Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:17, курсовая работа
Кредит выступает опорой современной экономики, неотъемлемым элементом экономического развития. Его используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые структуры; как государства, правительства, так и отдельные граждане.
Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно- финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА…..4
1.1. Рынок государственного кредита как экономическая категория……..4
1.2. Отличие государственного кредита от банковского кредита………….7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА В РФ…10
2.1. Анализ внутреннего государственного кредита…………………………10
2.2. Анализ внешнего государственного кредита……………………………19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА В РФ………………………………………………………………………………..24
3.1. Проблемы развития кредитного рынка………………………………….24
3.2. Пути совершенствования кредитного рынка……………………………..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………32
- по кредитам либо
(4 гарантии);
- по кредитам либо
- по кредитам, привлекаемым
организациями оборонно-
2) списания государственного
внутреннего долга Российской
Федерации по государственным
гарантиям Российской
На погашение государственных долговых товарных обязательств в 2011 году направлено 10,2 млн. рублей, однако, за счет роста цен на товары народного потребления государственный внутренний долг Российской Федерации по данному виду обязательств на 1 января 2012 года увеличился по сравнению с 1 января 2011 года на 232,8 млн. рублей.
Таким образом, изучив структуру государственного внутреннего долга Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что ближайшими задачами на рынке государственного внутреннего долга Российской Федерации являются:
- проведение мероприятий
по ограничению влияния на
ликвидность рынка и
- создание системы инвестирования средств для накопительной части трудовой пенсии, позволяющей, с одной стороны, максимально обеспечить интересы застрахованных лиц, а с другой – сохранить устойчивость, надежность и ликвидность рынка государственного долга;
- оптимизация структуры
государственного внутреннего
- разработка национальной системы сбережений, предоставляющей гражданам Российской Федерации возможность покупки государственных ценных бумаг непосредственно у эмитента;
- достижение структуры
инвесторов на рынке
- существенное снижение внешнего долга путем досрочного погашения части долговых обязательств за счет использования средств стабилизационного фонда.
Перечисленные меры выше меры должны в совокупности положительно повлиять на инвестиционную активность населения России, постепенно приучать его к более цивилизованным методам сохранения собственных накоплений. Вместе с тем расширение рынка государственного внутреннего долга положительно влияет и на снижение темпов инфляции за счет определенной стерилизации денежной массы, находящейся на руках населения. [7, с.232]
А также можно отметить динамику увеличения внутреннего государственного долга Российской Федерации.
2.2. Анализ внешнего
Особенностью экономики современной России в настоящее время является усиление тенденции роста государственного долга. Государственные заимствования сегодня оказывают весьма значительное влияние на экономическое развитие страны и регулирование ее долговых проблем. За последние годы произошли кардинальные изменения в объеме и структуре совокупного национального долга России (государственный внешний и внутренний, внутренний корпоративный и корпоративный долг перед нерезидентами). Уменьшение доли государственного долга и резкое увеличение доли менее надежного корпоративного долга обусловливают необходимость анализа его структуры и динамики.
На 1 января 2013 года объем государственного долга Российской Федерации составил 6 519 894,5 млн. рублей и увеличился по сравнению аналогичным периодом 2012 года на 1 176 677,1 млн. рублей или 18%.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации (далее - внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9%, показатель, утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).
Таблица 2.1
Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в следующей таблице.
На 1 января 2010 года |
На 1 января 2011 года |
На 1 января 2012 года |
На 1 января 2013 года |
2013 г. к 2010 г. % | |||||
отчет |
Закон № 308-ФЗ (с изм. |
проект |
проект | ||||||
млрд. долл. США |
структура, % |
млрд. долл. США |
структура, % |
млрд. долл. США |
структура, % |
млрд. долл. США |
структура, % | ||
Государственный внешний долг, всего |
37,6 |
100 |
53,0 |
100 |
55,6 |
100 |
65,2 |
100 |
142,6 |
в том числе: |
|||||||||
кредиты иностранных государств, кредиты МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте |
8,7 |
23,1 |
7,3 |
13,8 |
6,1 |
11 |
5,5 |
8,4 |
65,7 |
государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинированные в иностранной валюте |
28,0
|
74,5 |
34,2 |
64,5 |
38,2 |
68,7 |
43,9 |
67,4 |
145,6 |
гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
0,9
|
2,4 |
11,5 |
21,7 |
11,3 |
20,3 |
15,8 |
24,2 |
183,5 |
Анализ динамики показывает, что объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза.
Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 % ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта.
Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году сократится по сравнению с 2010 годом на 4,2 процентных пункта и составит 68,7 %, в конце 2013 года составит 65,7 %.
В 2011 - 2013 годах предусматривается увеличение в 1,8 раза государственного внутреннего долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте, что связано с увеличением объемов предоставления указанных государственных гарантий и их исполнением в рамках программ государственных гарантий Российской Федерации на 2011-2013 годы, в том числе в части оказания поддержки экспорта российской промышленной продукции.
Законопроектом (пункт 4 статьи 16) установлены верхние пределы государственного внешнего долга Российской Федерации по указанным гарантиям: на 1 января 2012 года -11,3 млрд. долларов США, на 1 января 2013 года - 15,8 млрд. долларов США.
Доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в общем объеме внешнего долга увеличится с21,7%в2010 году до 28 % в 2013 году, или на 6,3 процентных пункта.
Предусматривается снижение в 2011 - 2013 годах доли задолженности по кредитам правительств иностранных государств и МФО с 13,8 % до 6,3 %.
В течение 2011 - 2013 годов Правительство Российской Федерации должно будет полностью рассчитаться с задолженностью по межправительственным соглашениям с Германией (срок погашения 2013 год), Францией (срок погашения 2011 год) и Турцией (срок погашения 2012 год), также будет завершено погашение задолженности по ряду кредитов МФО.
В государственной долговой книге Российской Федерации числится задолженность перед Румынией (межправительственное соглашение от 29 декабря 1986 года, кредит на строительство предприятия на территории бывшей УССР) и КНДР (межправительственное соглашение от 29 декабря 1988 года), урегулирование и погашение которой в период 2011 -2013 годов, также как и в период 2010-2012 годов, не предусматривается. Процентные ставки по кредитам составляют соответственно 3 % и 4 %. Счетная палата считает целесообразным предложить Правительству Российской Федерации принять меры по урегулированию задолженности по указанным межправительственным соглашениям.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО РЫНКА В РФ
3.1. Проблемы развития кредитного рынка.
Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный исторический период, который определяется специфическими социально-экономическими условиями развития нашей страны.
За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития, но главными особенностями всего прошедшего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, максимальная концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран.
На последнем этапе административно-командного функционирования на кредитном рынке СССР господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой: Госбанк СССР, Стройбанк СССР, Банк внешней торговли, система Гострудсберкасс, Госстрах и Ингосстрах.
Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий. В этих условиях в середине 1980-х гг. была предпринята попытка сформировать в стране довольно специфическую двухуровневую кредитную систему.
На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне находилось пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов практически отсутствовала.
В качестве ответа на негативные последствия этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки, в основном на базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.
В конце 1990 г. Верховный Совет СССР принял закон, который окончательно установил двухъярусную банковскую систему в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.
В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:
Центральный банк России;
банковская система: коммерческие банки, Сберегательный банк России, иные специализированные банки;
специализированные кредитно-финансовые институты: страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансово-строительные компании.
Процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:
существование мелких коммерческих банков, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;
монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке продолжает занимать Сберегательный банк;
отсутствие закона о собственности на землю в качестве основы для создания ипотечных банков;
отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;
отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.
Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.
3.2. Пути совершенствования кредитного рынка.
Бурное развитие кредитного рынка России поставило общество перед системой во многом инновационных для него экономических отношений. Объемы розничного кредитования таковы, что коммуникации на оси "население-банки" из русла чисто финансовых переросли в разряд социальных отношений.
Кредитный рынок стал значительным фактором формирования социального "самочувствия". При благоприятных условиях один из его сегментов - ипотечное кредитование - может стать магистральным способом решения актуальной для России жилищной проблемы. В перспективе именно кредитный рынок рассматривается и как один из основных инструментов развития малого и среднего предпринимательства в России и формирования классической для развитых стран кредитной модели экономики. Таким образом, кредитный рынок имеет определяющее значение как для экономического, так и для социального развития общества.
При этом на бурно растущем российском кредитном рынке наблюдается целый ряд острых проблем.
Во-первых, значительный рост числа невозвратов, неустоявшиеся отношения заемщиков с банками порождает дороговизну ряда кредитных продуктов.
Во-вторых, низкий уровень финансовой грамотности населения снижает эффективность работы кредитных механизмов.
В-третьих, несбалансированность системы юридических и деловых взаимоотношений заемщиков с банками порождает злоупотребления, конфликтные ситуации и определенное социальное напряжение вокруг процессов кредитования.
С учетом социальных факторов "кредитного бума" основной задачей является способствование формированию и развитию российского кредитного рынка, отвечающему таким критериям как: