Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов.

Содержание работы

Введение 4
1. Суть денежного обращения 6
1.1.Система денежного обращения и эволюция ее типов 11
1.2. История денежного обращения в Украине 16
2. Закон денежного обращения 19
3. Механизм преодоления инфляции 24
4.Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине 29
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

-- высоких цен на  основные товары российского  экспорта, оказывающих повышательное  давление на внутренние цены  и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;

-- низкой сберегательной  активности населения;

-- высокой монополизации  отдельных товарных рынков и  продолжающегося существенного  повышения цен и тарифов на  продукцию и услуги естественных  монополий (в первую очередь на природный газ).

Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения  для Украины не менее важны  и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение  спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок.

Развитие финансового  рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях Украины.

Можно выделить следующие  направления антиинфляционной политики в Украине

1. Выдавать кредиты  исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.

2. Восстановление доверия  к государственным облигациям. Исследования  показывают, что замещение кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.

3. Повышение эффективности  банковского сектора путем снижения  затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.

4. Национальному банку  очень важно удерживать намеченную  траекторию обменного курса и  инфляции. Ценообразование предприятий  ориентировано на интуитивный  обменный курс, который будет,  по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами  формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.

5. Поощрение конкуренции  и отмена правил, ограничивающих  развитие рынка. Решительные сдвиги  в создании благоприятных условий  для ведения бизнеса, привлечение  инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.

Система мер должна включать решение таких задач, как повышения  эффективности банковского сектора, определение либеральной тактики  в области валютной, бюджетной, налоговой  и денежно-кредитной политик и  т.д.

В целом, инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом и среднесрочными мерами по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Национального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7--10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.

 

 

 

 

 

 

 

4.Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине

 

Регулирование денежного  обращения осуществляется на основе использования законов денежного  обращения. Равновесие товарной и денежной массы зависит от трех факторов: количества проданных товаров, уровня товарных цен, скорости обращения денежной единицы. Все эти факторы напрямую зависят от состояния и уровня производства, использования преимуществ общественного разделения труда, уровня производительности труда. Закономерности здесь такие: 1) чем более развитым общественное разделение труда, тем большее количество товаров продается, 2) чем выше уровень производительности труда, тем ниже стоимость и цена товаров. По золотовалютному обращению нужное количество денег для беспрепятственной реализации товаров поддерживается автоматически, так сокровища в зависимости от состояния производства постоянно действовали как каналы для притока или оттока денег из обращения.  Украина создает новый бумажно-денежное обращение. Поддерживать товарно-денежное равновесие у нас обязан Национальный банк. Его органы, опираясь на классическую закономерность, которую открыли экономисты еще в XVIII веке, должны обеспечивать такое равновесие: Г * П = Т * С. где Г-средняя масса денег, которая находится в обращении; П - количество оборотов средней денежной массы; Т-объем товаров, находящихся в обращении; Цены товаров на рынке. 

Это означает, что масса  денег, умноженное на скорость их вращения, должен быть равен объему выпущенных товаров, умноженному на уровень цен. Если равновесие нарушается, то с помощью соответствующих интервенций, то есть финансово-экономических мероприятий, необходимо один из показателей (а возможно и все одновременно) подкорректировать: увеличить производство или импорт товаров, отрегулировать (ускорить) скорость обращения денег, сократить денежную массу и, наконец, повысить цены. Конечно, наилучший способ поддержания сбалансированности - быстрое расширение качественной товарной массы в Украине, в особенности посредством разгосударствления и приватизации, перевод государственного сектора на принципах коммерческого расчета, поддержки социальное значимых отраслей общественного производства, развития экономики открытого типа, интегрированной в мировое пространство. Ценовая политика должна ориентироваться на свободные цены мирового рынка. Нормальное количество денег для поддержки данной товарной массы обеспечит внутренняя, а затем внешняя конвертируемость национальной денежной единицы.  
       Более эффективной является политика ускорения скорости обращения денежной массы, которой можно достичь переходом к еженедельным выплатам заработной платы, широким внедрением кредитных денег и расширением безналичных расчетов, введением электронных карточек потребителя и другими мерами. Все это дало бы возможность проводить гибкую политику денежного обращения, своевременно изымать избыточную массу денег из обращения и поддерживать финансовуюстабильность.  
Огромные потенциальные возможности кроются в обеспечении бездефицитного государственного бюджета Украины и ликвидации продолжительной кредитной экспансии.  
Так, Национальный банк Украины должен эффективно выполнять свою главную функцию регулятора денежного обращения.  
Банкротство наличного и безналичного оборота В зависимости от формы денег их оборот подразделяется на безналичный и наличный. В рыночной экономике любой страны подавляющая часть денежного оборота сосредоточена в безналичном обороте. Он осуществляется путем оплаты покупок и долгов перечислением денежных сумм со счета на счет без использования денег в наличной форме. Преобладание данной части денежного оборота обусловлено прежде выгодности таких расчетов для экономических субъектов. Уровень развития безналичного оборота в той или иной стране зависит от уровня развития товарно-денежных отношений, совершенства банковского дела, целей и методов регулирования денежного оборота. Скажем, сейчас в связи с низким уровнем товарно-денежных отношений и примитивностью банковского обслуживания в сфере личного потребления безналичные деньги используются крайне недостаточно.  
Наличный оборот осуществляется через оплату покупки товаров и услуг и долговых обязательств в сфере личного потребления посредством банковских или казначейских билетов и разменной монетой. Это связано с тем, что размер денежных платежей здесь в среднем меньше, а потребность в немедленном их осуществлении значительно выше. Поэтому платежи наличными в сфере личного потребления выгоднее и удобнее, чем через банки. Но с развитием товарно-денежных отношений, усовершенствованием кредита и компьютеризацией банковского дела сфера наличного оборота постепенно сужаться.

Возникновение депозитных, а потом и электронных денег, с помощью которых осуществляется автоматический перевод денежных сумм за непосредственным распоряжением владельца текущих счетов, органично соединило в себе преимущества депозитной и наличных форм денег. Здесь нет необходимости переносить большие массы наличности, достигается значительная экономия расходов, каждый плательщик может мгновенно выполнить платеж. Ученые-экономисты всегда были против жесткого разорванного разделения единой денежной массы на безналичную и наличную, но советские политики, заботясь о так называемом ограничения и вытеснения товарно-денежных отношений при социализме, постоянно игнорировали все предостережения. Между тем такое разделение было искусственным и противоречил законам денежного обращения. Он разделил единый денежный оборот на деньги, которые обслуживали потребности населения, и безналичные средства, которые использовались для расчетов предприятий с бюджетом, банками и другими организациями. Вследствие этого сложилось два якобы независимых потоки неравноценных денег. Однако через выдачу кредитов банки способствуют переводу безналичных денег на оплату ресурсов и услуг других предприятий, которые, в свою очередь, выплачивают из них заработную плату, премии, осуществляют другие наличные платежи. Так безналичные деньги превращаются в имеющуюся наличность, которая требует соответствующей массы товаров и услуг. Если же товаров нет, то это означает одно - переполнение каналов денежного обращения и инфляционное обесценивание денежнойединицы.  
Национальная валюта - не только гарант государственности и независимости Украины. Ее введение сопровождается коренными реформами экономики, структурными сдвигами в народном хозяйстве, решительным переходом к рыночным отношениям, сбалансированием денежной и товарной массы, внутренней, а затем и внешней конвертированностью гривны.

Национальный банк Украины регулирует и прогнозирует наличное обращение в стране. 
Система регулирования состоит из двух основных организационных уровней:

Во-первых, это регламентация  оборота денежной наличности на предприятиях, в организациях и учреждениях, т.е. в внебанковской сфере.

Во-вторых, это регламентация  оборота денежной наличности в учреждениях банков.

Национальный банк Украины осуществляет анализ состояния, структуры и динамики наличного обращения и разрабатывает мероприятия по его усовершенствованию. Основные объекты анализа:

  1. показатели наличного обращения в увязке с показателями, которые характеризуют экономическое состояние страны и тенденции ее экономического развития;
  2. источника поступления денежной наличности у кассы банков и целевая направленность их выдач из касс банков;
  3. скорость возвращения денежной наличности у кассы банков (уровень оседания денежной наличности в обороте);
  4. факторы, которые определяют изменение объемов денежной наличности в внебанковской сфере;
  5. территориальное размещение денежной наличности и ее изъятие из оборота;
  6. уровень инкассации наличной выручки;
  7. состояние и развитие безналичных расчетов между предприятиями и гражданами и т.п..

Как видно из данных, приведенных  в табл. 4.1, в 2009 г. и в сфере наличного  обращения наметились положительные  тенденции. Замедлили темпы увеличения денежной наличности в обороте. Положительные изменения произошли и в структуре денежной массы. Удельный вес денежной наличности в общем объеме денежной массы сравнительно с началом 2003 г. снизилась на 6 процентных пунктов. Темпы роста поступления денежной наличности у кассы банков превысили темпы увеличения ее выдачи на 2,4 процентного пункта.

Результаты анализа  наличного денежного обращения  Национальный банк использует для прогнозирования  потребности в денежной наличности на перспективу, для планирования ее производства, а также для разработки и осуществление совместно с учреждениями банков мероприятий по усовершенствованию наличного обращения.

Таблица 4.1  Показатели, характеризующие сферу  наличного обращения в Украине [2]

 
Показатель 

2000 г.

2005 г.

2008 г.

2009 г.

Темпы роста денежной наличности, % к предыдущему году

134

152

136

125

Удельный вес денежной наличности в общей денежной массе

40

43

41

35

Покрытие выдач денежной наличности из касс банков за счет эмиссии  денежной наличности, %

3,7

6,1

5,2

3,5

Темпы увеличения выдачи денежной наличности из касс банков, % к предыдущему году

136,6

126,5

123,2

141,3

Темп роста поступлений  денежной наличности из кассы банков, % к предыдущему году

136,7

123,4

124,5

143,7


 

 

В выводах формулируются  основные результаты исследования, самые значительные положения, предложения по совершенствованию правового регулирования денежного обращения, очерчены проблемы, решение которых может способствовать повышению эффективности осуществления финансовой деятельности государства, в частности:

 

1. Деньги, возникнув как  явление частноправовых, вследствие  их особой значимости и исполняемой  роли для государства и общества  превратились в объект, регулируемый  публично-правовыми нормами, которым  присущ жесткий императивный  характер.

Информация о работе Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине