Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Денежное обращение – это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающее реализацию товаров, а также нетоварные платежи и расчеты в хозяйстве. Объективной основой денежного обращения является товарное производство, при котором товарный мир разделяется на товар и деньги, порождая противоречия между ними. С углублением общественного разделения труда и формированием общенациональных и мировых рынков при капитализме денежное обращение получает дальнейшее развитие. Оно обслуживает кругооборот и оборот капиталов, опосредствует обращение и обмен всего совокупного общественного продукта, включая доходы различных классов.

Содержание работы

Введение 4
1. Суть денежного обращения 6
1.1.Система денежного обращения и эволюция ее типов 11
1.2. История денежного обращения в Украине 16
2. Закон денежного обращения 19
3. Механизм преодоления инфляции 24
4.Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине 29
Заключение 37
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

 

2. Денежное обращение как объект финансово-правового регулирования представляет собой непрерывное движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах, обслуживающий реализацию товаров, а также нетоварный платежи и расчеты в экономике. Он представляет собой не только особый экономический процесс, но и составляет особую сферу общественного воспроизводства, где этот процесс идет. Действенное правовое регулирование денежного обращения невозможно без учета и составление таких параллельных проявлений регулируемого объекта, а также существующего взаимосвязи между ними.

3. Общественные отношения,  связанные с организацией и  функционированием денежного обращения  являются разновидностью финансовых правоотношений, поскольку они: 1) возникают по поводу установления и внедрения в экономику и обеспечение, функционирования там специфических стоимостных эквивалентов - денег без которых в современных условиях невозможно представить саму финансовую деятельность государства, 2) являются не просто формой проявления организующего влияния государства на процессы общественного воспроизводства с целью создания и функционирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в основе которого лежит практическое применение функций и форм денег, а есть их властно-имущественным фундаментом, 3) учитывают особое значение денежных форм и функций денег, используемых государством с целью организации финансовой деятельности, касаются как каждого отдельно взятого фонда средств, так и всей их системы в целом.

4. Финансово-правовой институт денежного обращения представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с организацией функционирования непрерывного движения денег в различных формах их материального бытия, с одной стороны, и в соответствующих сферах, секторах, Плоскостях и каналам движения в экономике - с другой. Внешней формой финансово-правового института выступает соответствующее законодательство, особенностью которого является многоуровневая структура и отсутствие достаточной степени внешней систематизации, с одной стороны, и достаточно высокий уровень внутренней систематизации с другой.

5. Реализация в Украине  двух форм денежного обращения  связана с формированием трехуровневой системы правового регулирования. Первый уровень образуют нормы Конституции Украины, которые являются основой для развития специального законодательства, регулирующего денежное обращение. Второй уровень составляют специальные законы, детализация содержания которых осуществляется на третьем уровне, который охватывает нормативные акты Президента Украины, КМУ, НБУ, Минфина Украины, других министерств и ведомств. Последняя группа актов законодательства детализируя или дополняя нормы законов, непосредственно определяет возможности применения соответствующих форм денежных расчетов, порядок и условия их реализации.

6. Императивный метод  правового регулирования, который  охватывает денежное обращение  и как особый экономический  процесс, и как сферу общественного  воспроизводства, где этот процесс проходит, имеет целью создание необходимых и достаточных условий их функционирования. Государство, осуществляя финансовую деятельность, посредством права создает организованную среду, которая предусматривает наличие соответствующих органов, необходимых инструментов, способов, средств, правил, стандартов и процедур. Это предопределяет согласно специфике финансово-правового регулирования разделение денежного обращения в зависимости от плоскостей движения денег на: 1) эмиссионную работу центрального банка, и 2) организацию расчетно-кассовых и кредитных отношений в экономике страны.

7. Государственные и  другие органы, которые обеспечивают  процесс денежного обращения,  образуют определенные системы  (инфраструктуры), в прямой зависимости от секторов и каналов движения денег в экономике: 1) рыночную, и 2) публично-финансовую, которые постоянно взаимодействуют между собой, обеспечивая непрерывность денежного обращения.

8. Современной экономике  свойственна императивная форма  организации национальных денежных систем. Однако, существуют некоторые видовые отличия в их строении. Основным признаком современной императивной формы денежной системы является законодательно, оформлена жесткая централизация эмиссии денежных знаков, которая в современных условиях возлагается на центральные банки государств. Действующая национальная денежная система Украины построена именно на таких началах.

9. Централизм в управлении денежным обращением определяет определенный комплекс применяемых государством регулятивных приемов и средств, в том числе и правовых, которые обеспечивают достижение желаемого для общества результата - стабильного механизма товарообмена и расчетов. Комплекс инструментов кредитной политики государства изменил в современных условиях правовой характер гарантий средств на текущих счетах в банках и других финансово-кредитных учреждениях с частного на публичный. [7]

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, денежное обращение представляет собой циркулирование денежных потоков в наличной и  безналичной форме. Такое циркулирование возможно благодаря тому, что у кого-либо есть избыток денег (предложение), а кто-то ощущает потребность (предъявляет) спрос. Денежное обращение поэтому обслуживает поток товаров, работ и услуг, и именно через него материализуется функционирование финансовой системы (накопление и перераспределение ресурсов). Поэтому денежное обращение - это кровеносные сосуды для финансовой системы.

Денежное обращение  осуществляется в наличной и безналичной формах.

Налично- денежное обращение  — движение наличных денег в сфере обращения и выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег. Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую,  они образуют общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги. И наличные, и безналичные формы расчетов просто необходимы для нормального функционирования экономики. Но, несмотря на всю важность наличного денежного обращения и его неотделимость от безналичного, можно смело говорить о том, что будущее принадлежит именно безналичным расчетам.  В Украине предпринимаются попытки ограничить налично-денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за деятельностью юридических и физических лиц. Переход на безналичные расчеты позволит обеспечить страну необходимыми инвестиционными ресурсами, независимо от конъюнктуры на внешних рынках нефти и других экспортных позиций. Поэтому в Украине необходимо проведение реформы платежной системы, основными путями которой экономисты называют: введение общенациональных чеков; законодательное ограничение размеров наличных кассовых оборотов вплоть до полной их отмены в реальной ситуации, когда все расчеты без ущерба можно проводить чеками или иными средствами безналичных расчетов; активизацию органов валютного контроля по запрету незаконных расчетов иностранными валютами на территории Украины; создание соответствующей законодательной базы.

Стабилизация  денежного обращения необходима в той мере, в которой она создает условия для сбалансированного и устойчивого экономического роста. Поэтому курс на финансовую стабилизацию и регулирование денежной массы следует проводить  в комплексе с мерами по стимулированию инвестиционной деятельности и расширению производства. Государственное регулирование денежного обращения должно способствовать обеспечению экономического роста, что является первостепенной задачей для Украины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Введение в рыночную  экономику: Учебное пособие / Под  ред. Лившица А.Я., Никулина И.Н., Груздева О.А. и др. – М.: Высшая  школа, 1994 г. – 447 с.

2.Годовой отчет НБУ  за 2000,2005,2008,2009 год. — С. 52-53

3.Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф.Жуков, Л.М.Максимова, А.В.Печникова и др.; Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 622 с.

4.Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И.Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002.- 448 с.

5. Деньги и кредит: Учебник / М.. Савлук, А.М. Мороз, М.Ф. Пуховкина . - : КНЕУ, 2001.

6. Деньги, банки и кредит: в схемах комментариях. Под ред. Б.Л. Луцва. - Львов 1999.

7. Долан Э. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Под ред. Лукашевича В.В., Ярцева М.Б. – С.-Петербург, 2007г.- 448 с.

8. Красавина Л.Н. Проблемы денег в экономической науке / Деньги и кредит №10/2007

9. Смыслов Д.В. Мировые деньги в прошлом, настоящем и будущем / Деньги и кредит №5/2002.

10. Финансы и кредит. – 2003. - №13. – С.12.

 

 

 


Информация о работе Проблемы реформирования, регулирования и совершенствования денежного обращения в Украине