Пути повышения эффективности государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 07:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине «Финансы», выявление проблемы в области финансового контроля, в частности государственного, найти пути решение проблем.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие и сущность финансового контроля.
2. Раскрыть значение финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике.
3. Определить виды финансового контроля.
4. Выявить основные проблемы в области государственного финансового контроля в России.
5. Раскрыть основных направлений для совершенствования в этой области.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы государственного финансового контроля
1.1 История развития государственного финансового контроля в России
1.2 Понятие и сущность государственного финансового контроля
1.3 Виды, формы и методы государственного финансового контроля
Глава 2. Анализ структуры органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в Российской Федерации
2.1 Счетная палата как орган финансового контроля
2.2 Финансовый контроль со стороны Министерства финансов
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного финансового контроля
3.1 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации в 2008 году
3.2 Основные направления деятельности Счетной платы Российской Федерации в 2009 году
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Государственный финансовый контроль.docx

— 66.52 Кб (Скачать файл)

Особое внимание было сосредоточено  на контрольных и экспертно-аналитических  мероприятиях, осуществляемых в целях  обеспечения стабильности финансовой системы России в условиях мирового кризиса, реализации Национального  плана противодействия коррупции  и анализа эффективности деятельности государственных корпораций по достижению ими стратегических целей и задач, поставленных государством.

В 2008 году Счетной палатой  было проведено 501 контрольное и  экспертно-аналитическое мероприятие, из них 320 контрольных мероприятий, которыми было охвачено 767 объектов на территории 68 субъектов Российской Федерации. Количество проведенных  в 2008 году экспертно-аналитических  мероприятий по сравнению с 2007 годом  увеличилось на 133 или в 3,8 раза. В 2008 году по поручению палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов  Государственной Дума Счетной палатой  проведено 11 контрольных мероприятий.

В соответствии с Федеральным  законом «О Счетной палате Российской Федерации», Регламентом Счетной  палаты РФ в отчетном периоде результаты всех контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, иные важнейшие вопросы  рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Всего в 2008 году проведено 60 заседаний Коллегии Счетной палаты, на которых рассмотрено 825 вопросов, из них 395 – по результатам контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий.

О результатах контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  Счетная палата информировала палаты Федерального Собрания РФ, доводила их до сведения руководителей соответствующих  органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций.

Особо важные результаты контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  докладывались главе государства  на рабочих встречах Президента РФ с Председателем Счетной палаты С.В.Степашиным. Всего Президент  РФ был проинформирован по 38 вопросам, в том числе:

·  о результатах мониторинга целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных до 1 января 2007 года на формирование накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, включенных в реестр участников накопительно-ипотечной системы;

·  о проверке эффективности планируемого использования средств федерального бюджета на реализацию ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»;

·  о создании государственной системы мониторинга состояния и использования лесного фонда на базе статистических показателей;

·  о результатах проверки использования в 2006-2007 годах средств Инвестиционного фонда РФ на финансирование инвестиционных проектов;

·  об эффективности использования бюджетных средств выделенных Республике Ингушетия в 2006-2007 годах, на выполнение приоритетных национальных проектов.

По итогам этих мероприятий  Правительству РФ, Минфину России, главным распорядителям средств  федерального бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлено 267 представлений  Счетной палаты и 351 информационное письмо. Правительству РФ направлено 3 представления Счетной палаты и 112 информационных писем.

Рис 1.Динамика направленных представлений в 2008 году по адресатам

В органы прокуратуры, иные правоохранительные органы направлен 121 материал проверок счетной палаты. По материалам контрольных мероприятий  Счетной палаты в 2008 году возбуждено 25 уголовных дел.

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере на сумму 94,6 млрд. рублей, устранено финансовых нарушений на сумму 1,0 млрд. рублей. В 2008 году объем нецелевого использования  бюджетных средств составил 1965,5 млн. рублей, блокировано и возмещено  средств на сумму 687,2 млн. рублей. Основные показатели, характеризующие работу Счетной палаты в 2008 году, приведены  в приложении №1

3.2 Основные направления  деятельности Счетной платы Российской  Федерации в 2009 году

Приоритетными направлениями  деятельности Счетной палаты на 2009-2011 годы, утвержденные Коллегией Счетной  палаты, предусмотрено осуществление  комплексов контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий, обеспечивающих реализацию задач и функций, возложенных  на Счетную палату Федеральным законом  «О Счетной палате Российской Федерации», Бюджетным кодексом РФ, Национальным планом противодействия коррупции, утвержденным Президентом РФ 31 июля 2008г. №Пр-1568, контроль использования  государственных средств, направляемых на финансирование мер по обеспечению  регистрации стратегических целей  и приоритетных задач, определенных в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ и Бюджетном  послании Президента РФ.

В составе комплексов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению повышения качества жизни запланировано проведение проверок использования бюджетных  средств, выделяемых на обеспечение  последовательного повышения уровня пенсионного обеспечения, на повышение  продолжительности жизни, увеличение денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, социальное обеспечение населения, решение  проблемы обеспечения жильем военнослужащих и реализацию программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

В составе комплектов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению экономического роста  предусмотрено проведение проверок использования государственных  ресурсов, направляемых на реализацию проектов с применением новых  механизмов государственно-частного партнерства, развитие транспорта и транспортной инфраструктуры, обеспечение повышения  устойчивости снабжения населения  и экономики электроэнергией, развитие особых экономических зон, на обеспечение  повышения качества управления государственной  собственностью.

Запланировано проведение комплекса  контрольных и экспертно-аналитических  мероприятий по обеспечению реализации стратегических целей и приоритетов  РФ в области обороноспособности и безопасности государства.

В составе комплексов контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий  по обеспечению потенциала развития предусмотрены проверки использования  государственных ресурсов на финансирование науки, расходов на охрану окружающей среды, на обеспечение реализации стратегии  развития наноиндустрии, развитие культурного  потенциала.

В 2009 году Счетной палатой  будет продолжен контроль за использованием государственных средств, направляемых на реализацию приоритетных национальных проектов (ПНП) «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам  России», «Образование», на обеспечение  основных мероприятий по улучшению  демографической ситуации в РФ, а  также Государственной программы  развития сельского хозяйства и  регулирования рынков сельскохозяйственной продукции на 2008-2009 годы, в рамках которой реализовывается национальный проект «Развитие агропромышленного  комплекса».

В 2009 году будет осуществляться контроль эффективности расходования средств федерального бюджета на подготовку к проведению саммита  АТЭС в г.Владивостоке в 2012 году, выполнение ФЦП «Развитие Дальнего Востока  и Забайкалья» до 2013 года.

Усилия Счетной палаты в 2009 году будут направлены на обеспечение  и дальнейшее развитие единой системы  предварительного, оперативного и последующего контроля за формированием и исполнением  федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Потенциал Счетной палаты в 2009 году сконцентрируется на комплексном  анализе межбюджетных отношений, выработке  рекомендаций по гармоничному развитию бюджетной системы РФ как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РФ и муниципальных образований.

Будет обеспечиваться всесторонний системный контроль эффективности  использования средств федерального бюджета направляемых на развитие международного сотрудничества, включая мероприятия  в рамках Союзного государства, а  также средств, направляемых на поддержку  Южной Осетии и Абхазии.

В 2009 году будет продолжена работа по повышению уровня и качества взаимодействия Счетной палаты с  высшими органами финансового контроля зарубежных стран, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, правоохранительными органами.

Повышение эффективности  деятельности Счетной палаты, совершенствование  научно-методического, правового, информационно-технологического обеспечения контрольно-ревизионной  и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты.

 
Заключение

Организация и функционирование эффективной системы финансового  контроля — обязательный и непременный  элемент государственной финансовой политики. Государственный финансовый контроль, играя существенную роль в обеспечении функционирования государства, одновременно может квалифицироваться  как функция социального управления и правового регулирования.

Сегодня назрела необходимость  должного правового регулирования  организации и деятельности органов  государственного контроля, так как  контрольная деятельность в России пока малоэффективна.

В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование действующего законодательства, призванное способствовать развитию методологической базы, терминологического единообразия и механизма формирования и функционирования системы финансового  контроля. Важным является устранение незавершенности в вопросах формирования правовой базы государственного контроля. Нужно законодательно закрепить  задачи, права, сферу действия каждого  органа финансового контроля.

При совершенствовании системы  финансового контроля, принципиально  важно использование зарубежного  опыта. Здесь речь может идти о  поэтапной частичной или полной апробации отдельных областей данной практики.

Принципиально значимым представляется достижение в деятельности органов  муниципального финансового контроля, региональных контрольно-счетных органов  и Счетной палаты Российской Федерации  такой меры взаимосогласованности, которая исключала бы обособленность, самозамкнутость финансового контроля на любом из уровней исполнительной власти. Лишь после решения соответствующих  задач можно будет говорить об успешном формировании целостной системы  финансового контроля в России.

Совершенствование государственного финансового контроля в России позволит целесообразно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы  страны, а также движение финансовых потоков от отправителя к адресату. Снизится вероятность, что денежные средства будут использованы с нарушениями  законодательства и будет уверенность, что данные денежные средства будут  использованы по целевому назначению. Совершенствование финансового  контроля будет препятствовать и  нарушению законности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, обнаружению  и раскрытию противоправных деяний, выявлению и устранению причин и  условий, способствующих такого рода действиям.

Весьма своевременным  является предоставление в законодательном  порядке широких полномочий Счетной  палате, являющейся во всех развитых странах  высшим судебным и независимым органом  контроля за формированием и использованием государственных средств.

 
Список использованной литературы

1)  Федеральный закон от 11 октября 1995г. №4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 09.02.2009г.);

2)  Закон РФ от 27 ноября 1992г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 29.11.2007г.);

3)  Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 10.03.2009г.);

4)  Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. №329 «О министерстве финансов Российской Федерации» (ред. от 10.03.2009г.);

5)  Указ Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 25.12.2008г.);

6)  Указ Президента РФ от 20 мая 2004г. №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 25.12.2008г.);

7)  Указ Президента РФ от 14 августа 1996г. №1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. от 29.11.2004г.);

8)  Отчет о работе Счетной палаты РФ в 2008 году. Утвержден коллегией Счетной палаты РФ (протокол №10К(647) от 20 февраля 2009г.);

9)  Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П. «Финансовый контроль», Москва: Камерон, 2004г., 272 стр.;

10)  Грязнова А.Г., Маркина Е.В. «Финансы», Москва: Финансы и статистика, 2006г., 504 стр.;

11)  Ковалева А.М «Финансы», Москва: финансы и статистика, 2005г., 384стр.;

12)  Нешитой А.С. «Финансы», Москва: Дашков и Кº, 2005г., 512 стр.;

13)  Степашин С.В. «Контрольно-счетные органы Российской Федерации», Москва: Финансовый контроль, 2001г., 152 стр.;

14)  www.ach.gov.ru – Официальный сайт Счетной палаты РФ

 

Приложение

Показатель

2008 г.

2007 г.

2006 г.

1

2

3

4

Проведено контрольных и  экспертно-аналитических мероприятий

501

504

587

Проведено экспертно-аналитических  мероприятий

181

48

36

Проведено контрольных мероприятий:

320

456

551

в том числе по поручениям и обращениям палат Федерального Собрания РФ, 

из них:

11

30

28

по поручениям Совета Федерации  и обращения членов Совета Федерации

6

3

7

по поручениям Государственной  Думы и обращениям депутатов Государственной  Думы

5

27

21

Количество актов по результатам  контрольных мероприятий

1147

1285

1500

Выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере (млрд. рублей)

94,6

132,3

82,3

Выявлено нецелевое использование  средств (млрд. рублей)

1,97

0,97

2,7

Устранено финансовых нарушений (млрд. рублей)

1,0

58,3

1,2

в том числе блокировано, возмещено средств, использованных не по целевому назначению (млрд. рублей)

0,69

0,59

0,5

Фактические затраты на содержание Счетной палаты (млн. рублей)

1795,4

1371,6

1193,1

Количество направленных представлений и предписаний

267

391

392

Количество представлений  и предписаний Счетной палаты, срок исполнения которых истек

198

310

303

Количество представлений  и предписаний Счетной палаты, снятых с контроля (исполненных)

188

261

271

Количество материалов, направленных в органы прокуратуры, иные правоохранительные органы

121

130

84

Количество возбужденных уголовных дел

25

40

87

Проведено заседаний Коллегии Счетной палаты

60

59

51

Рассмотрено вопросов на заседании  Коллегии Счетной палаты,

825

780

736

в том числе по результатам  контрольных мероприятий

395

360

376

Количество договоров, соглашений с контрольно-счетными органами субъектов  РФ

84

86

86

Количество соглашений с  зарубежными ВОФК

59

58

49

Информационное присутствие  Счетной палаты: 

количество публикаций 

количество пользователей WEB-сайта (тыс. чел.) 

количество теле- и радиосюжетов

2190

366,5

720

2600

510

820

2400

395

782

Состав сотрудников Счетной  палаты по образованию (чел./%): 

высшее профессиональное  

среднее профессиональное

1198/97,0

17/1,4

1101/97,5

14/1,2

1093/97,6

11/1

Профессиональное образование  сотрудников Счетной палаты (чел./%):  

финансово-экономическое 

юридическое 

управление

606/49,1

222/18,0

94/7,6

573/50,8

201/17,8

86/7,6

573/52,4

183/16,7

85/7,8

             

Информация о работе Пути повышения эффективности государственного финансового контроля