Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:46, курсовая работа
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
5. Раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 История развития государственного финансового контроля в России
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 История развития
1.2 Понятие и сущность
государственного финансового
1.3 Виды, формы и методы
государственного финансового
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля
2.2 Финансовый контроль
со стороны Министерства
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля
3.1 Эффективность деятельности
Счетной палаты Российской
3.2 Основные направления
деятельности Счетной платы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Задача создания эффективной,
работоспособной и действенной
системы государственного финансового
контроля является одной из главных
задач, стоящих перед государством.
Более чем десятилетняя практика
российского реформирования показывает,
что экономика несет
Это оказалось настолько
сложным, что до сих пор не выработан
единый подход к реализации экономической
стратегии. Бесспорно одно - успешное
движение России по пути прогресса
невозможно без наведения должного
порядка во всех жизненно важных сферах,
и, прежде всего в финансово-
Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное распоряжение управляющими вверенной им собственностью необходимо контролировать. И, прежде всего такой контроль должен присутствовать в сфере финансов, являющейся главным индикатором экономического здоровья. Именно поэтому в развитых странах уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни и особенно сферы государственных финансов.
Для России в высшей степени
актуальна организация
Данная курсовая работа и
посвящена, прежде всего, изучению ситуации
на примере российского
Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие
и сущность финансового
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы
в области государственного
5. Раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.
Глава 1. Теоретические
основы государственного финансового
контроля 1.1 История развития государственного
финансового контроля в России
История российских органов государственного финансового контроля берет свое начало с 1654 года — с момента учреждения Счетного приказа Алексея Михайловича Романова, созданного для контроля сумм, которые поступали в приход и расход по разным государевым учреждениям.
Петр I вместо Счетного приказа учредил Ревизион-коллегию, «дабы крепкое смотрение было за приходами и расходами».
При Екатерине II были организованы контрольные учреждения в губерниях.
28 января 1811г. на базе
Государственной экспедиции
До 1864 г. ревизия государственных
доходов и расходов в губерниях
России была возложена на особые отделения,
состоявшие при казенных палатах. С
1864 г., со времени преобразования кассового
устройства и государственного контроля,
обязанности по надзору за законностью
и правильностью
С переходом России к началу XX века к монополистическому капитализму сфера государственного хозяйства России существенно расширилась и в большей мере стала источником доходных статей бюджета.
Государственный контроль стал близко соприкасаться со всеми отраслями государственного хозяйства. Публикуемые его органами ежегодные отчеты об исполнении государственной росписи были рассчитаны на то, чтобы внушать доверие к платежеспособности России в глазах ее иностранных кредиторов.
С образованием в октябре 1905 г. Совета министров России Государственный контроль оказался включенным в его состав. Согласно опубликованных 20 февраля 1906 года манифеста и новых положений о Государственном Совете и Государственной Думе к компетенции Думы относилась государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчетом по исполнению росписи.
Сразу возник вопрос о преобразовании
Государственного контроля на началах,
которые приблизили бы его к типу
контрольных ведомств тех стран,
где представительным учреждениям
обеспечено участие в законодательном
процессе. При таком преобразовании
участие Государственного контролера
в составе Совета министров уже
не являлось бы целесообразным, а с
контрольного органа необходимо было
снять административные обязанности.
Хотя проект преобразования Государственного
контроля по западноевропейскому образцу
в Счетную палату был отклонен,
однако в Положение о Совете министров
и в Положение о
Таким образом, в царской России Государственный контроль входил в структуру правительства, но обладал широкими полномочиями и определенными гарантиями самостоятельности.
В марте 1918 г. Государственный контроль был упразднен.
В СССР ведущая роль в
государственном, в том числе
в финансовом контроле, согласно Конституции
СССР, принадлежала Советам народных
депутатов, важное место отводилось
также органам народного
Основная нагрузка в сфере
бюджетно-финансового контроля ложилась
на Министерство финансов СССР, его
контрольно-ревизионное
Для выполнения этих функций Минфину СССР были предоставлены широкие права, в том числе право ограничивать и приостанавливать финансирование из бюджета учреждений, предприятий и организаций, нарушающих финансовую дисциплину; право взыскивать с плательщиков своевременно не перечисленные налоговые и неналоговые платежи в бюджет; право проводить документальные ревизии и обследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
Часто можно встретить
суждения, что в советское время
финансовый контроль был весьма действенный.
То, что финансовых нарушений в
то время было несравнимо меньше —
факт бесспорный. Но трудно однозначно
ответить, являлась ли причиной этого
успешная деятельность органов государственного
финансового контроля или же основной
причиной были особенности самой
советской системы, фактически исключавшей
частную собственность, частное
предпринимательство и, соответственно,
возможности передачи государственных
средств в частное пользование,
жестко пресекавшей все попытки
хищения государственных
Контрольная функция советского государства на всех этапах истории СССР считалась наивысшей задачей государственного строительства. Исторически складывалась система (именно — система!) всеобъемлющего контроля, в том числе и в финансово-бюджетной сфере. Во многом благодаря тотальному и жесткому контролю удалось отмобилизовать финансовые ресурсы на решение поистине грандиозных задач: индустриализация промышленности, электрификация страны, создание мощного военного потенциала и т.д.
Вместе с тем, на определенном
этапе советской истории
Система финансового контроля в СССР была ориентирована на экономику, в которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой административно-командными методами. Государственный контроль за деятельностью исполнительной власти принадлежал Советам народных депутатов. Им были подконтрольны все другие государственные органы и их должностные лица. Другими важными элементами системы финансового контроля были органы народного контроля, которые сочетали в себе государственный и общественный контроль.
Фактический крах в России
на рубеже последнего десятилетия ХХ
века административно-командной
Принятая в 1993 году Конституция
Российской Федерации провозгласила
построение в России демократического
общества. Началось коренное преобразование
структуры государственной
В этих условиях реальный контроль за государственными финансами продолжал осуществлять только Минфин России, но это был внутренний контроль исполнительной власти и ему подлежали, в основном, только средства федерального бюджета. Региональные органы исполнительной власти, которые согласно Конституции получили право самостоятельно распоряжаться государственной собственностью субъектов Российской Федерации, стали создавать собственные финансовые органы и органы финансового контроля. Но это также был только внутренний контроль исполнительной власти. Деятельность же самой исполнительной власти в финансово-материальной сфере, особенно в условиях масштабной приватизации, — оставалась абсолютно бесконтрольной
Информация о работе Пути повышения эффективности государственного финансового контроля