Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов.

Содержание работы

Введение 4
1. Суть денежного обращения 6
1.1.Система денежного обращения и эволюция ее типов 11
1.2. История денежного обращения в Украине 16
2. Закон денежного обращения 19
3. Механизм преодоления инфляции 24
4.Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине 29
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Закон денежного обращения

 

Количество денег, необходимое  для выполнения ими своих функций, устанавливается экономическим  законом денежного обращения, открытым К. Марксом.

Закон денежного обращения определяет: масса денег для обращения прямо пропорциональна количеству проданных на рынке товаров и услуг (связь прямая), а также уровню цен товаров и тарифов (связь прямая) и обратно пропорциональна скорости обращения денег (связь обратная).

Все факторы определяются условиями производства. Чем больше развито общественное разделение труда, тем больше объем продаваемых товаров и услуг на рынке; чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость товаров и услуг, а также цены.

С появлением и развитием кредитных отношений возникает функция денег как средства платежа, товары продаются в кредит под долговые обязательства. Кредит приводит к сокращению общего количества денег в обращении, поскольку определенная часть долговых обязательств  взаимно погашается.

Закон, определяющий количество денег в обращении с учетом двух функций — средства обращения  и средства платежа, несколько видоизменяется и приобретает следующую форму:

 

КД = (СЦ-К+П-ВП)/О

 

Где КД - количество денег, необходимых в качестве средств обращения и платежа;

СЦ - сумма цен реализуемых товаров и услуг;

К - сумма проданных товаров и услуг в кредит;

П – сумма платежей,по которым не наступил срок;

ВП - сумма взаимно погашающихся платежей;

О - среднее число оборотов денег как средство платежа и средство обращения.

 При функционировании  действительных денег (золотых)  их количество поддерживалось  на необходимом уровне стихийно, так как регулятором выступала  функция сокровища. Соотношение  между массой товара и массой  денег поддерживалось относительно точное. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

При отсутствии золотого стандарта  стал действовать закон бумажно-денежного  обращения, в соответствии с которым  количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых  денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным обесценение.

Ныне в условиях демонетизации  золота, т.е. утраты им своих денежных функций, закон денежного обращения  претерпел модификацию. Теперь уже  нельзя оценивать количество денег с точки зрения даже приблизительного их расчета через золото. Оно ушло из обращения и не выполняет функций не только средств обращения и средства платежа, но и меры стоимости.

Мерой стоимости товара и услуг стал денежный капитал, измеряющий стоимость не на рынке при обмене (как было раньше), а в процессе производства — товара к товару. Всякий товар, обмениваясь на неразменные кредитные деньги, выражает свою стоимость через приравнение его к множеству товаров. В связи с этим товарная сделка, оцененная в определенной сумме неразменных кредитных денег, должна обеспечить предпринимателю такое количество потребительной стоимости, которое позволит ему после реализации потребительной стоимости начать новый производственный цикл. В силу этого деньги приобретают способность всеобщего эквивалента. Хотя стихийный регулятор общей величины денег при господстве знаков стоимости отсутствует, эта роль регулирования денежного обращения переходит к государству.

Неразменные кредитные деньги, приобретая черты бумажных денег, вводятся государственной властью, которая наделяет их принудительным курсом. Их эмиссия без учета стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению.

В связи с этим большое  значение приобретает вопрос о необходимости  определения требуемого количества денег для обращения.

 Согласно классической  теории  А. Маршалла- И. Фишера, количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы:

 

МY=PQ

 

где М — масса денег; Р —  цена товара;Y — скорость обращения денег; Q — количество товаров, представленных на рынке.

Из формулы количество денег, необходимое для обращения  определенной массы товаров, равно: цена товара на количество товаров, представленных на рынке. Уровень цен изменяется пропорционально изменению массы денег в обращении.

Скорость оборота денег  – это второй фактор изменения  денежной массы. (О первом говорилось в пункте II.1.)Под «скоростью обращения  денег» понимается среднегодовое количество оборотов, сделанных  деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

 

V = U : M,

 

где V – скорость обращения денег; U – номинальный объём ВНП; M – масса денег в обращении.

Для расчёта скорости обращения денег, т.е. их интенсивного движения при выполнении ими функций  обращения и платежа, используются два показателя.

  1. Скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругообороте доходов:

 

О = ВВП или  НД/ Денежная масса (М1 или М2);

 

Этот показатель свидетельствует  о связи денежного обращения  с процессами экономического развития.

  1. Оборачиваемость денег в платёжном обороте:

 

∑Д


СДМ

 

Где ∑Д – сумма денег  на банковских счетах;

       СДМ  – среднегодовая величина денежной  массы в обращении.

Этот показатель свидетельствует  о скорости безналичных расчётов. Применяются и другие показатели скорости оборота денег.

 На скорость обращения денег влияют:

1) общеэкономические  факторы — циклическое развитие  производства; темпы его роста;  движение цен.

2) денежные (монетарные) факторы — структура платежного  оборота (соотношение наличных  и безналичных денег); развитие  кредитных операций и взаимных  расчетов; уровень процентных ставок за кредит на денежном рынке; внедрение компьютеров для операций в кредитных учреждениях; использование электронных денег в расчетах.

Скорость изменяется в зависимости от периодичности  выплат доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережения и накопления.

Поскольку скорость обращения  денег обратно пропорциональна  количеству денег в обращении, то ускорение их оборачиваемости означает рост денежной массы. Увеличение денежной массы при том же объеме товаров и услуг на рынке ведет к обесценению денег, т.е. в конечном итоге является одним из факторов инфляционного процесса.

Изменение скорости обращения  денег зависит от многих факторов как общеэкономических (циклического развития экономики, темпов экономического роста, движения цен), так и чисто монетарных (структуры платежного оборота, развития кредитных операций и взаимных расчетов, уровня процентных ставок на денежном рынке и т.д.).

Ускорению обращения  денег способствуют развитие системы взаимных расчетов, внедрение ЭВМ в банковское дело, применение систем электронных платежей. При прочих равных условиях ускорение скорости обращения денег равнозначно увеличению денежной массы и является одним из факторов инфляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Механизм преодоления инфляции

 

Антиинфляционная политика является важнейшей составляющей экономической стратегии в большинстве стран мира.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку  в ней невозможно устранить все  факторы инфляции. В связи с этим, очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Для антиинфляционного  регулирования используются два типа экономической политики:

1. Политика, направленная  на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии,  сдерживание денежной эмиссии.  В соответствии с монетаристскими  рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах - в соответствии с темпом роста ВНП.

2. Политика регулирования  цен и доходов, имеющая целью  увязать рост заработков с  ростом цен. Одним из средств  служит индексация доходов, определяемая  уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, таки прямого воздействия на специфические подпитывающие факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

Опыт стран, достигших  успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для Украины.  Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены :

· структурные изменения  в экономике, в том числе реформы связанные с повышением гибкости рынка труда;

· либерализация важнейших  рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в  том числе для хеджирования рисков;

· выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

· глобализация мировой  экономики, изменения в структуре  внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

· проведение более ответственной  и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

· переключение на режим  инфляционного таргетирования совсем и связанными с этим положительным  преобразованиями в институциональной системе;

· улучшение качества статистических данных и аналитических  исследований;

· более быстрая и  жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

· в целом более  благоприятные, чем в прошлом, внешние  условия (однако данный фактор не следует переоценивать, на пример бурный рост цен на нефть и другие сырьевые товары в последние годы имел гораздо меньшее влияние на инфляцию, чемв1970-егоды, что подтверждает значимость всех остальных факторов).

Для Украины важнейшим  инструментом борьбы с инфляцией должно стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом в равной степени важны меры, как ограничивающие избыточный рост денег в экономике (с целью снижения инфляции), таки стимулирующие повышение спроса на деньги (результатом чего в конечном счете также станет снижение инфляции, но сверх того повышение уровня монетизации экономики).

Следует иметь ввиду, что форсированное снижение инфляции в среднесрочной перспективе  за труд но в силу:

--двойственности целей  денежно-кредитной политики, неизбежной условиях исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и нестабильности капитальных потоков;

Информация о работе Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине