Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 11:19, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – исследовать систему финансового планирования и бюджетирования на ОАО «Морская волна» и предложить пути ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты планирования и бюджетирования как функции управления предприятием.
2. Охарактеризовать методы финансового планирования и бюджетирования.
4. Проанализировать финансовое планирование на ОАО «Морская волна».
Введение
4
1
Теоретические аспекты планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия
6
1.1.
Сущность и виды планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия
6
1.2.
Принципы и методы планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия
12
2
Анализ планирования финансовой деятельности предприятия
25
2.1.
Оценка основных финансовых показателей предприятия ОАО «Морская волна»
25
2.2.
Анализ планирования доходов и расходов ОАО «Морская волна».
28
3
3.1
3.2
Пути совершенствования планирования финансовой деятельности предприятия
Бюджетирование как форма эффективного финансового планирования
Основные направления планирования и бюджетирования финансовой деятельности предприятия
34
34
39
Выводы и предложения
49
Список использованных информационных источников
Финансовый баланс представляет собой
часть финансового плана
Балансовый метод обеспечивает: единство планирования на всех уровнях управления предприятием; координацию, согласование и увязку разделов и показателей плана; выявление и устранение «узких мест» и диспропорций, вскрытие резервов в развитии отдельных производств и их дальнейшее использование в решении плановых задач; установление необходимых пропорций и темпов развития подразделений и служб предприятия13.
Нормативный метод планирования основан на определении и использовании системы прогрессивных норм и нормативов, учитывающих мероприятия по повышению технического и организационного уровня производства, использованию сырья и материалов, повышению производительности труда. Используемые при планировании нормы и нормативы подразделяются в зависимости от их роли в планировании на три группы:
а) нормы и нормативы, отражающие целевые задачи плана (нормы потребления товаров и услуг, нормы и нормативы использования трудовых ресурсов, расхода материалов, ремонта оборудования и другие);
б) экономические нормы и
в) технико-экономические нормы и нормативы, используемые при технико-экономическом анализе повышения технического и организационного уровня производства, выпускаемой продукции, ввода новых производственных мощностей.
Программно-целевой метод
Факторный метод планирования — это метод количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей, направленный на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Существуют различные методы факторного анализа: индексный, метод цепных подстановок, интегральный и др. Например, при разработке плана производства продукции может быть использована система индексов, характеризующая относительное изменение объема выпуска продукции в зависимости от относительного изменения двух факторов — численности работающих и производительности их труда. Интегральный метод оценки факторных влияний на обобщающий показатели позволяет более точно учитывать влияние отдельных факторов, но является более трудоемким.
Экономико-математические методы планирования основаны на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что обеспечивает перебор большого числа вариантов плана и выбор наиболее целесообразного (оптимального).
В процессе планирования указанные методы используются в их взаимосвязи и взаимодополнении. Например, разработка материальных балансов основана на использовании системы норм и нормативов расхода материалов с балансовым методом, обеспечивающим определение необходимых ресурсов для реализации цели планирования.
Таким образом, в практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, многовариантности, экономико-математического моделирования.
Методологическую основу планирования составляют: принципы, методы, объекты, задачи и временные сроки планирования. К основным принципам планирования на предприятии относятся: комплексность, непрерывность, адаптивность, обоснованность, оптимальность. К основным методам планирования относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический.
Рассмотрим основные этапы бюджетирования:
1. Разработка финансовой
Если для целей бухгалтерского учета объектом учета выступает компания как юридическое лицо или в редких случаях учет ведется по подразделениям, то для управленческого учета интересны сферы финансовой ответственности, распределенные между структурными подразделениями компании и выступающие в качестве объектов бюджетирования. Финансовая структура компании может состоять из центров финансовой ответственности, центров финансового учета или центров возникновения затрат. Различные структуры компании могут относиться к той или иной группе в зависимости от рода деятельности. Например, бухгалтерия и кадровый отдел являются центрами возникновения затрат, прибыли напрямую не приносят, в то время как обособленные производственные подразделения являются одновременно центрами возникновения прибыли и убытков. Таким образом, определив финансовую структуру компании, можно выделить объекты бюджетирования.
2. Создание бизнес-модели
Прежде чем приступать к непосредственному планированию, необходимо представить и разработать четкую структуру бизнес-модели, на основании которой будет осуществляться бюджетирование. Начать следует с рассмотрения организационной структуры компании, т.е. определить, какие из подразделений будут непосредственно участвовать в процессе составления и исполнения бюджета. Далее нужно установить, какие показатели будут фиксироваться: будет ли это финансовое бюджетирование на уровне главной книги, или товарно-ресурсное планирование, или смешанная модель.
Бюджетирование имеет иерархическую структуру. Основной бюджет, как правило, состоит из прогноза:
- прибылей и убытков (расходов и доходов);
- движения денежных средств;
- баланса14.
Прежде чем будет сформирован основной бюджет, необходимо определить, на основании каких показателей он должен строиться.
Товарно-ресурсное планирование, или операционное, может состоять из бюджета: продаж, производства, производственных запасов, прямых затрат на материалы, производственных накладных расходов, прямых затрат на оплату труда, коммерческих расходов, управленческих расходов, а также отчета о прибылях и убытках.
Финансовый бюджет включает инвестиционный и кассовый бюджеты, а также балансовый отчет.
На следующем этапе необходимо определить степень детализации и наполненность бюджетных статей. Например, в случае затратного планирования можно зафиксировать общую сумму расходов на услуги связи на год с помесячным распределением равными долями, а можно детально проработать размеры ежемесячных расходов на мобильные телефоны,
пейджеры и т.д.
3. Формирование бюджета
Формирование бюджета может осуществляться по различным направлениям:
- бюджетирование «сверху-вниз» - составление бюджета руководством компании, которое знает ее долгосрочные цели и предоставляет информацию менеджерам более низкого звена, благодаря чему последние взвешенно планируют свою деятельность и деятельность вверенных им подразделений;
- бюджетирование «снизу-вверх» - составление бюджета путем сбора и фильтрации бюджетной информации от исполнителей к руководству компании. В этом случае в процессе составления бюджета до служб и подразделений организации доводятся контрольные цифры предполагаемого распределения ресурсов на определенный период. Эти структуры формируют свои собственные (первичные) бюджеты исходя из поставленных целей и имеющихся в наличии ресурсов, после чего представляют их на согласование и утверждение. Согласованные первичные бюджеты являются блоками, из которых строится проект бюджета всей организации.
4. Утверждение бюджета
В процессе утверждения бюджета происходят урегулирование его отдельных статей и перераспределение акцентов. Внешний вид проекта бюджета может существенно измениться по сравнению с исходным. Многие факторы обычно не удается предсказать на длительные периоды с высокой степенью точности, поэтому иногда применяется технология гибкого бюджета, в который заранее заложена возможность изменить в зависимости от динамики те или иные показатели.
Данный этап характеризуется тем, что проект бюджета, локализованный в одном месте, подвергается различным структурным и количественным преобразованиям, которые призваны привести его показатели в состояние, наибольшим образом соответствующее оптимальному распределению имеющихся ресурсов15.
После утверждения бюджета необходимо сообщить о всех изменениях составителям первичных бюджетов, т.е. довести до них утвержденные контрольные цифры, а при необходимости дать им возможность скорректировать исходные бюджеты. Сущность этого процесса заключается в выделении фрагментов бюджета (по структуре и сути они являются первичными бюджетами) и доведении их до нижестоящих структур.
5. Контроль за исполнением
Контроль за исполнением бюджета фактически осуществляется с момента его утверждения до окончания периода планирования. На периодической основе проводится анализ результатов деятельности организации и причин отклонений реального исполнения бюджета от запланированного. В основном контроль и анализ осуществляются на основании аналитических отчетов.
Материальный продукт всего процесса - финансовый план, описывающий финансовую стратегию компании и прогнозирующий ее результаты с помощью прогнозных финансовых отчетов: балансового, отчета о прибылях и убытках, об источниках и использовании фондов. План формулирует финансовые цели и эталоны для оценки положения компании. Обычно он также дает обоснование выбранной стратегии и объяснение того, как поставленные цели должны быть достигнуты16.
Эффективное управление финансами организации возможно лишь при планировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующего субъекта. Финансовый план призван обеспечить финансовыми ресурсами предпринимательский план хозяйствующего субъекта. Процесс финансового планирования включает несколько этапов.
План - это конечный результат. Однако процесс его разработки ценен сам по себе. Во-первых, планирование вынуждает финансового менеджера рассматривать совокупный эффект инвестиционных решений вместе с результатами финансовых решений. Во-вторых, планирование заставляет финансового менеджера изучать события, которые могут помешать успеху компании и запасаться стратегиями, которые рассматриваются в качестве запасного средства реагирования в случае появления неожиданных обстоятельств.
Планирование - это процесс разработки и принятия целевых установок в количественном и качественном выражении, а также определения путей их наиболее эффективного достижения. Планирование может рассматриваться как внутреннее дело предприятия или предполагать активное вмешательство государства в этот процесс. Управление и планирование присуще как коммерческим структурам, осуществляющим производство материальных благ и услуг, так и обществу в целом и его отдельным подсистемам. Роль планирования в условиях рынка в том, что предприятие постоянно находится в поиске оптимальных решений по получению максимальной прибыли, рынков сбыта своей продукции, конкуренции товаров и т.п.
Глава 2. Анализ планирования финансовой деятельности предприятия
(на примере ОАО «Морская волна»)
Детализированный
анализ ликвидности и
Анализ
ликвидности баланса
В зависимости от степени ликвидности, то есть скорости превращения в денежные средства, активы и пассивы предприятия разделяются на группы.
Таблица «Анализ ликвидности баланса ОАО «Морская волна»», тыс. руб. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Сопоставление итогов первой группы по активу и пассиву (наиболее ликвидных средств с наиболее срочными обязательствами) позволяет выяснить текущую ликвидность. Текущая ликвидность свидетельствует о платежеспособности предприятия на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени. ОАО «Морская волна» по данному виду ликвидности баланса имеет платежный недостаток в 2008 г. в размере 740 тыс. руб., а в 2009 г. в размере 495 тыс. руб. Таким образом, за 2009 год значение данного показателя уменьшилось на 245 тыс. руб.
Сравнение итогов второй группы по активу и пассиву (быстрореализуемых активов с краткосрочными пассивами) показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей активности в недалеком будущем. ОАО «Морская волна» по данному виду ликвидности баланса имеет платежный недостаток в 2008 г. в размере 885 тыс. руб., а в 2009 г. в размере 831 тыс. руб. Таким образом, за 2008 год значение данного показателя на предприятии уменьшилось на 54 тыс. руб.
Сопоставление итогов третьей группы по активу и пассиву (медленно реализуемых активов с долгосрочными пассивами) отражает перспективную ликвидность. Перспективная ликвидность представляет собой прогноз платежеспособности предприятия на основе сравнения будущих поступлений и платежей. ОАО «Морская волна» по данному виду ликвидности баланса имеет платежный излишек в 2008 г. в размере 57 тыс. руб., а в 2009 г. в размере 159 тыс. руб. За 2009 год значение данного показателя возросло на 102 тыс. руб.
Сопоставление
итогов четвертой группы по активу
и пассиву (труднореализуемых активов
с постоянными пассивами) позволяет
сделать вывод о наличии у
предприятия собственных
Информация о работе Пути совершенствования планирования финансовой деятельности предприятия