Проблемы пенсионной системы РК, перспективы развития пенсионной системы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:12, доклад

Описание работы

Пенсионное обеспечение относится к числу тех социальных вопросов, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любого государства.
На сегодняшний день пенсионная система Республики Казахстан является одним из секторов государственного вмешательства в экономику, а затраты на поддержание пенсионного обеспечения граждан составляют неотъемлемую часть государственных расходов. Таким образом, система пенсионного обеспечения не теряет свою актуальность, так как интересует каждого.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2

I. Характеристика системы пенсионного обеспечения в Казахстане…………3

II. Причины и предпосылки реформы накопительной пенсионной системы…………………………………………………………………………....4

III. Анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы…………………………………………........…………………………….9

IV. Обзор мнений и предложенных решений по солидарной и накопительной пенсионных систем..……………..………………………………………….......12

V. Обзор событий касательно накопительной пенсионной системы…….......16

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список использованной литературы…………………………….…………......26

Файлы: 1 файл

айдарханова пенсионная система РК - Copy.docx

— 174.39 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….….2

 

I. Характеристика системы пенсионного обеспечения в Казахстане…………3

 

II. Причины и предпосылки реформы накопительной пенсионной системы…………………………………………………………………………....4

 

III. Анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы…………………………………………........…………………………….9

 

IV. Обзор мнений и предложенных решений по солидарной и накопительной пенсионных систем..……………..………………………………………….......12

 

V. Обзор событий касательно накопительной пенсионной системы…….......16

 

Заключение…………………………………………………………………...…..24

 

Список использованной литературы…………………………….…………......26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Пенсионное обеспечение  относится к числу тех социальных вопросов, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любого государства.

На сегодняшний день пенсионная система Республики Казахстан является одним из секторов государственного вмешательства в экономику, а  затраты на поддержание пенсионного  обеспечения граждан составляют неотъемлемую часть государственных  расходов. Таким образом, система пенсионного обеспечения не теряет свою актуальность, так как интересует каждого.

Данная работа посвящена  актуальным вопросам пенсионного обеспечения  нашей страны.

Целью исследования является анализ и оценка системы пенсионного

обеспечения в Казахстане. В главе I рассматривается общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Казахстане. Во II главе затрагиваются основные проблемы накопительной пенсионной системы (далее НПС) Республики Казахстан, причины и предпосылки, указывающие на то, что реформа накопительной пенсионной системы назрела. Глава III фокусирует на некоторых исторических фактах по развитию динамики основных экономических показателей пенсионной системы. В главе IV обсуждаются и анализируются предпринятые меры и предлагаемые  решения профессиональными участниками рынка по улучшению климата в НПС.

Объектом исследования является система пенсионного обеспечения в

Республике Казахстан.

Теоретическую и методологическую базу научной работы составили

труды отечественных и  зарубежных ученых в области пенсионного  обеспечения, нормативно-правовые акты Республики Казахстан в сфере пенсионного обеспечения.

Информационной базой  исследования послужили статистические данные Комитета РК по статистике, Национального банка РК, статистические данные, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе.

 

I. Характеристика системы пенсионного обеспечения в Казахстане

В конце  ХХ в. проблемы пенсионного обеспечения  стали предметом споров и обсуждений во многих странах мира, в том  числе и в Казахстане. Причиной этого явления стал комплекс факторов демографического, экономического и социального характера: ускорение процессов старения населения в результате сокращения рождаемости на фоне увеличения средней продолжительности жизни, увеличение численности пенсионеров и изменение конъюнктуры сферы занятости и т.п.

Как при  Советском Союзе, так и после  его распада, заботу о пенсионерах  на себя взяло государство. Оно выплачивало  деньги по принципу «солидарности поколении»: т.е. за счет налогов, которые отдавали работающие граждане. Но с каждым годом  эта система становилась все  менее эффективной. Казахстан переходил  на рыночную экономику, в стране были высокие темпы роста инфляции и безработицы, упали объем ВВП, возник острый бюджетный дефицит. В  итоге – пенсию начали задерживать, а государства возникли долги. Поэтому  в  20 июня 1997 году был принят Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республики Казахстан», согласно которому отчисления в негосударственные накопительные пенсионные фонды (далее НПФ) являются обязательными для всех граждан Казахстана [7].

Главным в  пенсионной реформе стал постепенный  переход от распределительной системы  пенсионного обеспечения, основанной на солидарности поколений, к накопительной  пенсионной системе, предусматривающей  индивидуальные пенсионные сбережения в НПФ.

За основу пенсионной реформы  была принята чилийская модель. Пенсионная система в Чили не содержит распределительного механизма и полностью основана на накоплении средств на индивидуальных счетах работников и капитализации взносов. Каждый вступающий в накопительную пенсионную схему получает персональный счет, на котором аккумулируются его пенсионные взносы, размер которых установлен и зафиксирован. Эти средства накапливаются и инвестируются частными пенсионными фондами, а по достижении вкладчиком пенсионного возраста они становятся источником его пенсионных выплат [8].

Пенсионная система переходного  периода совмещает одновременно два метода финансирования: распределительную - для нынешних пенсионеров, и накопительную на личных счетах - для будущих, причем доля собственных пенсионных накоплений в финансировании пенсий будет постепенно возрастать и к 2045-2050 г. элемент распределительной пенсионной системы будет полностью ликвидирован.

В Казахстане реформа пенсионного  обеспечения началась с 1998 года. В результате реформы в Казахстане образовались три пенсионные системы, а именно:

- полностью солидарная  система, для состоявшихся на 1 января 1998 года

пенсионеров,

- смешанная система, для  пенсионеров, которым пенсии были  назначены,

после вышеуказанной даты и назначаются в настоящее  время

- накопительная система,  для тех, кто не имел (или  имел менее чем полугодовой) стаж работы на 1 января 1998 года.

С течением времени первые две системы будут идти на убыль, уступая место полностью накопительной системе. Примерно в 2016 году больше половины пенсионеров должны будут получать выплаты из двух источников, из Государственного центра по выплате пенсий и своего пенсионного фонда, а в дальнейшем доля получателей из пенсионных фондов будет расти.

Солидарная пенсия существовала в советские времена. Все, кто  до 1 января 1998 г. проработал хотя бы полгода, имеют право на пенсию из старой системы, т.е. государственного бюджета.

Базовые демогранты – это прибавка к пенсии, которая выплачивается из бюджета. В народе ее называют президентской. Эта пенсия вначале составляла 3 000 тенге. С 1 января 2012 года увеличилась до 8 720 тенге, с 2013 года - 9 330 тенге [2].

Для большинства жителей  Казахстана, имеющих на 1 января 1998 года подтвержденный трудовой стаж не менее полгода, вплоть до того пока они все не пойдут на пенсию, будет действовать смешанная пенсионная система. То есть им при достижении пенсионного возраста будет назначаться пенсия из солидарной системы (республиканского бюджета) в зависимости от стажа работы, которая выплачивается из Государственного выплатного центра и производится выплаты из накопительного пенсионного фонда, из того, в который производились отчисления пенсионных вносов.

Кроме того, им будет выплачиваться  базовая пенсия, которая введена  по поручению Главы государства, начиная с июля 2005 года. Она выплачивается независимо от того, трудился человек или нет. В дальнейшем размер базовой пенсии по старости будет доведен до 75% от прожиточного минимума.

Таким образом, в настоящее  время гражданам Республики Казахстан, достигшим пенсионного возраста будет выплачиваться следующие выплаты:

- имеющим трудовой стаж  на 1 января 1998 года и делающим  отчисления в

пенсионные фонды три  вида выплат (солидарную, базовую и  смешанную из

пенсионного фонда);

- имеющим трудовой стаж  на 1 января 1998 года, но не делающим  отчисления

в пенсионные фонды два  вида (солидарную и базовую);

- не имеющим трудового  стажа на 1 января 1998 года и не  делающим отчисления в пенсионные фонды два вида (базовую и социальную).

Накопительная пенсионная система  предусматривает три источника пенсионного обеспечения: накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, добровольных пенсионных взносов и добровольных профессиональных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы каждый может вносить сам, или их вносит работодатель. Каждый по мере возможности может вносить пенсионные взносы для себя и своих родных.

В Казахстане действует трехуровневая  система защиты пенсионных накоплений:

- государственная гарантия сохранности обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах, размер гарантии — фактически внесенные обязательные пенсионные взносы с учетом уровня инфляции на момент приобретения права на пенсионные выплаты;

- гарантия пенсионных фондов и организаций, осуществляющих управление пенсионными активами;

- права вкладчиков защищены предоставленной им возможностью

самостоятельно осуществлять страхование своих накоплений и  создавать системы коллективного страхования пенсионных активов.

В стране работают 11 НПФ. Судя по статистике, в системе зарегистрировано порядка 8,4 млн. индивидуальных пенсионных счетов. Из них количество счетов по добровольным и добровольным профессиональным пенсионным взносам составляет 42,1 тыс. Объем пенсионных накоплений возрос от 23,5 млрд. тенге с 1998 года до 3 079 млрд. тенге на 1 ноября 2012 года, и достиг порядка 10% от внутреннего валового продукта страны.

Солидарные пенсии в настоящее  время получают 1,770 тыс. человек. С 1 января 2012 года размеры пенсий повышены на 9%. С учетом базовой пенсионной выплаты (8 720 тенге) средний размер пенсий по состоянию на 1 декабря 2012 года составляет 38 тыс. 660 тенге.

Социальное развитие государства  независимо от реализуемой модели экономического развития оценивается по уровню жизни  пенсионеров. В различных странах  проблема социального обеспечения  решается на уровне государства, которое  несет непосредственную и прямую обязанность перед пенсионерами. Последовательно осуществляемые в  Казахстане социально-экономические  реформы на протяжении ряда лет обусловили ряд как позитивных, так и негативных сдвигов [9].

Сегодня накопительная пенсионная система нуждается в реформах. Низкая доходность от инвестиций, высокий  уровень инфляции,  слабое участие  занятого населения в пенсионной системе, жесткие ограничения установленные  главным регулятором страны и  законодательством Республики Казахстан, аффилированности ряда пенсионных фондов и их управляющих компаний  с  банками показали несовершенство накопительной  пенсионной системы. Профессиональные участники рынка пенсионных услуг  называют разные причины неэффективности  системы.

          II. Причины и предпосылки реформы накопительной пенсионной системы

В январе 2012 года в ежегодном  послании президента страны Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости совершенствования пенсионной системы [1]. Президент поручил правительству совместно с Национальным Банком до конца первого полугодия выработать предложения по совершенствованию пенсионной системы (выработанные предложения Национальным Банком и другими профессиональными участниками рынка пенсионного обеспечения будут обсуждаться в последующих главах). Действительно, пенсионная система в последние годы не отличается качественным развитием, а рост количественных показателей не свидетельствует об ее эффективности. Назрела необходимость разработки, и принятия комплекса мер по решению ряда сложившихся проблем.

Одна из острых проблем  сегодняшней накопительной пенсионной системы – это доходность фондов, которая сильно отстает от темпов инфляции. О чем говорит статистика из официальных источников, например, на сайте Комитета по финансовому надзору (далее КФН) по адресу http://www.afn.kz, представлена информация, судя по которой инфляция постоянно превышает доходность по пенсионным активам более чем в два раза. Накопительные пенсионные фонды (далее НПФ) еще не начали «массовую выплату» пенсий гражданам, а уже в реальном выражении имеют меньше денег, чем в базовом году. Последние статистические данные КФН по средневзвешенному коэффициенту номинального дохода по пенсионным активам НПФ и накопленному уровню инфляции за период октябрь 2007 – октябрь 2012 не утешительны, поскольку рассматриваемые показатели набрали 24,78% и 47,33% соответственно. Несложно посчитать, что в реальном выражении те деньги, которые НПФ имели на октябрь 2007 года, сократились грубо на 15%. При расчете от более раннего базового периода, мы получим еще большее сокращение денег в процентах.

В основных выводах отчета о финансовой стабильности Национального  банка РК за 2011 год этой проблеме посвящен отдельный раздел. В нем  говорится: «Низкая доходность пенсионных активов не позволяет компенсировать инфляцию и может в перспективе  привести к возникновению существенной нагрузки на государственный бюджет в связи с необходимостью обеспечения сохранности пенсионных накоплений с учетом инфляции в рамках существующей системы государственных гарантий. В случае если реальная доходность пенсионных фондов не вырастет, возникнут предпосылки для возникновения кризиса всей пенсионной системы».

Проблемы инфляции (являющейся в целом проблемой всей экономики страны) и низкой доходности фондов являются в основном следственными, и не являются корнем всех проблем. Найти причины, породившие сложившуюся ситуацию, и устранить их – задача непростая, но требующая немедленного вмешательства. Председатель правления АО «НПФ «Астана» Андрей Карягин акцентирует внимание на проблеме [2], которую озвучил следующим образом: «Фактически проблема НПС сегодня заключается в чрезмерно консервативной нормативно-правовой базе, по которой приходится работать пенсионным фондам. Такое регулирование было введено, конечно же, не на пустом месте. Вводя консервативную правовую базу, государство хотело оградить пенсионные накопления вкладчиков от кризисных явлений. Однако уже сейчас видно, что такое регулирование ведет к потерям, так как подавляющее количество фондов по уровню доходности не в состоянии преодолеть уровень инфляции. Исправление этих подходов с безусловным введением более динамично работающих моделей управления рисками позволит изменить эту ситуацию, о чем и говорил президент. Одно дело, когда пенсионные фонды покупают заведомо неэффективные государственные ценные бумаги, другое дело, когда пенсионные фонды покупают рейтинговые бумаги корпоративного сектора с низким уровнем риска, которые тоже приносят пусть не очень большой, но стабильный доход».

Информация о работе Проблемы пенсионной системы РК, перспективы развития пенсионной системы РК