Пути совершенствования кредитного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно- финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…..4
1.1. Рынок государственного кредита как экономическая категория……..4
1.2. Отличие государственного кредита от банковского кредита………….7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ…10
2.1. Анализ внутреннего государственного кредита…………………………10
2.2. Анализ внешнего государственного кредита……………………………19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА В РФ………………………………………………………………………………..24
3.1. Проблемы развития кредитного рынка………………………………….24
3.2. Пути совершенствования кредитного рынка……………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………32

Файлы: 1 файл

kursach_ilinu.docx

— 89.03 Кб (Скачать файл)

  С помощью банковского  кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении.

  Государственный кредит  при правильной его ориентации  оказывает позитивное воздействие  на экономику. Мобилизация государством  временно свободных денежных  средств населения, предприятий  и организаций способствует нормализации  и укреплению денежного обращения  в стране и одновременно служит  источником доходов для держателей  государственных ценных бумаг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА  В РФ.

 

2.1. Анализ внутреннего  государственного кредита.

 

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 5 343 217,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 года на 1 185 063,4 млн. рублей.

За 2012 год доля государственного внешнего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации сократилась с 29,3% до 21,6%, соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации выросла с 70,7% до 78,4 процента.

                                                                                                   Таблица 1.1

Изменение объемов государственного долга Российской Федерации

за 2010 – 2013 (план) гг., млн. рублей

Показатель

2010 год

2011 год

2012год

2013 год

Государственный долг Российской Федерации – всего

2 692 013,1

3 233 151,2

4 158 154,0

5 343 217,4

к ВВП(%)

6,5

8,3

9,2

9,8

в том числе:

       

Государственный внутренний долг Российской Федерации

1 837 015,3

2 461 635,6

3 546 415,2

4 064 326,1

к ВВП(%)

3,6

5,4

6,5

7,7

Государственный внешний долг Российской Федерации

1 192 188,7

1 138 420,6

1 217 762,4

1 152 664,4

к ВВП(%)

2,9

2,9

2,7

2,1


                                                                                                     

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на            1 января 2013  года составил 3 546 415,2  млн. рублей, что на 1 084 779,6 млн. рублей больше, чем на 1 января 2012 года, что составило 44%; на 1 января 2012 года составил 2 461 635,6 млн. рублей , что на 624 620,3 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года, что составило 34%.

Представим динамику объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, млрд.рублей  за 2010-2013 (план) гг. на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика объемов государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.

По данным рисунка  1 видно, что государственный внутренний долг РФ имеет стабильную динамику ежегодного увеличения.

Изучив динамику, представленную на рисунке 1, можно сказать, что объем государственного внутреннего долга в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился на 624,6 млрд. рублей (или на 34%), в 2012 году по сравнению с 2011 годом – увеличился на 1084,8 млрд. рублей (или на 44%), в 2013 году объем государственного внутреннего долга планируется увеличиться по сравнению с 2012 годом на 517,9 млрд. рублей (или на 14,6%).

Таким образом, проанализировав и изучив динамику государственного внутреннего долга Российской Федерации, можно отметить ежегодный рост объема государственного внутреннего долга Российской Федерации.

Анализ состава и структуры государственного внутреннего долга.

Государственный внутренний долг РФ – финансовые обязательства России, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны. 
В Российской Федерации внутренний долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. 
Статьей 98 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего государственного долга:

- государственные займы, осуществленные путем выпуска  ценных бумаг от имени Российской  Федерации;

- договоры и соглашения  о получении Российской Федерацией  бюджетных ссуд и бюджетных  кредитов от бюджетов других  уровней бюджетной системы Российской  Федерации;

- договоры о предоставлении  Российской Федерацией государственных  гарантий;

        - соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В соответствии с пунктом 3 этой же статьи в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

- основная номинальная  сумма долга по государственным  ценным бумагам Российской Федерации;

- объем основного долга  по кредитам, полученным Российской  Федерацией;

         - объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по  государственным гарантиям, предоставленным  Российской Федерацией.

Основные государственные долговые обязательства, обеспеченные Правительством РФ, включают:

- государственные краткосрочные  облигации ГКО;

- государственные долгосрочные  облигации;

- облигации государственного  сберегательного займа;

- облигации внутреннего  государственного валютного займа;

- казначейские векселя  и обязательства: золотые сертификаты  Министерства финансов РФ. Федеральным  законом «О восстановлении и  защите сбережений граждан Российской  Федерации» обесцененные после 1991 года вклады граждан признаны внутренним долгом государства.

Представим структуру и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010 – 2013 гг. в таблице 2.

                                                                                                  Таблица1. 2                                

Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2010-2013 гг., млн. руб.

Виды долга

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации

2010 год

2011 год

2012 год

 

2013 год (прогноз)

Объем государственного внутреннего долга – всего:

1 837 015,3

2 461 635,6

3 546 415,2

4 064 326,1

Государственные ценные бумаги - всего,   в том числе:

1 561 214,8

2 071 601,8

3 121 288,8

3 628 925,8

ОФЗ-ПД

1 038 215,8

1 330 995,2

2 323 688,0

2 723 560,4

ОФЗ-АД

415 583,7

465 250,2

501 465,3

550 240,1

ГСО

107 415,1

185 356,2

206 135,3

265 125,1

ОВОЗ

-

90 000,0

90 000,0

90 000,0

Прочие

0,2

0,2

0,2

0,2

Государственные гарантии

272 249,8

386 250,3

421 125,2

431 250,0

Государственные долговые товарные обязательства

3 550,7

3 783,5

4 001,2

4 150,3


 

Анализ данных, представленных в таблице 2, показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 %   (за 2011 год) и  84,6 % (за 2012 год).

В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.

В результате операций, проведенных Минфином России в 2011 году, государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, по состоянию на 
1 января 2012 года составил 2 071 601,8 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2013 года – 3 121 288,8 млн. рублей).

Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2012 год составило 50,7 % или 1 049 687,0 млн. рублей.

Основная доля в объеме государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации, приходится на ОФЗ-ПД (51,4 процента).             Объем долга по ОФЗ-ПД увеличился за указанный период на 485 109,5 млн. рублей. В 2011 году в рамках проводимой  аукционной политики Минфином России размещены семь новых выпусков облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом с фиксированными сроками обращения: ОФЗ-ПД № 25076RMFS с погашением в 2014 году и объемом эмиссии 136 261,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25077RMFS с погашением в 2016 году и объемом эмиссии 97 232,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25078RMFS с погашением в 2013 году и объемом эмиссии 99 736,5 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 25079RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 101 569,1 млн. рублей, ОФЗ-ПД № 26204RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 146 726,5 млн. рублей, № 26205RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 44 800,8 млн. рублей и № 26206RMFS с погашением в 2017 году и объемом эмиссии 92 034,2 млн. рублей.  Объем долга по     ОФЗ-АД увеличился за указанный период на 264 000,0 млн. рублей, или на 32,4% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 1 079 583,7 млн. рублей. В 2011 году Минфин России разместил  по закрытой подписке ОФЗ-АД выпуска № 46023RMFS с погашением в 2026 году и объемом эмиссии 295 000,0 млн. рублей.

 Объем долга по ГСО-ППС увеличился за указанный период на  
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0 млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил размещение государственных сберегательных облигаций. В течение  года размещены пять выпусков государственных сберегательных облигаций с постоянной процентной ставкой купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36003RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС № 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS с погашением в 2021 году и объемом эмиссии 70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось по закрытой подписке.

В 2011 году Минфин России впервые разместил на международном рынке капитала облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации выпуска № 49001RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.

 Фактически сложившийся график погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации свидетельствует о равномерном распределении погашения государственных ценных бумаг Российской Федерации в течение длительного периода времени, что снижает кредитные риски (риск неплатежа), обеспечивая возможность гарантированного выполнения Минфином России обязательств по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации независимо от состояния бюджета.

Результатом проводимой Минфином России в 2012 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось следующее изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ (таблица 3).

                                                                                                  Таблица 1.3

Изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ за 2010-2013 (план) гг., млрд. руб.

Показатель

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год (план)

Объем рыночного долга, млрд. рублей

2 054,1

2 456,2

2 803,3

3 012,3

Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней

1 337,1

1 350,1

1 390,4

1 410,2


 

         Данные, представленные в таблице 3, свидетельствуют о следующем:

- за указанный период  рыночный долг, выраженный в государственных  ценных бумагах Российской Федерации, увеличился на 749,2 млрд. рублей или  на 36,5%,  и составил 2 803,3 млрд. рублей (на конец 2011 года),

- за указанный период  дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ сохранилась на оптимальном уровне  и составила  3,8 года на начало 2012 года (справочно: на начало 2011 года – 3,7 года).

По государственным гарантиям Российской Федерации изменение государственного внутреннего долга Российской Федерации составило 165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:

1) предоставления государственных  гарантий Российской Федерации  на общую сумму 202 354,7 млн. рублей, в том числе:

- по заимствованиям открытого  акционерного общества «Агентство  по ипотечному жилищному кредитованию»  на сумму 22 000,0 млн. рублей  
(4 гарантии);

Информация о работе Пути совершенствования кредитного рынка