сравнительный  анализ доходной части федерального бюджета в период с 2007 по 2012 год.

Структура доходов  федерального бюджета Российской Федерации по данным Росстата и Федерального казначейства представлена в таблице №1.

Таблица 1

Структура доходов федерального бюджета РФ

млрд. рублей

 

Виды доходов

 

2006 г.

 

2007 г.

 

2008 г.

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

Всего доходов

6278,9

7781,1

9275,9

7337,8

8305,4

11 366,0

Доходы от внешнеэкономической 

деятельности

 

2306,3

 

2408,3

 

3584,9

 

2683,3

 

3227,7

 

4 664,7

Налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами

 

1116,7

 

1499,2

 

2637,5

 

1258,3

 

1442,6

 

2 046,9


 

 

 

Продолжение табл. 1

Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ

 

1017,4

 

1157,4

 

1169,1

 

1006,3

 

1408,3

 

1 985,0

Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ

 

604,0

 

897,3

 

1123,6

 

893,2

 

1199,6

 

1 543,8

Виды доходов

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

 

 

509,0

 

 

641,3

 

 

761,1

 

 

509,8

 

 

427,8

 

 

380,1

Прочее

724,6

1177,6

999,6

986,9

599,3

745,5


 

Исходя из данной таблицы, можно сделать вывод, что  наибольшую часть в федеральном  бюджете занимают доходы от внешнеэкономической деятельности, а наименьшую часть составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности. Мы видим, что общее число доходов возрастает к 2011 году по сравнению с 2006, но также в 2009 году был спад, после которого снова прослеживается рост.

Для того чтобы более наглядно проследить динамику изменения доходной части федерального бюджета, рассмотрим диаграмму, представленную на сайте Министерства финансов Российской федерации, которая построена на основе данных предыдущих годов и плановых данных, указанных в бюджетном послании президента Российской Федерации [23].

 

Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета

 

Из данного  рисунка можно отметить, что в  краткосрочной перспективе прогнозируется увеличение объемов поступлений  в федеральный бюджет. Также наблюдается небольшой рост отношения доходов бюджета к валовому внутреннему продукту, однако он значительно ниже, чем в 2006 - 2007 годах.

Для проведения более подробного анализа доходов  федерального бюджета Российской Федерации рассмотрим показатели исполнения поступлений в бюджет за каждый месяц с января 2008 года по январь 2012 года. Эти данные приведены в приложении 1 [23].

На основе этих значений построен график.

Рис.2. Динамика исполнения доходов федерального бюджета, млрд. руб.

Анализируя  данный рисунок можно отметить, что наиболее равномерное распределение исполнения доходной части бюджета по времени было в 2010 году, а наиболее ломаная линия прослеживается в динамике 2008 года. Наибольший объем доходов в бюджет приходится на июль 2008 года, а наименьший – на май 2009 года. 

По сравнению с предыдущими  годами, в 2012 году поступления в федеральный  бюджет составили 1 059,56 млн. рублей это в среднем почти на треть больше чем в начале прошлых лет.

Согласно прогнозам Минфина, в этом году ожидается увеличение поступлений в казну от нефтегазового сектора. Кроме того, значительно вырасти должны и доходы бюджета от налогообложения, включая налог на добавленную стоимость (НДС), это происходит, во-первых, за счет роста экономики, а во-вторых, улучшения администрирования НДС.

Но за первый квартал 2012 года бюджет оказался по-прежнему дефицитным. По предварительной оценке Минфина, за три месяца в казну поступило 2,964 трлн. рублей, или 25% от плана на 2012 год, израсходовано 3,085 трлн. рублей, или 24% к плану на текущий год. В итоге по итогам квартала превышение расходов над доходами составило 121,32 млрд. рублей, или 0,9% ВВП [24].

Информация о работе Проблемы оптимизации структуры доходов бюджетов разных уровней в Российской Федерации