Проблемы пенсионной системы РК, перспективы развития пенсионной системы РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:12, доклад

Описание работы

Пенсионное обеспечение относится к числу тех социальных вопросов, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любого государства.
На сегодняшний день пенсионная система Республики Казахстан является одним из секторов государственного вмешательства в экономику, а затраты на поддержание пенсионного обеспечения граждан составляют неотъемлемую часть государственных расходов. Таким образом, система пенсионного обеспечения не теряет свою актуальность, так как интересует каждого.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….2

I. Характеристика системы пенсионного обеспечения в Казахстане…………3

II. Причины и предпосылки реформы накопительной пенсионной системы…………………………………………………………………………....4

III. Анализ современного состояния и развития накопительной пенсионной системы…………………………………………........…………………………….9

IV. Обзор мнений и предложенных решений по солидарной и накопительной пенсионных систем..……………..………………………………………….......12

V. Обзор событий касательно накопительной пенсионной системы…….......16

Заключение…………………………………………………………………...…..24

Список использованной литературы…………………………….…………......26

Файлы: 1 файл

айдарханова пенсионная система РК - Copy.docx

— 174.39 Кб (Скачать файл)

3. ГЦВП:

  • составляет план по выплате пенсий на следующий год и резервирует данную сумму на счету и плюс 10% от данной суммы. Остаток передается в бюджет. При этом переданный в бюджет в качестве трансферта остаток может направляться только на финансирование строительства инфраструктурных проектов и покупок стратегических проектов;
  • может продлевать трансферт каждый год, если прогнозный поток предполагает наличие у ГЦВП достаточных средств для выплаты текущих пенсий – естественно, можно включить элементы многолетнего прогнозирования денежного потока.
  • получает трансферт обратно, если имеющихся средств недостаточно

для оплаты текущих платежей. В случае если трансферт полностью

изъят, то дефицит компенсируется за счет средств Национального

фонда.

 

V. Обзор событий касательно накопительной пенсионной системы

«Одними из значимых событий  в развитии казахстанского пенсионного  рынка за последнее время стали  вопросы, связанные с ужесточением требований со стороны регулятора к  их финансовой устойчивости, которые  стали ответом на возросшие риски  мировой экономики» - считает председатель правления АО «НПФ «Астана» Андрей Карягин. По его мнению, достаточно большой спектр законодательных  поправок привел к тому, что для  многих пенсионных фондов и их акционеров было необходимо повышать финансовую устойчивость, что означает для собственников  НПФ повышение собственных капиталов  пенсионных фондов. Как правило, путей  решения для этого немного. Первый – это вливание реального капитала в пенсионный фонд. Второй путь –  это консолидация и объединение  пенсионных фондов (что мы видели на протяжении 2011 года). И третий путь –  это построение такой инвестиционной политики, по итогам которой весь инвестиционный портфель вкладчиков превращается в  портфель государственных ценных бумаг  с более низким уровнем доходности, фактически ущемляя интересы вкладчика, однако который не требует увеличения капитала компании. Каждый пенсионный фонд выбрал свой путь решения.

Национальным банком Республики Казахстан приняты первые шаги по изменению регулирования работы пенсионных фондов. 8 октября 2012 года вступило в силу Постановление Правления  Национального Банка Республики Казахстан от 27 июля 2012 года № 227 «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам пруденциального регулирования».

Практически все изменения, запланированные ранее, были приняты. Основной и наиболее значимой поправкой  являлась корректировка коэффициента приведения риска. Он представляет собой  определенный коэффициент, на который  умножаются взвешенные по риску финансовые инструменты, инвестиции в которые  осуществляет пенсионный фонд. Повышенное значение данного коэффициента сокращало  возможность инвестирования в любые  финансовые инструменты, кроме государственных  ценных бумаг.

В постановлении № 227 от 27.07.2012 коэффициент приведения теперь восстановлен с 25 к ранее действующему историческому  значению 10. Также отменен лимит  в 10% на иностранные инструменты  с рейтингом ниже «АА-». В данном блоке фонды теперь могут работать до 50%, а с эмитентами имеющими кредитный рейтинг в коридоре от «ВВВ-» до «ВВВ» до 10%. Снижена планка кредитного рейтинга контрпарнеров, в лице брокеров с «А» до «ВВВ-». То есть, теперь у пенсионных фондов появиться еще больший выбор партнеров, а значит возможность сократить издержки по оплате расходов за совершение сделок. Разрешено увеличение доли золота с 10% до 20% от портфеля пенсионных активов.

Все эти меры приведут к  активизации инвестиционной активности фондов. Пенсионные фонды смогут покупать больше казахстанских корпоративных  ценных бумаг, свободно участвовать  в Народном IPO, принимать решения по поддержке развития государственного частного партнерства и инфраструктурных проектов. Также, стоит отметить, что фонды смогут больше работать на международных рынках, что, несомненно, даст государству, регулирующему органу и финансовым институтам важный опыт, который пригодится при реализации как вышеуказанных проектов, так и в других направлениях развития экономики.

Другая сторона проводимых изменений в пенсионной системе, связана с реакцией рынка на увеличение мобильности пенсионных фондов. Первое и значимое событие мы видим в  увеличении ставок доходности по государственным  ценным бумагам Республики Казахстан. Пенсионные фонды, обладающие ликвидностью и готовящиеся к изменениям законодательства, теперь могут использовать свободные  деньги и пакетировать свой портфель на более выгодных условиях.

Следующим шагом за ростом ставок ГЦБ РК будет реакция корпоративного сектора. Это уже прослеживается через увеличение числа аукционов  в корпоративном секторе, проводимых на Казахстанской фондовой бирже. Спрос  на бумаги со стороны пенсионных фондов активизировал эмитентов, которые  желают диверсифицировать источники  финансирования.

Реакция на изменения правил работы пенсионных фондов уже частично формирует рост средней доходности и увеличение показателей ряда фондов, активно отрабатывающих динамику фондовых рынков. В частности в течение  последних 2-х месяцев мы наблюдаем  рост краткосрочного коэффициента доходности 12-месячного периода. Но более отчетливый результат роста доходов мы увидим в ближайшие 3-4 месяца.

 

Заключение

 

О необходимости совершенствования  казахстанской пенсионной системы  заявил в своем ежегодном Послании Президент страны Нурсултан Назарбаев. Теперь Правительство совместно  с Национальным банком заняты разработкой  предложений и поиском мер  дальнейшего совершенствования  пенсионной сферы. Необходимо развивать накопительную систему, в том числе перейти к формированию портфелей с более широким кругом инструментов, и дать возможность каждому вкладчику сделать выбор инвестиционного портфеля. Возможно, пенсионным фондам нужно дать больше свободы в инвестировании, о чем говорилось выше, создать с помощью нормативных актов большую мотивацию на доходность, чтобы НПФ были заинтересованы именно в ней, а не сосредотачивались на увеличении количества вкладчиков. Наконец, пенсионные фонды должны проводить более открытую инвестиционную политику, понятную населению.

В свою очередь людям нужно  активнее интересоваться судьбой пенсионных накоплений, а государству - предоставить законодательно больше возможностей принимать  ныне работающим гражданам участие  в процессе пенсионных отчислений.

Не менее важный вопрос состоит в дальнейшем сохранении многоуровневого пенсионного обеспечения. Мировые финансовые кризисы, неустойчивые колебания на фондовых рынках всегда будут способствовать нестабильности накопительной системы в чистом виде. Именно поэтому следует обратиться к опыту не только развитых стран  Запада и Востока, но и накопленному за советские годы, тем более что  пенсионеры у нас составляют пока лишь 10% от общей численности населения, и «стареющей» страной Казахстан  назвать сложно.

Актуальна и проблема профессиональных пенсионных отчислений. Здесь возможны варианты - от введения обязательных профессиональных пенсионных отчислений до предоставления налоговых льгот предприятиям, делающим пенсионные отчисления своим сотрудникам  на добровольной основе.

В настоящее время проблемами, свойственными казахстанской пенсионной системе, являются недостаточность  пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении  старости; недостаточный охват населения  услугами накопительных пенсионных фондов, прежде всего, речь идет о сельском и  самозанятом населении; низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения; недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений; вопросы эффективного инвестирования пенсионных накоплений в условиях дефицита привлекательных и в то же время надежных и ликвидных ценных бумаг и другие.

            В своем Послании Глава государства отметил важные моменты дальнейшего эффективного развития экономики страны, укрепления инновационной системы, увеличения потоков прямых иностранных инвестиций. От эффективной работы экономики в целом зависят и результаты любых усилий по реформированию пенсионной системы, и благополучие пенсионеров, настоящих и будущих. Действительно, когда государство с развитой экономикой дает свои гарантии гражданам, предприятия участвуют в формировании достойных пенсий своим работникам, а сами будущие пенсионеры делают отчисления в накопительные пенсионные фонды, социальная стабильность и уверенная старость становятся реальностью.

Подводя итоги анализа  развитию накопительной пенсионной системы Казахстана, необходимо отметить, что, несмотря на имеющиеся проблемы в пенсионном обеспечении населения, можно констатировать – молодая  накопительная пенсионная система  Казахстана продемонстрировала свою жизнеспособность не только в годы всеобщего роста, но и в тяжелый кризисный период. Его последствия еще довольно ощутимы, и в настоящий момент стоит задача по их преодолению и  созданию условий для успешной деятельности фондов и развития системы в будущем.

 

Список использованной литературы:

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» - 27 января 2012 г.
  2. Обзор «Рынок НПФ: в ожидании реформ» (редакторы: А. Жахин, А. Мамажанов), Бюллетень рейтингового агенства «Эксперт РА Казахстан», Алматы, 2012
  3. Б. Хамбар, Научное исследование на тему: Анализ системы пенсионного обеспечения в Казахстане, АО «Институт экономических исследований», Астана, 2011
  4. Обзор накопительной пенсионной системы Казахстана (редакторы: З. Кешубаева, А. Тлеппаев, А. Аюпов, А. Мусабекова), Рейтинговое Агенство РФЦА, Алматы, 2010
  5. Обзор «НПФ: составляющие надежности» (редактор: А. Жахин), Бюллетень рейтингового агенства «Эксперт РА Казахстан», Алматы, 2010
  6. О. Худайбергенов, Пенсионная система: вопросы и решения, Заседание КИПР «Пенсионная система Казахстана: проблемы, перспективы, решения», Алматы, 2012
  7. Текущее состояние накопительной пенсионной системы Республики Казахстан по состоянию на 1 октября 2012 года, Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан, Алматы, 2012
  8. Отчет по результатам поездки в Республику Чили с целью изучения вопросов функционирования накопительной пенсионной системы, Национальный Банк Республики Казахстан, Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, "АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана, дочерняя организация АО "Народный Банк Казахстана", Алматы, 2011

 


Информация о работе Проблемы пенсионной системы РК, перспективы развития пенсионной системы РК