Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности консолидированного бюджета РФ.
Задачами данной работы является изучение:
бюджетной системы РФ;
сущности консолидированного бюджета РФ;
влияния субъектов РФ теоретических основ на разработки стратегии организации;
прогнозов социально-экономического развития РФ и формирования бюджетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………...3
1. Понятие бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет субъектов РФ………………………………………………………………………..5
1.1 Бюджетная система РФ……………………………………………………….5
1.2 Консолидированный бюджет РФ……………………………………….....10
2. Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики …………………………………………………………….15
2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы…………………………………………………….15
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы…..…24
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 106.19 Кб (Скачать файл)

Поэтому в  лучшем случае названные бюджеты  являются некой чисто учетной  категорией и используются финансовыми  органами в целях бюджетного планирования и отслеживания ситуации в сфере  бюджетной деятельности. Еще раз  подчеркнем, что в бюджетной системе, основанной на принципе автономности бюджетов, никаких сводных бюджетов быть не может.

В Российской Федерации можно выделить консолидированный бюджет всего  государства, образуемый федеральным  бюджетом и консолидированными бюджетами  субъектов РФ; консолидированные бюджеты субъектов РФ, складывающиеся из государственного бюджета республики, края, области, автономной области, автономного края или города федерального значения и бюджетов муниципальных образований, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированные бюджеты муниципальных образований, состоящие из местных бюджетов территорий, образующих какое-либо муниципальное образование.

Консолидированный бюджет субъекта РФ соотносится с региональным бюджетом (бюджетом субъекта РФ) как общее к частному, а не наоборот.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса  Российской Федерации «консолидированный бюджет субъекта Федерации – это  бюджет субъекта Российской Федерации  и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами)»6.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации не рассматриваются и  не утверждаются законодательными (представительными) органами власти всех уровней. Эти бюджеты  являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим  агрегированные данные по доходам и  расходам, источникам поступления средств  и направлениям их использования  по территории в целом Российской Федерации и отдельных субъектов  Российской Федерации.

    1. Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании. В частности, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов Российской Федерации и размеров дотаций в расчет принимаются объемы консолидированных бюджетов административно - территориальных образований.
    2. Важна роль показателей консолидированных бюджетов и при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны, т. е. суммы всех финансовых ресурсов, поступающих в бюджетную систему. Так, используя показатель консолидированного бюджета Российской Федерации, определяют степень централизации финансовых ресурсов, создаваемых в стране и отражаемых в сводном финансовом балансе государства.
    3. Без расчета показателей консолидированных бюджетов невозможно сводное финансовое планирование, так как многие показатели сводного финансового баланса государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированных бюджетов. В доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавленную стоимость и акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности, средства бюджетных целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи имущества. Расходная часть сводного финансового баланса включает следующие бюджетные показатели: затраты на государственные инвестиции, расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, государственные дотации, расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы, расходы на науку из бюджета, расходы на оборону, расходы на содержание органов государственной власти, правоохранительных органов, судов прокуратуры, расходы по внешнеэкономической деятельности, образование резервных фондов и др.
    4. Большую роль играют показатели консолидированных бюджетов в перспективном планировании в целом и перспективном финансовом планировании в частности. При разработке прогнозов экономического и социального развития государства, территорий используются финансовые показатели, в основе которых показатели консолидированных бюджетов.

Разработка экономико-математических моделей прогнозирования бюджетов также основана на данных консолидированных  бюджетов. Для расчета финансовых ресурсов на перспективу исследуются  корреляционные связи между объемами доходов консолидированных бюджетов и такими переменными, как ВВП, национальный доход, объем валовой продукции промышленности, сельского хозяйства.

    1. Показатели консолидированных бюджетов используются также при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий, например, бюджетные расходы на одного жителя на медицинское обслуживание, образование и другие среднедушевые бюджетные доходы. В свою очередь среднебюджетные показатели являются критериями для сравнительного анализа состояния отдельных территорий. Показатели консолидированного бюджета страны используются для сравнения с аналогичными показателями других государств.7

Консолидированный бюджет, пропорциональность его деления на федеральный и  территориальный бюджеты будут  играть все более важную роль в  бюджетном прогнозировании и  бюджетном процессе, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, при регулировании бюджетных связей между областным (краевым, республиканским) и местным бюджетами. Роль и функции консолидированного бюджета и его пропорций целесообразно определить в законах о бюджетном процессе.

Консолидированный бюджет субъекта федерации  выполняет функцию объединения  бюджетных показателей территории. Именно в консолидированном бюджете  субъекта федерации и находят  свое отражение условия сбалансированности доходов и расходов в целом  по бюджету субъекта Федерации, а  также результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе.

 

 

2. Прогноз социально-экономического  развития РФ. Формирование бюджетной  политики

2.1. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы

 

В 2011 году валовой внутренний продукт России в реальном выражении вырос на 4,3% к предыдущему году, достигнув номинального объема в 54 586 млрд. рублей. В 2011 году по объему реального ВВП российская экономика вернулась на докризисный уровень. В январе-апреле 2012 года, по оценке Минэкономразвития России, прирост ВВП составил 4,6% к январю-апрелю 2011 года. В последующие месяцы 2012 года ожидается замедление темпов экономического роста, что приведет к приросту экономики по итогам 2012 года на 3,4%. В последующие годы по прогнозу предполагается ускорение темпов роста: с 3,8% в 2013 году до 4,7% в 2015 году. В значительной степени ускорение темпов роста в 2015 году будет связано с высокими ожидаемыми темпами роста инвестиционного спроса8.

Инвестиции  в основной капитал в 2011 году увеличились  на 8,3 процента. Росту инвестиций в  основной капитал способствовал  рост кредитования реального сектора  экономики. Прирост кредитов, предоставленных  нефинансовым организациям, по итогам 2011 года составил 26,0 процентов. Активы банковского сектора по итогам 2011 года увеличились на 23,1 процента.

В январе-апреле 2012 года инвестиции в основной капитал  выросли на 13,8 процентов. Однако в  дальнейшем ожидается замедление роста  в связи с высокой базой  второй половины 2011 года. По итогам 2012 года ожидается прирост данного  показателя на уровне 6,6 процентов. Прогнозируется, что прирост инвестиций в основной капитал вырастет с 6,4% в 2013 году до 7,8% в 2015 году.

Промышленное  производство в 2011 году увеличилось  на 4,7 процента. Основной вклад в рост внесли обрабатывающие производства, которые в 2011 году выросли на 6,5% (при этом наибольшие темпы роста были зафиксированы в производстве машин и оборудования, производстве транспортных средств и оборудования). Прирост добычи полезных ископаемых составил 1,9%, прирост производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 0,1 процента.

В начале 2012 года продолжился рост промышленности. За январь-апрель 2012 года промышленное производство выросло на 3,3 процента. По итогам 2012 года ожидается прирост  промышленности на уровне 3,1 процента. В среднесрочной перспективе  темпы прироста промышленности будут  ускоряться: с 3,4% в 2013 году до 4,2% в 2015 году.

Оборот  розничной торговли в 2011 году вырос  на 7 процентов. Основной вклад в  прирост внесли непродовольственные  товары. В январе-апреле 2012 года прирост  составил 7,2 процента. По итогам 2012 года ожидается прирост оборота розничной  торговли на уровне 6,3 процента. В 2013 году прирост оборота розничной торговли прогнозируется на уровне 5%, в 2014 году – 5,6%, в 2015 году – 5,7 процента.

Прирост объема платных услуг населению  в 2011 году составил 3 процента. В 2011 году основной объем платных услуг  населению пришелся на транспортные услуги, коммунальные услуги, услуги связи. В январе-апреле 2012 года объем платных  услуг населению вырос на 4,3%, а  по итогам 2012 года ожидается прирост 5 процентов. Прогнозируется, что объема платных услуг вырастет с 5,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году.

Вместе  с восстановлением экономики  в 2011 году улучшилась ситуация на рынке  труда. По итогам 2011 года уровень общей  безработицы составил соответственно 6,9% против 7,7% в 2010 году. Этому способствовал  как возобновившийся экономический  рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности  на рынке труда.

Уровень безработицы в апреле текущего года составил 5,8 процента. В 2012 году ожидается  дальнейшее снижение безработицы до 6,1%, а к 2015 году – до 6 процентов.

Работодатели  в 2011 году не только более активно  нанимали работников, но и повышали заработную плату. По итогам 2011 года реальная заработная плата выросла на 4,2 процента. Среднемесячная номинальная начисленная  заработная плата одного работника  в 2011 году составила 23 693 рубля.

Реальные  располагаемые доходы населения  в 2011 году увеличились на 0,8 процента. Структура использования денежных доходов населения в 2011 году по сравнению  с 2010 годом существенно не изменилась. По-прежнему наибольшая часть доходов  населения используется на потребление (73,8% в 2011 году против 69,9% в 2010 году). Одновременно сокращается норма сбережения доходов  населения с 14,6% в 2010 году до 10,3% в 2011 году.

За январь-апрель 2012 года прирост реальной заработной платы составил 10,3%, реальных располагаемых  доходов – 2,2 процента.

По итогам 2012 года ожидается увеличение реальной заработной платы на 6,3%, а реальных располагаемых доходов населения  – на 5 процентов. В 2013 году прирост  данных показателей прогнозируется на уровне 5,4% и 4,5% соответственно, в 2014 году – на 6,3% и 5,3%, в 2015 году – на 6% и 5,2 процента.

В 2011 году доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8 процента. При этом прожиточный  минимум (в среднем на душу населения) в 2011 году составил 6 369 рублей в месяц. В 2012 году эти показатели составят: доля бедного населения – 12,6%, прожиточный минимум – 6 834 рублей. К 2015 году величина прожиточного минимума прогнозируется на уровне 8 346 рублей, при этом доля населения с доходами ниже прожиточного минимума сократится до 11,5 процента.

Рост  потребительских цен в 2011 году составил 6,1%, что является минимальным значением  инфляции за весь постсоветский период. Указанный минимум был достигнут  благодаря последовательной политике Банка России, снижению цен на мировом продовольственном рынке, а также хорошему урожаю в Российской Федерации9.

По состоянию  на 4 июня 2012 года уровень инфляции составил 2,4% (к декабрю 2011 года). В текущем  году планируется удержать прирост  цен в границах 5-6%, а к 2015 году – снизить до 4-5 процентов.

По оценке Минэкономразвития России, прирост  цен (в среднем) на электроэнергию для  всех категорий потребителей в 2011 году составил 13,5%, оптовых цен на газ  для всех категорий потребителей – 15,3%, цен на железнодорожные перевозки  – 8%, цен на пассажирские перевозки  железнодорожным транспортом –  в среднем 10 процентов.

В 2012 году повышение тарифов предполагается с 1 июля. Это окажет определенное инфляционное давление на экономику. В среднем  для всех категорий населения  прирост цен на электроэнергию прогнозируется в 2012 году на 6-7%, в 2013-2014 годах – по 10-12%, в 2015 году – на 11-13 процентов. В  среднем прирост оптовых цен  на газ прогнозируется в 2012 году на уровне 7,5%, в 2013-2014 годах – по 15%, в 2015 году – на 14,6-15 процентов. В среднем  прирост цен на железнодорожные  перевозки грузов прогнозируется в 2012 году на уровне 6%, в 2013-2015 годах –  соответственно на 5,5%, 5% и 5,5%, на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом  – по 10% ежегодно.

Экспорт товаров (по методологии платежного баланса) в 2011 году составил 522,0 млрд. долл. США (прирост 30,4% относительно 2010 года). Рост экспорта в основном был связан с увеличением цены основных экспортируемых товаров.

В январе-апреле 2012 года экспорт товаров составил, по оценке Минэкономразвития России, 181,6 млрд. долл. США. По итогам 2012 года экспорт составит 558 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 581 млрд. долл. США10.

Импорт  товаров (по методологии платежного баланса) в 2011 году составил 323,8 млрд. долл. США (прирост 30,2% относительно 2010 года). Положительная динамика была обусловлена  увеличением доходов населения, а также реальным укреплением  рубля. Увеличение импорта также  связано с активизацией инвестиционной активности и восстановлением физических объемов ввоза, в то время как  средние контрактные цены росли  медленнее.

Импорт  товаров в январе-апреле 2012 года составил, по оценке Минэкономразвития  России, 100,1 млрд. долл. США. В 2012 году импорт товаров оценивается на уровне 369,5 млрд. долл. США, а к 2015 году прогнозируется его рост до 484,9 млрд. долл. США.

Средняя цена на нефть «Юралс» в 2011 году составила  
109,4 долл./баррель, увеличившись на 40% по отношению к 2010 году (диаграмма 1). В январе-мае 2012 года средняя цена на нефть составила 115,7 долл./баррель. В настоящее время наблюдается снижение цены на нефть. Средняя цена на нефть в 2013 году прогнозируется на уровне 97 долл./баррель, в 2014 году – 101 долл./баррель, в 2015 году – 104 долл./баррель.

 

Рисунок 1. Цена на нефть марки «Юралс» (долл.США/барр.)11

 

На динамику курса рубля в 2011 году оказывали  влияние противоположно направленные факторы. Сохранение в течение всего  года достаточно высокого положительного сальдо счета текущих операций на фоне благоприятной конъюнктуры  мировых рынков сырьевых товаров  формировало фундаментальные предпосылки  для укрепления рубля. При этом негативно  на укрепление курса рубля влиял  отток капитала.

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики