Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа
Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов.
Введение 4
1. Суть денежного обращения 6
1.1.Система денежного обращения и эволюция ее типов 11
1.2. История денежного обращения в Украине 16
2. Закон денежного обращения 19
3. Механизм преодоления инфляции 24
4.Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине 29
Заключение 37
Список использованных источников 39
-- высоких цен на основные товары российского экспорта, оказывающих повышательное давление на внутренние цены и, как следствие, на темпы инфляции в реальном секторе экономики;
-- низкой сберегательной активности населения;
-- высокой монополизации
отдельных товарных рынков и
продолжающегося существенного
повышения цен и тарифов на
продукцию и услуги
Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения для Украины не менее важны и перспективны другие меры. В их числе можно назвать повышение спроса на деньги, дедолларизацию, рост сберегательной активности населения, расширение спектра возможных ее инструментов. Необходимы реформы, связанные с рынком труда и повышением его гибкости, а также либерализация важнейших рынков, в частности, телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок.
Развитие финансового рынка, расширение состава финансовых инструментов, в том числе используемых для хеджирования рисков, выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания, также важны для решения указанной задачи. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях Украины.
Можно выделить следующие направления антиинфляционной политики в Украине
1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.
2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Национального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.
3. Повышение эффективности
банковского сектора путем
4. Национальному банку
очень важно удерживать
5. Поощрение конкуренции
и отмена правил, ограничивающих
развитие рынка. Решительные
Система мер должна включать
решение таких задач, как повышения
эффективности банковского
В целом, инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом и среднесрочными мерами по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Национального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7--10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.
4.Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине
Регулирование денежного
обращения осуществляется на основе
использования законов
Это означает, что масса
денег, умноженное на скорость их вращения,
должен быть равен объему выпущенных товаров, умноженному на уровень
цен. Если равновесие нарушается, то с
помощью соответствующих интервенций,
то есть финансово-экономических мероприятий,
необходимо один из показателей (а возможно
и все одновременно) подкорректировать:
увеличить производство или импорт товаров,
отрегулировать (ускорить) скорость обращения
денег, сократить денежную массу и, наконец,
повысить цены. Конечно, наилучший способ
поддержания сбалансированности - быстрое
расширение качественной товарной массы
в Украине, в особенности посредством
разгосударствления и приватизации, перевод
государственного сектора на принципах
коммерческого расчета, поддержки социальное
значимых отраслей общественного производства,
развития экономики открытого типа, интегрированной
в мировое пространство. Ценовая политика
должна ориентироваться на свободные
цены мирового рынка. Нормальное количество
денег для поддержки данной товарной массы
обеспечит внутренняя, а затем внешняя
конвертируемость национальной денежной
единицы.
Более эффективной
является политика ускорения скорости
обращения денежной массы, которой можно
достичь переходом к еженедельным выплатам
заработной платы, широким внедрением
кредитных денег и расширением безналичных
расчетов, введением электронных карточек
потребителя и другими мерами. Все это
дало бы возможность проводить гибкую
политику денежного обращения, своевременно
изымать избыточную массу денег из обращения
и поддерживать финансовуюстабильность.
Огромные потенциальные возможности кроются
в обеспечении бездефицитного государственного
бюджета Украины и ликвидации продолжительной
кредитной экспансии.
Так, Национальный банк Украины должен
эффективно выполнять свою главную функцию
регулятора денежного обращения.
Банкротство наличного и безналичного
оборота В зависимости от формы денег
их оборот подразделяется на безналичный
и наличный. В рыночной экономике любой
страны подавляющая часть денежного оборота
сосредоточена в безналичном обороте.
Он осуществляется путем оплаты покупок
и долгов перечислением денежных сумм
со счета на счет без использования денег
в наличной форме. Преобладание данной
части денежного оборота обусловлено
прежде выгодности таких расчетов для
экономических субъектов. Уровень развития
безналичного оборота в той или иной стране
зависит от уровня развития товарно-денежных
отношений, совершенства банковского
дела, целей и методов регулирования денежного
оборота. Скажем, сейчас в связи с низким
уровнем товарно-денежных отношений и
примитивностью банковского обслуживания
в сфере личного потребления безналичные
деньги используются крайне недостаточно.
Наличный оборот осуществляется через
оплату покупки товаров и услуг и долговых
обязательств в сфере личного потребления
посредством банковских или казначейских
билетов и разменной монетой. Это связано
с тем, что размер денежных платежей здесь
в среднем меньше, а потребность в немедленном
их осуществлении значительно выше. Поэтому
платежи наличными в сфере личного потребления
выгоднее и удобнее, чем через банки. Но
с развитием товарно-денежных отношений,
усовершенствованием кредита и компьютеризацией
банковского дела сфера наличного оборота
постепенно сужаться.
Возникновение депозитных,
а потом и электронных денег,
с помощью которых
Национальная валюта - не только гарант
государственности и независимости Украины.
Ее введение сопровождается коренными
реформами экономики, структурными сдвигами
в народном хозяйстве, решительным переходом
к рыночным отношениям, сбалансированием
денежной и товарной массы, внутренней,
а затем и внешней конвертированностью
гривны.
Национальный банк Украины
регулирует и прогнозирует наличное обращение
в стране.
Система регулирования состоит из двух
основных организационных уровней:
Во-первых, это регламентация оборота денежной наличности на предприятиях, в организациях и учреждениях, т.е. в внебанковской сфере.
Во-вторых, это регламентация оборота денежной наличности в учреждениях банков.
Национальный банк Украины осуществляет анализ состояния, структуры и динамики наличного обращения и разрабатывает мероприятия по его усовершенствованию. Основные объекты анализа:
Как видно из данных, приведенных в табл. 4.1, в 2009 г. и в сфере наличного обращения наметились положительные тенденции. Замедлили темпы увеличения денежной наличности в обороте. Положительные изменения произошли и в структуре денежной массы. Удельный вес денежной наличности в общем объеме денежной массы сравнительно с началом 2003 г. снизилась на 6 процентных пунктов. Темпы роста поступления денежной наличности у кассы банков превысили темпы увеличения ее выдачи на 2,4 процентного пункта.
Результаты анализа наличного денежного обращения Национальный банк использует для прогнозирования потребности в денежной наличности на перспективу, для планирования ее производства, а также для разработки и осуществление совместно с учреждениями банков мероприятий по усовершенствованию наличного обращения.
|
2000 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Темпы роста денежной наличности, % к предыдущему году |
134 |
152 |
136 |
125 |
Удельный вес денежной наличности в общей денежной массе |
40 |
43 |
41 |
35 |
Покрытие выдач денежной наличности из касс банков за счет эмиссии денежной наличности, % |
3,7 |
6,1 |
5,2 |
3,5 |
Темпы увеличения выдачи денежной наличности из касс банков, % к предыдущему году |
136,6 |
126,5 |
123,2 |
141,3 |
Темп роста поступлений денежной наличности из кассы банков, % к предыдущему году |
136,7 |
123,4 |
124,5 |
143,7 |
В выводах формулируются основные результаты исследования, самые значительные положения, предложения по совершенствованию правового регулирования денежного обращения, очерчены проблемы, решение которых может способствовать повышению эффективности осуществления финансовой деятельности государства, в частности:
1. Деньги, возникнув как
явление частноправовых, вследствие
их особой значимости и