Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности консолидированного бюджета РФ.
Задачами данной работы является изучение:
бюджетной системы РФ;
сущности консолидированного бюджета РФ;
влияния субъектов РФ теоретических основ на разработки стратегии организации;
прогнозов социально-экономического развития РФ и формирования бюджетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………...3
1. Понятие бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет субъектов РФ………………………………………………………………………..5
1.1 Бюджетная система РФ……………………………………………………….5
1.2 Консолидированный бюджет РФ……………………………………….....10
2. Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики …………………………………………………………….15
2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы…………………………………………………….15
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы…..…24
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 106.19 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...………...3

1. Понятие бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет субъектов РФ………………………………………………………………………..5

1.1 Бюджетная система РФ……………………………………………………….5

1.2 Консолидированный бюджет РФ……………………………………….....10

2. Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики …………………………………………………………….15

2.1 Основные показатели прогноза  социально-экономического развития  Российской Федерации, положенные  в основу формирования бюджетной  политики на 2013-2015 годы…………………………………………………….15

2.2 Основные цели и задачи бюджетной  политики на 2013-2015 годы…..…24

Заключение………………………………………………………………………...34

Список использованных источников ………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансы субъектов Российской Федерации  представляют собой совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования, распределения и использования  региональных фондов финансовых ресурсов для решения социально-экономических  задач субъектов Федерации.

Эти отношения складываются между  органами государственной власти субъектов  Федерации и населением, живущим  на территории данного субъекта Федерации, а также хозяйствующими субъектами.

В широком смысле финансы субъекта Российской Федерации включают также  консолидированный бюджет данного  субъекта Федерации.

Бюджетное устройство Российской Федерации – это организация бюджетной системы, принципы ее построения. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетном процессе».

Бюджетная система страны представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации.

Данная тема особо актуальна  потому, что современная мировая  финансовая система несовершенна, неспособна справиться с кризисными явлениями. В настоящее время мировые  лидеры ведут речь о серьезной  перестройке финансовой системы  мира, об изменениях в ее архитектуре, а значит, в скором времени мы можем ожидать от властей реформирования финансовой системы нашей страны, изменения основ финансового, бюджетного, налогового законодательства.

Следовательно, изменения произойдут и на уровне субъектов Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение сущности консолидированного бюджета РФ.

Задачами данной работы является изучение:

    • бюджетной системы РФ;
    • сущности консолидированного бюджета РФ;
    • влияния субъектов РФ теоретических основ на разработки стратегии организации;
    • прогнозов социально-экономического развития РФ и формирования бюджетов.

Структура данной работы состоит из введения, двух основных глав, заключение и списка литературы.

Теоретической основой данной работы являются труды российских и зарубежных авторов на тему бюджетного устройства.

Методологической основой работы являются методы анализа и сравнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет субъектов РФ

1.1 Бюджетная система РФ

Для того чтобы  понять сущность и назначение бюджета  субъекта Российской Федерации, необходимо рассмотреть понятие бюджетное  устройство, а также – каково бюджетное устройство Российской Федерации.

Прежде всего, отметим, что с точки зрения государственного устройства Россия представляет собой федеративное государство. Что означает: государство состоит из определенных частей (субъектов Российской Федерации), обладающих собственной системой органов государственной власти (как законодательных, так и исполнительных) и собственным набором функций. А это в свою очередь предполагает наличие собственных источников финансирования деятельности субъекта Российской Федерации, сформированных в определенный фонд денежных средств (бюджет) и значительную самостоятельность в формировании и расходовании этого фонда1.

Бюджетный кодекс Российской Федерации хотя и употребляет  понятие «бюджетное устройство», но не раскрывает его содержания. Довольно широко и устойчиво употребляется  это понятие и в финансово-правовой и экономической литературе. Но приходится отметить, что оно не имеет единообразного толкования.

Так, одни авторы считают, что бюджетное устройство адекватно понятию бюджетная система, под которой в свою очередь понимается совокупность бюджетов различных видов.

Другие – включают в состав бюджетного устройства не только бюджетную систему, но и принципы ее построения. Третьи – авторы включают в состав бюджетного устройства еще и порядок разграничения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы.

Четвертые – понимают под бюджетным устройством организацию бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними. Пятые – полагают, что в бюджетное устройство входит также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, то есть то, что в финансово-правовой литературе именуется бюджетным процессом.

В результате понятием «бюджетное устройство» охватывается по существу предмет всего бюджетного права. Шестые – отождествляют бюджетное устройство с системой государственных органов, осуществляющих те или иные функции в области бюджета. По поводу последней точки зрения отметим, что сводить бюджетную систему (а равно и бюджетное устройство) к системе государственных органов, обладающих бюджетными полномочиями, нет никаких оснований. Отметим также, что понятие «бюджетная система» – это достаточно устойчивая научная категория, традиционно обозначающая систему бюджетов. В этом же смысле она употребляется и текстах финансово-правовых актов.

Таким образом, позиции по поводу того, что понимается под бюджетным устройством, отличаются большим разнообразием. Тем не менее, рассмотрение приведенных точек  зрения позволяет заключить, что  такой элемент, как бюджетная  система, включается в состав бюджетного устройства всеми авторами. Поэтому  взаимосвязь понятий «бюджетная система» и «бюджетное устройство»  можно считать бесспорной. По мнению большинства авторов, эта взаимосвязь  выражается как соотношение частного с общим, то есть бюджетное устройство включает в себя не только бюджетную  систему, но еще и другие элементы2.

Для пересмотра этого суждения оснований нет. В  равной мере бесспорно (во всяком случае – для юридической науки) и то, что бюджетный процесс не входит в состав бюджетного устройства, а наряду с ним представляет собой самостоятельный институт бюджетного права. Бесспорно и то, что понятия «бюджетное устройство» и «бюджетное право» не равнозначны и что первое обозначает лишь один из институтов второго. В связи с этим пятую точку зрения можно считать несостоятельной. Нельзя согласиться и с первой точкой зрения, отождествляющей понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система», поскольку первое понятие шире второго.

В общепринятом понимании  слово «устройство» означает строение чего-либо. В этом смысле устройство означает организованную определенным образом систему каких-либо компонентов  и деталей, соотношение частей, конструкцию  чего-нибудь.

Любое устройство характеризуется  не только наличием составляющих это  устройство частей, но и их взаимодействием.

В свете сказанного представляется, что бюджетное устройство включает в себя:

    • бюджетную систему, ее составные части и компоненты (звенья бюджетной системы);
    • принципы организации бюджетного устройства;
    • бюджетное регулирование, которое отражает взаимодействие этих частей, механизм упорядочивания функционирования бюджетного устройства в целом и каждого его компонента в отдельности.

Бюджетная система – это  совокупность бюджетов различных видов, организованных в определенную систему.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджетную  систему как основанную на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов (ст. 6)3.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством.

Для государств унитарного типа характерна двухуровневая бюджетная  система:

    • центральный (общегосударственный) бюджет:
    • местные бюджеты.

Для федеративных государств, к которым относится Россия, характерна трехуровневая бюджетная система.

Первый уровень занимает федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов.

Второй уровень – бюджеты  субъектов федерации. Всего их в  настоящее время в Российской Федерации 89, в том числе: республиканские  бюджеты – 21; краевые бюджеты  – 8; областные бюджеты – 50, в том  числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты – 10; бюджеты городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга – 2. Кроме того в эту систему входят бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Третий уровень составляют местные бюджеты или бюджеты  муниципальных образований, которые  предназначены для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения местного самоуправления.

Бюджетный кодекс Российской Федерации не употребляет понятия  «бюджетное устройство субъекта Российской Федерации». Однако оно вводится бюджетным  законодательством субъектов Российской Федерации.

Не содержит Бюджетный  кодекс Российской Федерации и понятия  «бюджетная система субъекта Российской Федерации», в чем его также  дополняют законодательные акты субъектов Российской Федерации.

Бюджетное устройство субъекта Российской Федерации это организованное на определенных принципах взаимодействие бюджетов, действующих на территории данного субъекта и образующих его бюджетную систему.

Таким образом, бюджетное  устройство субъекта Российской Федерации  включает в себя:

    • бюджетную систему;
    • принципы организации бюджетного устройства;
    • бюджетное регулирование, осуществляемое через систему межбюджетных отношений.

Бюджетная система субъекта Российской Федерации – это виды бюджетов, действующих на территории данного субъекта и объединенных механизмом межбюджетных отношений  в определенную организационную  структуру.

Рассматривая бюджетную  систему субъекта Российской Федерации, необходимо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации довольно разнообразны по своему устройству и некоторые  из них представляют  собой довольно сложные в организационном отношении образования (так называемые сложносоставные субъекты Российской Федерации).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Консолидированный  бюджет РФ

Как правило, бюджетная система субъекта Российской Федерации состоит из бюджетов двух видов:

    • бюджета самого субъекта Российской Федерации;
    • бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории субъекта Российской Федерации (местных бюджетов)4.

При этом следует  учитывать, что бюджеты субъектов  муниципальных образований не входят в состав бюджета субъекта Российской Федерации, а представляют собой  самостоятельное звено бюджетной  системы.

Помимо названных  бюджетов существуют еще так называемые «консолидированные бюджеты».

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что «консолидированный бюджет –  свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации на соответствующей территории».

Соответственно  этому консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации составляют свод бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории (ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС5.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет  функцию объединений бюджетных  показателей территории. В нем  находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по субъекту Федерации.

Надо сказать, что консолидированные бюджеты  бюджетами в полном смысле этого  слова не являются, поскольку они  не являются фондами денежных средств (материальное значение бюджета) и не утверждаются никаким представительным органом. Иначе говоря, данные бюджеты  не выступают в качестве финансового  плана.

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики