Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:17, курсовая работа
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно- финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…..4
1.1. Рынок государственного кредита как экономическая категория……..4
1.2. Отличие государственного кредита от банковского кредита………….7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ…10
2.1. Анализ внутреннего государственного кредита…………………………10
2.2. Анализ внешнего государственного кредита……………………………19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА В РФ………………………………………………………………………………..24
3.1. Проблемы развития кредитного рынка………………………………….24
3.2. Пути совершенствования кредитного рынка……………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………32
С помощью банковского кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.
Государственный кредит
при правильной его ориентации
оказывает позитивное
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ.
2.1. Анализ внутреннего государственного кредита.
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 5 343 217,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 года на 1 185 063,4 млн. рублей.
За 2012 год доля государственного внешнего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации сократилась с 29,3% до 21,6%, соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации выросла с 70,7% до 78,4 процента.
Изменение объемов государственного долга Российской Федерации
за 2010 – 2013 (план) гг., млн. рублей
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012год |
2013 год |
Государственный долг Российской Федерации – всего |
2 692 013,1 |
3 233 151,2 |
4 158 154,0 |
5 343 217,4 |
к ВВП(%) |
6,5 |
8,3 |
9,2 |
9,8 |
в том числе: |
||||
Государственный внутренний долг Российской Федерации |
1 837 015,3 |
2 461 635,6 |
3 546 415,2 |
4 064 326,1 |
к ВВП(%) |
3,6 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
Государственный внешний долг Российской Федерации |
1 192 188,7 |
1 138 420,6 |
1 217 762,4 |
1 152 664,4 |
к ВВП(%) |
2,9 |
2,9 |
2,7 |
2,1 |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года составил 3 546 415,2 млн. рублей, что на 1 084 779,6 млн. рублей больше, чем на 1 января 2012 года, что составило 44%; на 1 января 2012 года составил 2 461 635,6 млн. рублей , что на 624 620,3 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года, что составило 34%.
Представим динамику объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, млрд.рублей за 2010-2013 (план) гг. на рисунке 1.
Рис. 1. Динамика объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.
По данным рисунка 1 видно, что государственный внутренний долг РФ имеет стабильную динамику ежегодного увеличения.
Изучив динамику, представленную на рисунке 1, можно сказать, что объем государственного внутреннего долга в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 624,6 млрд. рублей (или на 34%), в 2012 году по сравнению с 2011 годом – увеличился на 1084,8 млрд. рублей (или на 44%), в 2013 году объем государственного внутреннего долга планируется увеличиться по сравнению с 2012 годом на 517,9 млрд. рублей (или на 14,6%).
Таким образом, проанализировав и изучив динамику государственного внутреннего долга Российской Федерации, можно отметить ежегодный рост объема государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Анализ состава и структуры государственного внутреннего долга.
Государственный внутренний
долг РФ – финансовые обязательства России,
возникающие в связи с привлечением для
выполнения государственных программ
и заказов средств негосударственных
организаций и населения страны.
В Российской Федерации внутренний долг включает в
себя долговые обязательства Правительства
РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими
и физическими лицами, если иное не установлено
законодательными актами, обеспечивается
всеми активами, находящимися в распоряжении
Правительства РФ. Внутренний долг охватывает
задолженности прошлых лет, вновь возникшие
задолженности и долговые обязательства
бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской
Федерации определены следующие формы
внутреннего государственного долга:
- государственные займы,
осуществленные путем выпуска
ценных бумаг от имени
- договоры и соглашения
о получении Российской
- договоры о предоставлении
Российской Федерацией
- соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
- основная номинальная
сумма долга по
- объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
- объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
- объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:
- государственные краткосрочные облигации ГКО;
- государственные долгосрочные облигации;
- облигации государственного сберегательного займа;
- облигации внутреннего
государственного валютного
- казначейские векселя
и обязательства: золотые сертификаты
Министерства финансов РФ. Федеральным
законом «О восстановлении и
защите сбережений граждан
Представим структуру и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010 – 2013 гг. в таблице 2.
Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010-2013 гг., млн. руб.
Виды долга |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации | ||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год (прогноз) | ||
Объем государственного внутреннего долга – всего: |
1 837 015,3 |
2 461 635,6 |
3 546 415,2 |
4 064 326,1 | |
Государственные ценные бумаги - всего, в том числе: |
1 561 214,8 |
2 071 601,8 |
3 121 288,8 |
3 628 925,8 | |
ОФЗ-ПД |
1 038 215,8 |
1 330 995,2 |
2 323 688,0 |
2 723 560,4 | |
ОФЗ-АД |
415 583,7 |
465 250,2 |
501 465,3 |
550 240,1 | |
ГСО |
107 415,1 |
185 356,2 |
206 135,3 |
265 125,1 | |
ОВОЗ |
- |
90 000,0 |
90 000,0 |
90 000,0 | |
Прочие |
0,2 |
0,2 |
0,2 |
0,2 | |
Государственные гарантии |
272 249,8 |
386 250,3 |
421 125,2 |
431 250,0 | |
Государственные долговые товарные обязательства |
3 550,7 |
3 783,5 |
4 001,2 |
4 150,3 |
Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 % (за 2011 год) и 84,6 % (за 2012 год).
В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.
В результате операций, проведенных
Минфином России в 2011 году, государственный
внутренний долг Российской Федерации,
выраженный в государственных ценных
бумагах Российской Федерации, по состоянию
на
1 января 2012 года составил 2 071 601,8 млн. рублей
(по состоянию на 1 января 2013 года – 3 121 288,8
млн. рублей).
Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2012 год составило 50,7 % или 1 049 687,0 млн. рублей.
Основная доля в объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, приходится на ОФЗ-ПД (51,4 процента). Объем долга по ОФЗ-ПД увеличился за указанный период на 485 109,5 млн. рублей. В 2011 году в рамках проводимой аукционной политики Минфином России размещены семь новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом с фиксированными сроками обращения: ОФЗ-ПД № 25076RMFS с погашением в 2014 году и объемом эмиссии 136 261,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25077RMFS с погашением в 2016 году и объемом эмиссии 97 232,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25078RMFS с погашением в 2013 году и объемом эмиссии 99 736,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25079RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 101 569,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 26204RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 146 726,5 млн. рублей, № 26205RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 44 800,8 млн. рублей и № 26206RMFS с погашением в 2017 году и объемом эмиссии 92 034,2 млн. рублей. Объем долга по ОФЗ-АД увеличился за указанный период на 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил по закрытой подписке ОФЗ-АД выпуска № 46023RMFS с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.
Объем долга по ГСО-ППС увеличился
за указанный период на
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил
по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0
млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил
размещение государственных сберегательных
облигаций. В течение года размещены
пять выпусков государственных сберегательных
облигаций с постоянной процентной ставкой
купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением
в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей,
ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году
и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС
№ 36003RMFS с погашением в 2018 году и объемом
эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36004RMFS
с погашением в 2021 году и объемом эмиссии
50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS с погашением
в 2021 году и объемом эмиссии 70 650,0 млн. рублей.
Размещение ГСО осуществлялось по закрытой
подписке.
В 2011 году Минфин России впервые разместил на международном рынке капитала облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации выпуска № 49001RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.
Фактически сложившийся график погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации свидетельствует о равномерном распределении погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации в течение длительного периода времени, что снижает кредитные риски (риск неплатежа), обеспечивая возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.
Результатом проводимой Минфином России в 2012 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось следующее изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ (таблица 3).
Изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год (план) |
Объем рыночного долга, млрд. рублей |
2 054,1 |
2 456,2 |
2 803,3 |
3 012,3 |
Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней |
1 337,1 |
1 350,1 |
1 390,4 |
1 410,2 |
Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о следующем:
- за указанный период
рыночный долг, выраженный в государственных
ценных бумагах Российской
- за указанный период дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сохранилась на оптимальном уровне и составила 3,8 года на начало 2012 года (справочно: на начало 2011 года – 3,7 года).
По государственным гарантиям Российской Федерации изменение государственного внутреннего долга Российской Федерации составило 165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:
1) предоставления
- по заимствованиям открытого
акционерного общества «
(4 гарантии);