Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение сущности консолидированного бюджета РФ.
Задачами данной работы является изучение:
бюджетной системы РФ;
сущности консолидированного бюджета РФ;
влияния субъектов РФ теоретических основ на разработки стратегии организации;
прогнозов социально-экономического развития РФ и формирования бюджетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...………...3
1. Понятие бюджетной системы РФ. Консолидированный бюджет субъектов РФ………………………………………………………………………..5
1.1 Бюджетная система РФ……………………………………………………….5
1.2 Консолидированный бюджет РФ……………………………………….....10
2. Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики …………………………………………………………….15
2.1 Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, положенные в основу формирования бюджетной политики на 2013-2015 годы…………………………………………………….15
2.2 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013-2015 годы…..…24
Заключение………………………………………………………………………...34
Список использованных источников ………………………

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 106.19 Кб (Скачать файл)

Укрепление  рубля к доллару в реальном выражении по итогам 2011 года составило 8,8% (по сравнению с 2010 годом). Реальный курс рубля к евро за 2011 год вырос  на 4,1% (по сравнению с 2010 годом). Реальный эффективный курс рубля к иностранным  валютам вырос (по сравнению с 2010 годом) на 4,7 процента.

Ослабление  реального курса рубля к доллару  за январь-май 2012 года составило, по оценке Банка России, 3,6% по сравнению с  соответствующим периодом 2011 года, а по отношению к евро произошло  укрепление на 2,9%. Реальный эффективный  курс рубля к иностранным валютам  вырос за январь-май на 1,8% по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года.

В 2012 году, по оценке Минэкономразвития России от 26 апреля 2012 года, укрепление реального  эффективного курса рубля составит 4,4 процента. К 2015 году ослабление реального  эффективного курса рубля достигнет 1,5% по мере снижения профицита счета  текущих операций.

В основу формирования бюджета легли макроэкономические показатели, в целом характеризующие  ожидаемый рост российской экономики (таблица 1).

Таблица 1 - Основные показатели прогноза социально-экономического развития, использованные для формирования федерального бюджета12

 

Показатель

Ед. изм.

2011 год

отчет

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

закон с учетом изменений

прирост к преды-дущему году

Прог-ноз

прирост к преды-дущему году

Прог-ноз

прирост к преды-дущему году

Прог-ноз

прирост к преды-дущему году

Объем ВВП

млрд. рублей

54 586

60 590

111,0

65 809

108,6

73 391

111,5

81 486

111,0

Курс доллара США (среднегодовой)

руб. за долл. США

29,4

29,2

99,3

29,7

101,7

30,5

102,7

31,5

103,3

Инфляция (ИПЦ),

% к декаб-рю преды-дущего года

6,1

6,0

98,3

5,5

91,7

5,0

90,9

5,0

100,0

Цена на нефть марки «Юралс»

долл./ барр.

109,3

115,0

105,2

97,0

84,3

101,0

104,1

104,0

103,0

Цена на газ (среднеконтракт-ные, включая  страны СНГ)

долл./ тыс.

куб. м

338,8

382,6

112,9

352,9

92,2

341,7

96,8

358,0

104,8

Цена на газ (ДЗ)

долл./ тыс.

куб. м

382,2

439,1

114,9

394,9

89,9

373,7

94,6

389,6

104,3

Объем импорта, всего

млрд. долл.

305,6

351,0

114,9

388,1

110,6

425,9

109,7

466,1

109,4

Налогооблагае-мый объем импорта

млрд. долл.

287,6

333,5

115,9

368,8

110,6

409,6

111,1

438,9

107,2

Объем экспорта, всего

млрд. долл.

516,5

552,4

107,0

520,3

94,2

545,0

104,7

575,3

105,6

Объемы экспорта:

                   

нефти

млн. тонн

244,4

237,1

97,0

237,6

100,2

239,6

100,8

241,6

100,8

газа

млрд. куб. м

189,5

211,8

111,8

233,1

110,1

240,7

103,3

252,8

105,0

нефтепродуктов

млн. тонн

132,1

135,7

102,7

134,0

98,7

129,8

96,9

124,2

95,7

Налогооблагаемые объемы экспорта:

                   

нефти

млн. тонн

203,9

194,4

95,3

194,1

99,8

197,1

101,5

197,4

100,2

газа

млрд. куб. м

107,7

128,6

119,4

149,4

116,2

157,0

105,1

168,5

107,3

нефтепродуктов

млн. тонн

125,7

130,4

103,7

128,7

98,7

124,5

96,7

118,9

95,5

Налогооблагаемые объемы добычи:

                   

нефти

млн. тонн

445,7

452,0

101,4

446,9

98,9

455,9

102,0

455,2

99,8

газа

млрд. куб. м

589,0

614,6

104,3

642,1

104,5

658,1

102,5

672,1

102,1

газового конденсата

млн. тонн

20,5

20,5

100,0

20,5

100,0

20,5

100,0

20,5

100,0


 

Вместе  с тем, существует ряд внешнеэкономических  рисков, которые в среднесрочной  перспективе способны оказать негативное влияние на его динамику. В первую очередь, принимается во внимание вероятность  начала нового кризиса в мировой  экономике, связанного с долговыми  проблемами Европы.

Наряду  с долговыми проблемами Евросоюза  существуют и другие сценарии негативного  развития мировой экономики, обуславливающие  высокую вероятность замедления ее роста и соответственно сокращения спроса на энергоносители, приводящего, в конечном счете, к уменьшению объемов нефтегазовых поступлений в доходы федерального бюджета.

Так, в  оценках Всемирного банка и МВФ  в части возможной динамики цен  на энергоносители учитываются следующие  факторы:

    • замедление роста экономик стран Восточной Азии, снижающие прогнозный уровень цены на нефть в среднесрочной перспективе на 20% (в долгосрочной перспективе – на 10 процентов);
    • рост предложения сланцевой и сверхтяжелой нефти, снижающий спрос на иные нефтепродукты и ведущий к снижению прогнозного уровня цены на нефть в долгосрочной перспективе до уровня около 80 долл. США/барр. (в долларах 2011 года).

В этой связи, необходимо крайне осмотрительно формировать  долговую и бюджетную политику, целенаправленно  снижая уровень ненефтегазового  дефицита федерального бюджета. Кроме  того, для минимизации возможных  негативных последствий ухудшения  внешнеэкономической конъюнктуры  необходимо предусмотреть в пределах утвержденных параметров бюджета механизмы  возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер  по поддержке отраслей экономики, рынка  труда, отраслей социальной сферы.

При этом механизмы и инструменты антикризисной  государственной политики должны быть заранее проработаны. Должны быть заблаговременно  определены варианты возможной корректировки параметров бюджета в случае резкого снижения цены на нефть на мировом рынке и ухудшения экономической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Основные цели и задачи  бюджетной политики на 2013-2015 годы

В 2013 – 2015 годах решение задач социально-экономического развития будет осуществляться в  условиях преемственности курса  бюджетной политики на обеспечение  макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости  бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 – 2015 годах и в период до 2018 года будет  продолжена реализация потенциала повышения  эффективности бюджетных расходов, заложенного в завершающейся  в текущем году Программе Правительства  Российской Федерации по повышению  эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее – новая Программа  повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и  среднесрочную перспективу являются13:

    • укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
    • разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
    • определение параметров развития пенсионной системы;
    • обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 – 2016 годы в программном формате;
    • создание условий для оказания качественных государственных услуг;
    • разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
    • совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
    • обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Для укрепления макроэкономической стабильности и  обеспечения бюджетной устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что позволит минимизировать зависимость бюджетной системы от волатильности цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в  рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть в 2013 – 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и семилетний периоды для 2014 и 2015 годов соответственно.

В дальнейшем планируется ежегодно увеличивать  отчетный период определения базовой  цены на нефть на один год до достижения 10 лет.  

В соответствии с бюджетными правилами предлагается при превышении базовой цены на нефть избыток нефтегазовых доходов направлять в Резервный фонд до достижения его нормативной величины, равной 7% ВВП. В случае если прогнозная цена на нефть окажется, ниже базовой цены, на покрытие возникающего вследствие уменьшения доходов дефицита бюджета будут использоваться средства Резервного фонда.

После достижения нормативной величины Резервного фонда  бюджетными правилами предусматривается  сбережение дополнительных нефтегазовых доходов в Фонде национального  благосостояния. При этом часть этих средств может быть направлена на финансирование инфраструктурных и  других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств Российской Федерации.

В соответствии с бюджетными правилами14:

    • предельные расходы федерального бюджета не должны превышать объем доходов при базовой цене более чем на один процент валового внутреннего продукта;
    • общий объем планируемых расходов на очередной финансовый год не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период;
    • общий объем планируемых расходов на первый год планового периода без учета условно утвержденных расходов в размере 2,5 процента от общего объема расходов не может быть меньше общего объема расходов без учета условно утвержденных расходов, утвержденного на соответствующий финансовый год федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год и плановый период.

Введение  бюджетных правил с 1 января 2013 года позволит в 2013-2015 годах снизить зависимость  федерального бюджета от внешнеэкономической  конъюнктуры, повысить устойчивость и  сбалансированность бюджетной системы, сократить дефицит федерального бюджета, начать сокращение ненефтегазового  дефицита и увеличить Резервный  фонд (таблица 2).

Таблица 2 - Дефицит и ненефтегазовый дефицит в 2012-2015 годах15

 

Показатель

2012 год 
(закон с учетом изменений)

2013 год

2014 год

2015 год

закон

№371-ФЗ

проект

закон

№371-ФЗ

проект

проект

Нефтегазовые доходы, млрд. рублей

6 383,3

5 645,8

5 632,0

6 127,2

6 075,1

6 913,3

в % к ВВП

10,5

8,7

8,5

8,4

8,3

8,5

Дефицит, млрд. рублей

-68,1

-1 024,7

-991,9

-491,1

-459,7

-92,2

в % к ВВП

-0,1

-1,6

-1,5

-0,7

-0,6

-0,1

Ненефтегазовый дефицит, млрд. рублей

-6 451,4

-6 670,5

-6 623,9

-6 618,3

-6 534,8

-7 005,5

в % к ВВП

-10,6

-10,3

-10,1

-9,1

-8,9

-8,6

Поступления в Резервный фонд, млрд. рублей

830,3

570,9

603,7

957,3

988,7

722,6

Цена на нефть, 
долл. США за баррель

115,0

97,0

97,0

101,0

101,0

104,0

Цена сбалансированности 
долл. США за баррель

116,2

113,5

113,9

107,2

108,6

105,4


 

В рамках долгосрочной бюджетной стратегии  Российской Федерации на период до 2030 года планируется:

    • сформировать в соответствии с бюджетными правилами основные характеристики федерального бюджета и параметров бюджета расширенного Правительства до 2030 года;
    • определить предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовое обеспечение государственных программ на период до 2020 года;
    • сформулировать основные подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными ограничениями, наметить ключевые направления бюджетных реформ и другие меры по повышению эффективности бюджетных расходов.

При определении  параметров развития пенсионной системы  необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для работающих, работодателей и  пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование  пенсионной системы необходимо использовать комплексный подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач. Предложения по параметрам развития пенсионной системы будут разработаны к сентябрю 2012 года.

В целях  обеспечения условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы в программном формате будут приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

До конца 2012 года будут утверждены государственные программы «Развитие здравоохранения», «Развитие образования, «Культура России», «Социальная поддержка граждан», «Развитие науки и технологий», «Развитие транспортной системы», «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», «Развитие авиационной промышленности», «Космическая деятельность России», «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», «Развитие судостроения», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Государственная программа обеспечения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

Информация о работе Прогноз социально-экономического развития РФ. Формирование бюджетной политики